Техосмотр по-частному

Проведение обязательного техосмотра автомобилей, вырванное законодателями из рук ГИБДД и переданное страховым компаниям, вызывает большой интерес у коммерческих структур. Только в Удмуртии, помимо существовавших ранее пунктов ТО, появились еще два новых оператора, действующие в союзе со страховщиками и готовые принять первых клиентов уже в ближайшее время. Кроме того, на либерализации условий прохождения ТО не прочь заработать автодилеры.

Под вашу гражданскую ответственность

С 1 января 2012 года вступили в законную силу положения Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств», регулирующие правоотношения, связанные с прохождением ТО. Пожалуй, главным новшеством в этом законе стала передача техосмотра в частные руки. Кстати говоря, проверка состояния автотранспорта и раньше могла проводиться коммерческими структурами, но под жестким контролем ГИБДД. Считалось, что именно этот фактор сдерживал развитие конкуренции на рынке техосмотра и являлся источником коррупции. Законодатели же передали контроль за ТО страховщикам, сделав полис ОСАГО и талон о прохождении ТО зависимыми документами. По сути, страховка без ТО сейчас недействительна (страховщик имеет право взыскать ущерб со страхователя, если техосмотр не был пройден).

Например, в Удмуртии до сих пор услуги техосмотра оказывали всего пять предприятий: ООО «Техконтроль» (г. Ижевск и близлежащие районы), ООО «Техэксперт» (юго-западные районы республики), ООО «Восток» (г. Воткинск), ООО «Центр контроля» (г. Глазов), ООО «Автотест» (г. Сарапул). Остальным вход на рынок был заказан, что не раз вызывало нарекания контролирующих органов.

Так, в 2009 году прокуратура с подачи антимонопольной службы потребовала от правительства республики увеличить число станций техосмотра. Основным нарушением, по мнению антимонопольщиков, было то, что в договоры с организациями по проведению техосмотра включены незаконные условия о запрете УГИБДД МВД по УР заключать аналогичные соглашения с другими предприятиями на определенной в договоре территории.

Этот запрет препятствовал ГИБДД проводить новые конкурсы и привлекать к проведению ТО другие организации, которые вполне могли бы составить конкуренцию существующим. Впрочем, саму автоинспекцию это вполне устраивало. В свое оправдание в ГИБДД заявляли, что сотрудников попросту не хватит в случае увеличения пунктов инструментального контроля. Запрещающий барьер вскоре убрали, но количество операторов не изменилось, несмотря на то, что заявки на соответствующие конкурсы подавало уже более трех десятков претендентов.

В связи с изменениями в правилах прохождения ТО и передачей контроля за этим процессом от ГИБДД к страховым компаниям количество пунктов прохождения техосмотра пока не увеличилось, но это не вызывает никакого беспокойства у профильных чиновников. По их мнению, существующих мощностей вполне достаточно, а появление новых участников на этом рынке не за горами.

«Мы считаем, что сейчас проблемы с техосмотром возникнуть не должно, — говорит Олег Гарин, министр транспорта Удмуртии. — Те мощности, которые в республике есть, могут пропустить через себя в течение года 580 тысяч единиц транспортных средств при потребности в 446 тысяч. Запас мощности у операторов достаточно большой — 5 организаций имеют 10 стационарных и 7 передвижных постов, которые перекрывают всю Удмуртию. Конечно, иногда возникают проблемы — в начале года было немного сложно, когда система менялась. Но в принципе Удмуртская Республика достаточно хорошо к этому подготовилась. У нас в отличие от других регионов не было никаких проблем с талонами ТО, ГАИ подготовила 54 тысячи талонов старого образца, плюс имеется 16 тысяч нового. На сегодняшний день очередей нет».

Конкуренты

Впрочем, конкуренция в этой сфере уже имеет место быть — в январе 2012 года в республике получили аккредитацию РСА два новых оператора — партнер «Росгосстраха» ЗАО «Техосмотр»  и ООО «Управление автомобильным транспортом» — «дочка» глазовского ЧМЗ. Остальные компании, ранее имевшие договоры с ГИБДД, были аккредитованы автоматически.

ЗАО «Техосмотр» кстати, компания не местная — это федеральный партнер «Росгосстраха». И партнеры уже успели наскандалить. Например, «Ведомости» опубликовали информацию о том, что в начале января, когда талон ТО по новому закону правительство «привязало» к полису ОСАГО, многие страховщики столкнулись с проблемой отсутствия талонов ТО и невозможностью законно продавать клиентам, чей талон действовал менее полугода, полисы ОСАГО: «Выход из ситуации нашла компания «Росгосстрах», договорившаяся с оператором ТО, компанией «Техосмотр», и другими операторами, что сотрудники «Росгосстраха» частично заполняют талоны ТО, продают клиентам полисы ОСАГО и отправляют водителей проходить техосмотр и заполнять талон окончательно, чтобы он действовал. Конкуренты обвиняли «Росгосстрах» в нарушении и дискредитации законов о ТО и ОСАГО, «Росгосстрах» все отрицал. Рынок ОСАГО взорвал скандал, который привел к тому, что президент РСА Павел Бунин подал в отставку, которую руководящие органы союза не приняли».

Впрочем, законодатели уже подготовили поправки в закон, позволяющие страховщикам продавать полисы ОСАГО вне зависимости от срока окончания действующего талона ТО — так, как это было раньше. Это, очевидно, не позволит страховым компаниям настаивать на прохождении клиентами ТО в «партнерской компании». Между тем ЗАО «Техосмотр» тесное сотрудничество со страховой компанией считает одним их главных своих преимуществ — пункты для прохождения ТО компания старается располагать в непосредственной близости от офисов страховщиков.

«И если раньше нужно было сначала найти ПИК (пункт инструментального контроля), который таился в самых труднодоступных местах города или области, отстоять очередь и потратить целый день на прохождение техосмотра, то сейчас вся процедура занимает не более 30 минут. Эксперты проводят диагностику, выносят решение, и в случае соответствия автомобиля всем требованиям по безопасности автовладелец получает техталон. Это действительно удобно», — отмечают в пресс-службе компании.

Впрочем, в Удмуртском филиале «Росгосстраха» нам сообщили, что на сегодняшний день осмотр на ЗАО «Техосмотр» в Ижевске не проводится, поскольку идет поиск крытого помещения. Клиенты об этом знают и, в принципе, могут проходить ТО как в «Техосмотре», так и у других операторов. Однако в «Техосмотре» имеют преимущество, уточняют страховщики.

Другой новичок — ООО «Управление автомобильным транспортом» (Глазов), — получивший в январе аккредитацию, техосмотр также пока не проводит, но по другой причине — из-за отсутствия талонов.  По словам директора предприятия Владимира Назарова, ранее оно являлось транспортным цехом ЧМЗ, поэтому в первую очередь пункт ТО открывается для обслуживания собственного автопарка (более 320 транспортных средств), а затем уже, если будет интересно, станут бороться за остальных клиентов.

«Диагностические подразделения на предприятии всегда существовали, пришлось докупать самый мизер. Мощность — 20 авто в день, одна линия», — добавляет Назаров.  По мнению эксперта, в перспективе в Глазове могут открыться еще 3-4 оператора из числа технически оснащенных автодилеров, бывших советских ремонтных заводов, а также автосервисов. «Конкуренция усилится, должен улучшиться сервис. Это не простой бизнес, не пустая поляна, придется потолкаться, с другой стороны, парк автомобилей в городе растет динамично», — отмечает Владимир Назаров.

Представитель ОАО «Реммаш» (Глазов) подтвердил намерение открыть пункт техосмотра, оговорившись, что проект до конца не продумывался. Основной смысл — расширение сервиса для клиентов. На заводе предполагают, что первое время проведение техосмотра не принесет ощутимой прибыли. «Всё зависит от стоимости. Сейчас она низкая. Возможно, ее повысят. В Глазове достаточно машин, чтобы хозяйствовать. Два пункта для Глазова — это очень мало, тем более что спрос на ТО носит сезонный характер. Просто «растянуть» всех клиентов на весь год у одного оператора не получится, уверены на предприятии. Одним из своих конкурентных преимуществ там считают — удачное территориальное расположение в городе.

Директор ООО «Центр контроля» Александр Вдовин не исключает, что в конкурентной борьбе придется снижать цену. Хотя есть и другие варианты — например, мелкие неисправности, регулировки будут устраняться на месте и, возможно, бесплатно. «Глазов — небольшой город (около 30 тысяч автомобилей). Много предприятий-операторов здесь будет лишним, — говорит Александр. — С точки зрения бизнеса проведение техосмотра прибыльно, но при слабой конкуренции. У нас это не основное направление. Основная деятельность — обеспечение стройки автотранспортом (Чепецкое строительное управление). Площади свободные были — вложили немного денег и открыли дополнительное предприятие. Открывать такое же предприятие в Глазове вновь — не думаю, что быстро окупится. К тому же в связи с мораторием в 2011 году мы потеряли около половины клиентов. Кроме того, страховщики пытаются всеми силами выдавать талоны сами».

Напомним, по федеральному закону размер платы за проведение ТО устанавливается операторами самостоятельно, однако он не должен превышать максимума, обозначенного высшим исполнительным органом государственной власти того или иного субъекта РФ в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам. Решением правительства Удмуртии максимум для легковых автомобилей составляет 420 рублей (см. таблицу). Как пояснил Олег Гарин, изначально цифра рассчитывалась исходя из нормативов на час/затраты на каждую операцию и  получилась несколько выше. Однако правительство решило оставить ее на прошлогоднем уровне — 380 рублей. Добавилась стоимость талона — 40 рублей. Кроме того, в прошлом году необходимо было оплачивать госпошлину — 300 рублей. Итого весь техосмотр обходился в 680 рублей.

Дополнительный заработок

По оценкам операторов, минимальные вложения в организацию пункта ТО с нуля составят от 1-1,5 млн рублей, включая закупку оборудования и обучение персонала. Реестр стендов для гостехконтроля достаточно обширный, в том числе оборудование от российских до немецких производителей. В расходы нужно добавить также покупку помещения или территории для размещения ПИК и офиса для приема клиентов. Можно и арендовать, но, учитывая трудоемкость монтажа и вес оборудования, покупка более целесообразна. При усредненной стоимости по всем типам автомобилей 600 рублей, к примеру, для Глазова с автопарком в 30 тысяч автомобилей общая годовая выручка составит 18 млн рублей. Теоретически бизнес окупаемый. И обязательность прохождения его главное преимущество перед обычным сервисом.

Так, по мнению Сергея Руденко, директора ООО «Восток» (г. Воткинск), несмотря на невысокую стоимость ТО, в Воткинске найдутся желающие составить ему конкуренцию. «Тарифы очень невысокие. ТО стоит 380 рублей с машины. А чтобы проверить только одну позицию, автосервис берет 300 рублей. Какой смысл занимать на полчаса свою территорию? Они фары отрегулируют за 5 минут за эту же сумму. И все-таки, я думаю, все равно кто-то появится. Наверное, автосервисы захотят не только проверить авто, но и отремонтировать», — рассуждает он, отмечая, что законодательство еще сырое и не все, кто мог бы заняться этим направлением, в ситуации разобрались.

Между тем идеей проводить техосмотр заинтересовались ижевские автодилеры. Правда, и они оценивают новую бизнес-идею по-разному. Так, например, в «АСПЭК-Авто» (Nissan, Ford, KIA, Toyota) считают ее убыточной.

«Во-первых, не совсем понятна ситуация с законодательной базой. Есть нормативные акты, которые регламентируют проведение техосмотра, но реально нигде нет цен, которые можно устанавливать дилерам. Утвержденная в Удмуртии предельная стоимость проведения ТО официальному дилеру невыгодна. Оборудование, которое необходимо использовать, в частности тормозной роликовый стенд, дорогое. Оно не окупится при таких тарифах. Во-вторых, дилеру неинтересно проводить ТО машин, которые у него не обслуживаются. Условно говоря, к дилеру, специализирующемуся на «Лексусах» или «Мерседесах», может приехать старая праворульная «Тойота» или «Жигули». По закону им отказать нельзя, но, естественно, это не понравится основным клиентам салона — владельцам дорогих машин. Плюс необходима аккредитация, обучение персонала, получение лицензии, ежегодное переоформление документов. Кроме того, придется выделять из штата отдельного человека на техосмотр. И, наконец, существует проблема печати талонов. Поэтому вопрос об организации пункта техосмотра для нас пока остается открытым», — рассуждает Ильнар Галеев, начальник станции технического обслуживания «Тойота Центр Ижевск». По мнению эксперта, для дилера здесь очень много минусов и не так много плюсов. «Даже если дилеры и пойдут на этот шаг, то только ради того, чтобы сохранить своих клиентов, которым удобно проходить техобслуживание и техосмотр в одном месте. На самом деле экономически это убыточно и неинтересно», — резюмирует он.

Однако не все дилеры считают ТО убыточным, многие рассматривают эту услугу как дополнительный заработок. К тому же ТО можно проводить для всех новых автомобилей, продаваемых салоном.

Например, ижевский дилер  GM — «Лео Смарт» — уже начал подготовку к оказанию услуги. «На сегодняшний день мы сделали первый шаг — соответствующая заявка отправлена в РСА, — говорит Максим Ильичев, директор технического центра «Лео Смарт». — Почти всё необходимое оборудование есть. Нужно лишь дозакупить программное обеспечение. Но это будет сделано только после официального положительного ответа из РСА. С точки зрения бизнеса организация техосмотра интересна тем, что клиент получает доступ к услугам из одного окна. Иными словами, человек, который приехал на очередное техобслуживание, имеет возможность тут же получить талон техосмотра и купить полис ОСАГО. Думаю, что заниматься только техосмотром с точки зрения бизнеса у официального дилера нет большого интереса. В большей степени это делается для своих клиентов. Хотя будем рады принять и владельцев других марок автомобилей».

Максим Ильичев также добавил, что дилер старается запустить эту программу как можно скорее, но точные сроки пока объявлять рано. А вот «Комос-Авто» (дилер сразу нескольких автомобильных марок) планирует ввести техосмотр в тестовом режиме уже к концу февраля. Кроме того, на этапе согласования с РСА находится аналогичный проект «ИТС-Авто» (Volkswagen), соответствующее оборудование уже закуплено. «Не согласен, что проведение техосмотра невыгодно. Если бы было невыгодно, то такая монополия не сохранялась бы и не прорывалась бы с боем», —  прокомментировал представитель автосалона.

Получить аккредитацию автостраховщиков намерен и дилер «АвтоВАЗа» — «Иж-Лада». Мотивация та же — расширение сервиса. «Обычно автовладельцы едут ко мне, чтобы подготовить машины, а затем для прохождения техосмотра направляются в другую организацию. В будущем же они смогут получить талон техосмотра сразу после техобслуживания», — говорит Михаил Корепанов, заместитель гендиректора по производству «Иж-Лада». По словам эксперта, автодилеры, как правило, изначально обладают основным диагностическим оборудованием, необходимым для ТО, поэтому докупать приходится немного. Свои дополнительные расходы Корепанов оценивает в несколько десятков тысяч рублей. Соответственно, он уверен, что вложения быстро окупятся. Основным же недостатком такой схемы является то, что для техобслуживания и техосмотра существует только одна линия, поэтому запустить эти процессы параллельно невозможно.

Между тем, подводя первые итоги работы по новым правилам, операторы техосмотра сходятся во мнении, что существенных изменений не произошло. «Стало больше отчетов всяческих перед Министерством транспорта (каждую неделю) и РСА, приходится заказывать талоны, передавать информацию в единую базу по каждому талону. Раньше было спокойнее  — гаишники сами отчитывались, мы только передавали информацию в базу ГИБДД», — сетует Александр Вдовин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.