Журнал

Такси не свободно

Прошло три месяца с момента введения административной ответственности за правонарушения, связанные с так называемым законом о такси. Закон призван был лицензировать услуги по перевозке пассажиров и вывести из тени участников этого рынка. Но, как выяснил СД, пока лишь треть таксистов получили лицензии, остальные же, судя по всему, ушли в нелегальный бизнес.

Подготовились

Закон о такси вступил в действие 1 сентября 2011 года, но оговаривалось, что региональные власти получат время до конца года, чтобы доработать положения документа, оставленные на усмотрение субъектов. Например, власти на местах должны были сами решить, необходимо ли таксистам устанавливать оранжевые шашечки на крышу кузова автомобиля или перекрашивать машины в один цвет и комплектовать парк таксомоторной компании автомобилями одной марки. Стоимость лицензии на право перевозки также устанавливали региональные власти.

Правительство Удмуртии соответствующее постановление приняло уже 24 октября прошлого года. Документ утвердил перечень  требований к таксистам, из которых главное – наличие у таксомоторной компании или частного извозчика лицензии на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Чтобы получить ее, обычный водитель должен зарегистрироваться в налоговой службе индивидуальным предпринимателем, и только после этого ему могут выдать лицензию. Лицензия выдается на 5 лет и стоит 1 тыс. рублей (в других регионах – до 5 тыс. рублей). Обязательному исполнению также подлежат: техосмотр не реже одного раза в полгода, наличие графической наклейки на кузове в виде шашечек, фонаря оранжевого цвета на крыше, таксометра, водительский стаж не менее трех лет. Но власти Удмуртии пошли и на послабления. Например, было решено отказаться от единого цвета автомобилей, как это сделали в Татарстане; сняты ограничения по возрасту автомобиля; отсутствуют требования по санитарно-гигиенической экспертизе салона.

Как только стало известно о том, что будет введен закон о такси, по многим городам России, в том числе и в Удмуртии, прокатилась волна акций протеста. Именно после них власти республики пошли на послабления, описанные выше. Многие из таксистов признали, что требования, утвержденные в Удмуртии, одни из самых мягких в России. Местные власти ожидали, что реализация закона начнется без серьезных проблем. Но, видимо, довольными остались не все работники «извоза» – желающих получить лицензии оказалось гораздо меньше, чем ожидалось.

Ушли в тень

Принимать документы от предпринимателей-таксистов на выдачу лицензий в Минтрансе Удмуртии начали в ноябре прошлого года. Однако процесс пошел туго. По словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства республики Алексея Попова, в первый месяц было выдано всего около 300 лицензий, к концу прошлого года – чуть более 600, на начало марта года текущего – около 1,5 тысячи.

– Мы ожидали большего количества обращений за разрешениями, – говорит Алексей Попов. – По официальной статистике нашего ведомства, в республике работает примерно 5 тысяч таксистов. Получается, что из оставшейся части – около 3,5 тысячи человек – кто-то ушел в тень, а кто-то вообще исчез с рынка. Я, например, на себе лично почувствовал, что сейчас вызвать такси стало намного сложнее, чем это было в прошлом году, – свободных машин практически нет, а если такси и приезжает, то теперь его трудно вычислить – шашечек на борту нет.

Приезжать к клиенту без опознавательных знаков на автомобиле стало для многих таксистов нормой. Корреспондент СД убедилась в этом лично. Вызвала такси, но обнаружить его среди припаркованных у дома машин удалось не сразу – такси можно было вычислить только по указанному диспетчером госномеру – никаких иных опозновательных знаков не было. По дороге водитель откровенно признался, что в такси проработал 9 лет, но теперь вынужден стать «нелегалом».

– Это только кажется, что получил лицензию за тысячу рублей и езди себе спокойно, – поделился размышлениями таксист. – Самое затратное – это расходы, связанные с оформлением и ведением ИП. Поскольку ты теперь индивидуальный предприниматель, то должен платить налоги,  затем расходы на страховку автомобиля – примерно 6 тыс. рублей (если в страховке честно указывать, что машина будет использоваться как такси, и страховать по полной программе: от причинения вреда здоровью пассажиров, в случае ДТП, время простоя из-за ремонта автомобиля, страхование выручки от покушения). Плюс прохождение техосмотра два раза в год – еще минимум 1 тыс. рублей, покупка таксометра (если компания его не предоставляет) –  2 тыс. рублей и, разумеется, расходы на бензин и текущий ремонт.

По словам собеседника, почти половина его сослуживцев пока предпочитают работать нелегально, хотя сумма штрафа за перевозку пассажиров без лицензии – 5 тыс. рублей.

– Проверять на дороге каждый автомобиль, который едет без опознавательных знаков, ГИБДД не будет,- говорит водитель такси. – Даже если и остановит, то всегда можно отключить навигатор (где фиксируются адреса вызовов. – Прим. ред.), да и пассажиры, я думаю, будут на нашей стороне и согласятся сказать, что едут не на такси, а просто со знакомым, – клиенты понимают, что затраты на лицензии заставят нас поднять расценки на услуги, а это им невыгодно.

Между тем при неблагоприятных обстоятельствах попасть на штраф рискует не только сам водитель, но и таксомоторная компания. Если проверяющим органам станет известно, что владелец службы такси выпускает на линию водителей без лицензии, ему грозит штраф до 500 тыс. рублей.

Тише едут

Вячеслав Чухланцев, директор компании «Такси «Слава», считает новый закон фикцией. Он полагает, что законодатели недоработали существенный момент.

– Все компании работают с таксистами по договору оказания информационных услуг, то есть компания не является работодателем, а водитель – ее наемным работником; фирма просто предоставляет водителю услугу диспетчерской службы. Выходит, что компания не несет ответственности за работу таксистов, – говорит Вячеслав Чухланцев.

По его словам, этой лазейкой пользуются до сих пор большинство служб такси. И именно поэтому в конце прошлого года одна из таксомоторных компаний Ижевска скупила несколько номеров, по которым звонят клиенты, и объединила их под единой диспетчерской службой. Клиентам даже рассылались sms-сообщения с телефонным номером единой службы такси. При этом диспетчеры подтверждают, что по-прежнему работают и другие, известные клиентам номера. Просто все заказы сейчас объединены в одну диспетчерскую. Это связано, говорят диспетчеры, с новым законом о такси.

Отметим, что владельцы некоторых таксомоторных компаний республики неохотно идут на комментарии по поводу нового закона о такси и его работы в регионе. Впрочем, по словам Вячеслава Чухланцева, любой компании выгодно, чтобы у нее работало как можно больше водителей, и поэтому многие из служб такси готовы пойти на то, чтобы самой компании стать ИП и нанимать на работу тех водителей, которые не желают или не могут  становиться предпринимателями. А таких водителей, как выяснилось, немало.

Только собственникам

В конце прошлого года на одном из городских интернет-форумов в теме, посвященной новому закону о такси, появилось такое сообщение «Компания 373 в будущем году продолжит сотрудничество со всеми водителями, независимо от того, являетесь вы ИП, собственником автомобиля или нет, получили вы разрешение или нет. Для каждой категории водителей в новом году будет возможность работать в компании 373».

Василий Терентьев, водитель службы «Такси 373», эту информацию подтверждает. Действительно, в компании работает много водителей, кто по ряду причин просто не смог получить лицензию. С такими компания заключает договор найма, и они становятся таксистами «по закону».

– Я не знаю, о чем думали разработчики этого закона, когда запрещали давать лицензию тем водителям, у кого машина не в собственности, – возмущается Василий. – А таких таксистов очень много: у кого-то автомобиль в собственности родственников, у кого-то – банка, если машину он взял по программе автокредитования.

Этот пункт закона, по словам водителей, является главным препятствием для массового оформления лицензий. Согласен с этим и Дмитрий Чичканов, руководитель службы такси «60-60-60».

– Самой главной проблемой остается невозможность работы на арендованных авто. Я еще осенью прошлого года предсказывал, что это обстоятельство приведет к уходу в «нелегалы» около 60 процентов таксистов Ижевска. Пока не могу сказать, насколько точно сбылись ли прогнозы, – говорит Дмитрий Чичканов.

Так же считают и в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии.

– Запрет на работу на арендованных автомобилях – это требование федерального законодательства, региональные власти не в силах здесь что-либо изменить, – говорит Алексей Попов. – Сейчас все ждут решения нового состава Госдумы. У нас есть информация, что в конце апреля депутаты отменят этот запрет. Надеемся, что тогда количество желающих получить лицензию резко возрастет.

Другим путем

Впрочем, получить лицензию на перевозку водители  не собственники авто могут и сейчас. Еще осенью, после обнародования закона о такси, в Ижевске появились фирмы, которые готовы предоставить таксистам услугу по оформлению ИП. Разумеется, за определенную плату. Такими услугами пользуется, например, и директор компании «Такси «Слава» Вячеслав Чухланцев.

Мы позвонили в одну из них. Девушка, ответившая на звонок, представилась «налоговой консультацией» и объяснила весь механизм действий. По ее словам, оформить ИП будет стоить 500 рублей, с последующим бухгалтерским обслуживанием – 1 тыс. рублей в месяц. С водителя потребуется только предоставить оригиналы документов, а очередь в налоговой инспекции курьер займет сам. Правда, часа через два водителю всё же придется самому приехать в налоговую – подписать выданные документы на ИП. Если же приезжать он не хочет, то нужно будет составить доверенность и заверить ее у нотариуса, это еще 1 тыс. рублей. Ну а если машина в аренде или куплена в кредит, то алгоритм действий таков:

– Если ваш автомобиль куплен в кредит и если в паспорте транспортного средства (ПТС) вы будете числиться как собственник машины, то всё просто: вы берете в банке копию документа, и в Министерстве транспорта ее примут, мы вам в этом поможем. А если вы ездите на арендованной машине, то вам нужно оформить с владельцем договор и взять автомобиль в лизинг. В этом случае получить лицензию будет возможно.

На вопрос, а много ли водителей обратилось уже к ним за помощью, девушка ответила, что достаточно. Один из них – водитель службы такси «Ника» Олег Тесемкин.

– Мне некогда стоять в очередях. Я обратился в одну из таких фирм, и мне за две недели все сделали за 1,5 тыс. рублей, – рассказывает таксист. – Сначала я тоже по примеру других хотел уйти в «нелегалы», но потом понял, что для меня работать легально выгоднее. Где я еще найду работу, на которой можно зарабатывать по 40-50 тысяч в месяц. Хватит и на расходы по содержанию ИП, и «на жизнь». На штрафах потеряешь гораздо больше.

Между тем штраф пока не заплатил ни один «нелегал». Всё потому, что авторы закона не отработали механизм контроля. Не совсем ясно, кто именно должен проверять соблюдение закона и ловить «нелегалов» – ГИБДД  или ведомство, которое выдает лицензии – Минтранс. По словам Алексея Попова, проверки пока никто целенаправленно не проводит и этот вопрос решается на уровне федеральных властей. На сегодняшний день Минтранс республики уполномочен проверять лишь легальные такси, но и эту работу начать он не может – в ведомстве до сих пор не создан специальный отдел.

 

Мария Наумова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *