Почему выросла стоимость КАСКО?

КАСКОдёры

Ощутимо выросшая в этом году стоимость полиса КАСКО сделала содержание автомобилей в России еще более недешевым удовольствием. Это произошло одновременно с ростом базовой ставки по ОСАГО как минимум на треть, что привело к недовольству многих автовладельцев и даже отказу некоторых от добровольного страхования. Среди взаимосвязанных факторов такого повышения отмечают резкое падение продаж новых автомобилей, девальвацию рубля, удорожание кредитов, импортных запчастей, снижение покупательской способности и отрицательную для страховых компаний судебную практику. Эксперты прогнозируют сокращение рынка добровольного автокредитования в текущем году с одновременным развитием самих страховых услуг для автовладельцев.

Стоимость КАСКО растет естественным путем

В прошлом году отечественный рынок добровольного автострахования для юридических и физических лиц вырос на 3% относительно 2013 года, при этом замедлив темпы роста. Общая сумма собранных премий составила 218,5 млрд рублей. На 3% снизилась средняя премия, составив почти 42 тыс. рублей с застрахованного транспортного средства. Опираясь на эту статистику, можно даже сделать вывод об уменьшении тарифов каско.

Однако это, конечно, не так. Наоборот, видно, что суммы страховых выплат с каждым годом растут (на 10% до 169,5 млрд рублей в 2014 году), растет и средний размер одной выплаты (56 тысяч рублей против 50 тысяч рублей в 2013 году). Страховщики всё это, конечно, учли и тарифы каско в 2014 году были подняты почти всеми страховыми компаниям, причём некоторыми довольно существенно. По данным разных подсчетов, только за прошлый год средняя стоимость полиса каско у страховых компаний выросли на 30-50%, а для некоторых иномарок и категорий их владельцев в разных городах страны — до 91% .

При этом эксперты отмечают, что рынок добровольного автострахования в России по сравнению с европейским развит слабо. По статистике, только четыре владельца из десяти считают нужным тратить деньги на покупку полиса комплексной защиты автомобиля от рисков. При этом цена полиса каско у нас значительно выше, чем за рубежом, на новый автомобиль она составляет в среднем от 3,2 до 11,3% от стоимости машины, а для подержанных — до 15-20%. Это объясняется большим количеством аварий и статистикой угонов.

Конечно, рост тарифов по каско и ОСАГО не сопоставим. Как отмечает директор представительства ЗАО «Финам» в Ижевске Сергей Казанцев, в прошлом году масштабные изменения на страховом рынке в основном формировались в сегменте обязательного страхования транспортных средств, где в течение двух этапов произошло повышение базовых тарифов на 70-110% в зависимости от конкретного страховщика. По каско ситуация немного лучше: в среднем рост тарифов составил около 40%, при этом темпы повышения существенно отличались от региона к региону и модели автомобиля.

Эксперты СГ УРАЛСИБ отметили, что за прошедший год в их компании тарифы по каско в среднем выросли на 41%. Для молодых водителей средняя стоимость полиса увеличилась на 56%, для 35 и 55-летних – на 44% и 42% соответственно. В январе 2015 года 55-летние водители платили в 3,4 раз меньше, чем молодые (в начале 2014 года – в 3,1 раза). По темпам роста лидируют Краснодар, Челябинск, Красноярск, Оренбург. В 2014 году средний тариф на иномарки и российские машины был одинаков, сейчас разрыв достигает 10%.

В целом повышение стоимости каско выглядит естественным процессом. Хотя понятно, что важным фактором, формирующим спрос на этом рынке, является политический. Он оказывает непосредственное влияние на экономику, уровень жизни населения и настроения потребителей.

По словам заместителя руководителя Департамента автострахования компании РОСГОССТРАХ Павла Бородина, на фоне общего роста цен на товары и услуги, увеличение стоимости добровольного страхования автотранспорта выглядит естественным шагом страховщиков, несущих ответственность по договорам, заключенным в 2013-2014 годах, тарификация по которым опиралась на статистические данные и прогнозы развития портфеля. А в целом, тарифы по каско корректируются с периодичностью не реже одного раза в квартал. Причем корректировки происходят в обе стороны.

Пять причин повышения стоимости КАСКО

Страховщики и финансовые эксперты отмечают несколько взаимосвязанных причин повышения стоимости полисов каско.

Первая причина касается общего состояния автомобильного рынка. Последние несколько лет каско выступало одним из ведущих двигателей российского страхового рынка именно благодаря росту продаж новых автомобилей и развитию кредитования. Ведь чаще всего страхуют именно новые авто. Но в 2015 году этот сегмент сбавил обороты.

Аналитики PricewaterhouseCoopers прогнозируют сокращение продаж на 25-35%. Аналитическое агентство «Автостат» вообще представило три сценария спада продаж — оптимистичный на 30%, вероятный на 42% и пессимистичный на 55%. Уже в первом квартале 2015 года по данным Ассоциации европейского бизнеса АЕВ в России продано 383 тыс. новых автомобилей, что на 36,3% меньше чем за аналогичный период 2014 года. Как отметил председатель Комитета автопроизводителей АЕВ Йорг Шрайбер, эти цифры — «давно предсказанный обвал потребительского спроса, вызванный ажиотажными покупками в конце прошлого года и дополненный значительным ростом цен в начале этого года. Рано или поздно ситуация стабилизируется, но это время еще не пришло».

Как говорит Сергей Казанцев, продажи каско очень тесно коррелируют с первичным авторынком: «Во-первых, почти половина сделок — кредитные, а банки в обязательном порядке требуют от клиента оформления полиса каско. Во-вторых, большинство страховщиков старается снизить в своем портфеле долю сравнительно старых автомобилей, как более убыточных, так что с течением времени профиль рынка каско молодеет. По нашим оценкам, затраты на каско в структуре расходов покупателя кредитного автомобиля могут занимать около 10-20%».

По информации Павла Бородина основная часть страхового портфеля компании состоит отнюдь не из договоров новоиспеченных автовладельцев, а из собственных возобновляемых договоров и тех, кто по разным причинам приняли решение поменять страховую компанию:

— Если говорить об автомобильном парке республики, в нем есть серьезный потенциал по развитию добровольного автострахования, — считает эксперт. — Поскольку не менее 55-60% автомобилей приобретались за счет кредитных средств, удорожание кредитов и самих автомобилей не могло не повлиять на спад спроса, при этом начала расти активность в продажах сегмента б/у автомобилей и в предложениях дилеров крупных производителей замелькали программы продаж неновых автомобилей, имеющих гарантии исправности и надежности «от дилера».

Вторая причина касается произошедшей девальвации, которая удорожает стоимость запчастей. Как пояснили СД в пресс-службе Всероссийского союза страховщиков, при этом выросла стоимость не только запчастей, но и стоимость ремонтных работ: «Сейчас страховщики вынуждены закладывать в стоимость страхования неопределенность, связанную с дальнейшим изменением стоимости транспортных средств, запчастей и так далее».

По словам директора ООО «Драйв» Андрея Зисмана, цены на автозапчасти в общей массе выросли строго вслед за курсом валют — в среднем в полтора раза по сравнению с осенью прошлого года. При этом, с января цены немного «отыграли», хотя это снижение было уже не столь существенным, как рост за последние полгода.

— Немного представляя экономику кузовного ремонта, скажу, что в среднем на запчасти тратится от 60 до 90% бюджета на восстановление автомобиля, — говорит г-н Зисман. — Такой разброс зависит в основном от марки: цены на аналогичные запчасти для машин разных производителей очень сильно отличаются. С учетом того, что затраты на работы увеличились незначительно, в основном за счет роста цен на материалы, доля запасных частей в общих затратах стала еще значительнее.

Павел Бородин отмечает, что в декабре-январе сложилась общая тенденция роста тарифов, связанная с ростом стоимости затрат на восстановительный ремонт, но для разных брендов производителей автомобилей это произошло не одинаково, с учетом результатов страховой деятельности по тому или иному сегменту портфеля.

При этом заметным стало сотрудничество страховых компаний и автомобильных дилеров и сервисных центров. По словам Павла Бородина, снижение объемов продаж новых автомобилей, рост цен на запчасти, расходные материалы и выполняемые работы не только внесли существенные  коррективы в ценовую политику всех участников рынка каско, но и привели к переговорному процессу, поиску решений по сохранению рентабельности и авторемонтного, и страхового бизнеса. В этом году необходимо более точно произвести расчеты доходности бизнеса и для его сохранения поступиться высокой маржой.

По данным СГ УРАЛСИБ ремонт у дилеров в среднем стал дороже на 15-20%, у некоторых брендов — на 40-50%.

— Страховщики и клиенты — заложники ситуации. Представьте, вы покупали полис, когда задний бампер стоил 12000 рублей, сегодня он обойдется 15000-20000 рублей. Мы вынуждены корректировать тарифы, — комментирует руководитель департамента автострахования и страхования имущества СГ УРАЛСИБ Мария Барсова. — Качество управления — еще один фактор. Способность справиться с аварийной ситуацией на дороге выше у опытных водителей, поэтому цена полиса для них ниже. При этом для всех водителей мы предлагаем антикризисные решения со скидкой до 50%.

Третья причина относится к удорожанию кредитных продуктов банков. Ключевым фактором здесь является повышение ключевой процентной ставки со стороны ЦБ РФ в течение прошлого года до 17%, что вызвало сопоставимое (на 8-10 п.п.) повышение процентных ставок для розничных потребителей. По мнению Сергея Казанцева, рынок автокредитования в последние годы продолжает активно меняться, основной вектор его развития предполагает разработку различных пакетированных предложений для клиентов, активное использование франшиз, а также повышение гибкости продукта за счет появления большого количества несвязанных опций, которые покупатель может добавлять и убирать из полиса по своему усмотрению.

Четвертая причина — отрицательная для страховщиков судебная практика. Во Всероссийском союзе страховщиков отметили, что это в значительной степени повлияло на удорожание программ каско. Страховщика в ряде случаев обязывали платить даже тогда, когда клиент нарушал правила страхования, например, ДТП было совершено водителем, не вписанным в полис. Такие риски не были предусмотрены договором страхования и тарифом, в итоге компании получили рост убыточности.

Да и если в каком-нибудь регионе у страховщика много судебных разбирательств с клиентами, а значит, велики и судебные издержки, тариф будет выше. В случае с ОСАГО страховые компании на стоимость полиса повлиять не могут. Тем более в последние годы на рынке юридических услуг региона стали появляться многочисленные юридические конторы, специализирующиеся на тяжбах со страховщиками. Да и сами клиенты компаний стали попадаться на собственной нечистоплотности: участились случаи мошенничества и «самоугоны». Нередко страхователи отказываются ехать на ремонт даже к официальному дилеру, а вместо этого приносят на оплату завышенные в несколько раз сметы неизвестных экспертных организаций.

— В кризис резко увеличиваются обращения страхователей по страховым случаям, — комментирует Андрей Зисман. — До сих пор многие видят в страховых компаниях источник дополнительных средств. Страховые компании борются с этим явлением, однако общая тенденция прослеживается достаточно явно. Резкий скачок убытков (расходов) напрямую влияет на тарифы, увеличение которых еще больше сокращает спрос на страхование.

Пятая причина неочевидна, но о ней говорят источники в кругах автостраховщиков — повышением тарифов каско страховые компании пытаются компенсировать убытки, которые они терпят, осуществляя выплаты по ОСАГО.

Сергей Казанцев подтверждает, что ОСАГО по-прежнему остается, мягко скажем, не самым прибыльным продуктом для страховых компаний.

— Страховщикам достаточно сложно сохранять рентабельность этого направления своей деятельности в особенности в регионах (крупные города несколько выправляют ситуацию по рынку в целом), – говорит эксперт. — Собственно, именно из-за этого страховщики старались продавать к ОСАГО как можно больше дополнительных продуктов — обычно, они все имеют очень высокую маржинальность, так что повышение доли проданных ОСАГО, например, с дополнительным полисом страхования жизни или с расширением ответственности, при прочих равных, может привести к существенному повышению рентабельности страховой компании по данному виду деятельности, чего и хотят линейные руководители, у которых от этого может сильно зависеть бонус. Косвенно рост цен на каско также может быть связан с ситуацией на рынке ОСАГО.

Чего ждать автовладельцам от страховщиков?

Опрошенные эксперты практически единодушны в отрицательных оценках ближайшего будущего рынка каско. Страховщики уже в прошлом году значительно поднимали тарифы на каско, однако это не стало панацеей. Сокращение рынка неминуемо, не все страховые игроки осмеливаются на прогнозы, но часть из них ожидает сокращения на 15%.

Считается, что дальнейшее повышение стоимости каско может если не ослабить, то погрузить в сон такой тип автострахования. Спрос на полисы упадет, а приобретать их будут только те, у кого нет другого выбора, а именно владельцы, приобретшие автомобили в кредит, для которых страховка обязательна.

С точки зрения страховщиков, основной задачей каско должна быть защита от крупных убытков, а не от мелких повреждений. Поэтому рынок уже откликается новыми предложениями страховых услуг и видов продуктов. Например, самый распространенный вариант: страхование с франшизой с экономией до 40%. Мелкие царапины в таком случае придется ремонтировать за свой счет, зато крупный ущерб ляжет на плечи страховщика. Только многие банки при автокредитовании запрещают страховаться с франшизой.

Однако по информации Павла Бородина, ряд банков в последние 6 месяцев лояльно относится к применению франшиз при оформлении договоров каско.

—  Доля договоров с франшизами неуклонно растет в портфеле компании, так как есть обоюдная выгода применения франшизы у обеих сторон договора страхования: клиент экономит на уплате страховой премии и времени, потраченном на обращение в компанию, а компания несет меньше затрат по сумме ответственности и занятости персонала по обслуживанию мелких убытков.

Участники рынка ожидают, что доля договоров «полного» каско существенно снизится, и увеличится доля договоров с ограниченным покрытием, с франшизами. Павел Бородин предполагает рост доли последних двух — до 25% портфеля его компании.

Вероятнее всего, страховщики активнее будут пользоваться телематикой (когда автовладелец через мониторинг собственного стиля вождения может получить значительную скидку на полис каско). Некоторые компании уже практикуют такую услугу, в итоге аккуратный и внимательный водитель платит за каско значительно меньше.

С точки зрения сокращения убытков Андрей Зисман перечислил два распространенных варианта. Во-первых, это ремонт застрахованного автомобиля в авторемонтной мастерской с прямой оплатой расходов непосредственно СТО по согласованным ценам и тарифам. Некоторые страховые сами закупают запчасти и оплачивают кузовным мастерским только работы. Во-вторых, менее законный, но крайне эффективный путь сокращения прямых убытков — это, например, преднамеренное сокращение сметы и неверная оценка стоимости запчастей. Расчет делается на то, что бенефициар не станет обращаться в суд.

— Рынок стремится к локальному управлению тарифами: есть общие принципы риск-менеджмента и местные тренды. Учитывая рост стоимости автозапчастей, возможно, в городах-миллионниках увеличится число угонов машин популярных марок стоимостью до 1 млн рублей. Найти их после угона практически невозможно, они сразу разбираются на запчасти», — рассказала руководитель департамента автострахования и страхования имущества СГ УРАЛСИБ Мария Барсова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.