Журнал

Тенденции 2014. ЖКХ. Укрупнение без посредников

В последние годы в России было принято значительное количество законодательных актов, которые позволили довольно четко оформиться стратегии развития ЖКХ. Тактика такова: максимальная передача финансовых обязательств населению, разрешительных, управляющих и карательных функций – органам госвласти; укрупнение управляющих компаний с одновременным усилением контроля за их деятельностью; устранение с рынка финансовых посредников. Стратегические цели: создание рабочей и незатратной для бюджета системы капремонта жилого фонда, снижение задолженности населения и управляющих организаций за энергоресурсы доя экономически-оправданных объемов, преодоление неэффективности управления многоквартирными домами. 

Капитально переделали

Еще в конце 2012 года в Жилищный кодекс РФ был включен новый раздел, согласно которому в 2014 году собственники жилья начнут ежемесячно перечислять суммы в региональный фонд для проведения капремонта в своих многоквартирных домах, и на эти деньги власти будут по своим программам ремонтировать дома, начав с самых старых. Ожидается, что таких собственников будет большинство, хотя жителям дано право открыть индивидуальный спецсчет своего дома не в региональном фонде, а в банке. В субъектах РФ, в том числе в Удмуртии, в короткие сроки были сформированы региональные системы капремонта: приняты соответствующие законы и нормативные акты, созданы программы с перечнями домов и сроками ремонта, определены размеры минимального взноса.

Ожидается, что в Удмуртии минимальный размер взноса будет установлен на уровне федерального стандарта и составит 6 рублей 30 копеек, то есть ежегодные сборы за трехкомнатную квартиру в пятиэтажной «хрущевке» площадью 50 кв.м. будут составлять 3780 руб. (315 руб. в месяц).

Без посредников

УК в новом законе о капремонте не упоминаются. Также управляющие компании постепенно исключаются из цепочки расчетов населением и поставщиками ресурсов как звено-посредник в перечислении денег. Так в Удмуртии в прошлом году был активизирован процесс перехода на прямые договора между гражданами и ресурсоснабжающими организациями. Инициаторами были конечно поставщики – долги УК за тепло и горячее водоснабжение достигли астрономических сумм.

Денис Детинкин, управляющий директор ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания»: «Отсутствие посредников, как мы уже смогли убедиться, позволяет наладить конструктивное общение. Кроме того, проще стали решаться вопросы по оплате за потребленный ресурс. Теперь мы не зависим от управляющих компаний и точно знаем суммы начислений».

В Удмуртии в середине 2013 года общий долг ЖКХ перед поставщиками энергоресурсов составил более 3 млрд 200 млн рублей (в том числе просроченная задолженность – 2,5 млрд), а объем долга управляющих компаний республики — второй по величине в Приволжье.

Неэффективность посредников при расчетах за услуги ЖКХ продемонстрировали и единые расчетные центры — например КРЦ «Удмуртия», упраздненный в конце прошлого года. Деятельность центра не привела в снижению задолженности, как предполагалось при его создании.

Под контролем

Как видим, за прошлый год законодатели пересмотрели роль управляющих организаций в ЖКХ и начали отстранять их от контроля денежных средств населения. А после введения в этом году в действие закона о лицензировании организаций,  управляющих жилым фондом, УК попадут под жесткий контроль региональной власти.

Закон должен заработать в полную силу к концу года: до 1 июля 2014 года будут приняты все нормативно-правовые и подзаконные акты, а с 1 сентября   начнется выдача лицензий, получить которые смогут  только организации с   хорошей материально-технической базой и кадрами, директора с   аттестатом руководителя, отсутствием непогашенной судимости и нарушений за прошедший год. Аннулироваться лицензия   будет в судебном порядке на основании заявления государственного лицензирующего органа. За нарушения руководство УК ждет дисквалификация и крупные штрафы в пользу потребителей. За фальсификацию протоколов собрания собственников УК даже  вводится уголовная ответственность: лишение свободы до 5 лет.  По мысли законодателей, такой госконтроль должен стать для населения гарантией добросовестности управляющей компании и качества предоставляемых ею услуг.  Однако звучат и критические мнения.

Как сказал Александр Шерминский, председатель Совета НП «УРЦ «Развитие ЖКХ», закон в этом виде может спровоцировать настолько большой дефицит управляющих организаций на ижевском рынке ЖКХ, что, возможно, придется вновь создавать единую компанию для управления жилым фондом города.   Одной из причин ухода компаний могут стать серьезные наказания за нарушения. Так, права   управлять домом компания может лишиться уже за два нарушения в течение одного года. Если число таких домов достигнет 15%, то лицензия УК будет аннулирована на 3 года. При этом мнение собственников, которые выбирали именно эту управляющую компанию, не принимается в расчет, и они должны будут передавать свой дом в управление другой организации, назначенной «сверху».

Контролировать корректность всех расчетов между гражданами, УК и поставщиками ресурсов и  вести глобальный учет жилфонда чиновникам должен помочь единый общероссийский ресурс. Государственная информационная система ЖКХ должна была начать действовать еще в этом году на портале госуслуг, но ее старт был отложен до 2016 года. Гигантскую информационную базу оказалось сложно сформировать, несмотря на то, что в ее создание планируется вложить   значительные бюджетные средства — более 8 млрд рублей. Эксперимент с пилотными версиями ресурса, которые начали работу еще в 2012 году в 5 регионах, включая Удмуртию, оказался не вполне удачным.  В ГИС ЖКХ был размещен лишь минимум сведений. Возможно, проблема будет решена после введения штрафов за нарушение порядка предоставления информации в ГИС ЖКХ организациями и ведомствами: для должностных лиц — 30–50 тысяч рублей, для юрлиц и ИП — до 300 тысяч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *