Бизнес-идеиГлавный геройЖурналИнтервью

Социальное предпринимательство — «честный телефон»

Проект FairPhone (в переводе на русский – «Честный телефон») — стал заметным явлением в сфере так называемого частного предпринимательства (когда бизнес нацелен не только на получение прибыли, а в первую очередь — на решение определенных социальных проблем).

Корреспондент журнала «Свое дело» Андрей Скрипкин взял интервью у основателя FairPhone — голландского дизайнера Баса Ван Абеля, чтобы узнать какие идеи сподвигнули его на реализации этого проекта и каких социальных изменений он намерен добиться с помощью честного телефона.

Своей задачей основатель проекта FairPhone— Бас Ван Абель — считает изменение «поведения» отрасли производства товаров в целом, он хочет, чтобы все процессы от добычи материалов до поставки товара покупателю были максимально прозрачны. Ведь мало кто задумывается, а кто собирал мой телефон? А откуда взялись материалы на его производство?

Бас Ван Абель

«Почему производители хотят скрыть то, что находится внутри их продукта, более того, из многих современных телефонов вы не можете даже достать аккумулятор? Может быть это бизнес модель и производители хотят зарабатывать деньги на ремонте своих продуктов, на их гарантии. Я не знаю. Но я уверен, что по отношению к пользователю это не честный подход. Я считаю, что если вы не можете заглянуть внутрь продукта, то вы ничего о нем не знаете, и не можете брать на себя ответственность владеть такой вещью. Поймите правильно, я не говорю, что каждый должен сразу после покупки раскрутить свой телефон, чтобы посмотреть, а что там? Совсем нет. Но нужно задавать правильные вопросы: что скрывается за этим телефоном, где его производят, кто его собирает, из чего он состоит, что становится с телефоном, кода мы его выкидываем» — говорит Бас Ван Абель.

— Когда у вас стала проявляться эта «социальная» направленность? Думали ли вы в детстве о чем-то подобном? Что повлияло на вас?

— Мне всегда хотелось решать общественные проблемы, я порядка 15 лет работал на негосударственные организации, в частности я занимался разработкой протезов для их дальнейшей поставки в развивающиеся страны (зачастую в таких странах отсутствует возможность разработки собственных протезов).

Мне достаточно сложно судить о своей «социальной» направленности. Но в любом случае, мое мировоззрение формировалось еще с детства и неоценимую роль в этом сыграли родители. Позже — работа. Всю свою жизнь я создаю вещи — такова профессия дизайнера. Я обожаю технологии, люблю создавать что-то новое, но я всегда стараюсь смотреть на каждый продукт не как на обычную вещь, я стараюсь осознавать его реальное значение, понимать, как он устроен и что за ним стоит. И если вы взгляните на вещи под таким же углом, то очень быстро вы придёте к мысли, что физическая составляющая продукта: материалы, из которых он сделан — это лишь малая часть «айсберга». Основная его часть незаметна для обывателя, это работа огромного количества людей, которые проектируют продукт, работают над его производством, добывают полезные ископаемые, разрабатывают технологии. И в этих областях огромное количество проблем, начиная от добычи полезных ископаемых в зонах военных конфликтов в Конго, и заканчивая, мягко говоря, тяжелыми условиями работы на заводах в Китае. Возможность заглянуть глубже в процесс создания различных продуктов, помогла увидеть очень серьезные проблемы.

— С чего вы начинали? Любое производство — очень сложный процесс, и, как мне кажется, не имея опыта, его запустить довольно сложно. Расскажите, каковы были ваши действия, после того, как вы загорелись идеей производства FairPhone?

— Мы основали наш проект 3 года назад, как стартап, ориентированный на повышение осведомленности о полезных ископаемых добытых зонах военных конфликтов. Первым делом мы решили разобраться в проблеме. Вы можете сказать, что в некоторой степени причиной появления подобной проблемы стали крупные холдинги типа Apple, Nokia и так далее, или же можно сказать, что во всем виноваты покупатели. Но мы не знали, где правда. Я не понимал всех сложностей связанных с добычей полезных ископаемых в местах военного конфликта. Чтобы лучше разобраться в этой проблеме, мы сказали: «Почему бы нам самим не создать телефон, и не посмотреть на все этапы производства: начиная от добычи полезных ископаемых, и заканчивая доставкой товара в руки к конечному покупателю». И в процессе работы постараться понять, в чем же заключаются вся сложность этой проблемы. Первое, создавая «Честный телефон» — мы нашли шахту, которая находится вне зоны военного конфликта. Конечно, создавая продукт, нужно убедиться, что для него существует свободная ниша, и на него будет спрос, потому как нам хотелось показать, что существует потребность в более «этичном» товаре.

Мы решили: если сможем найти 5000 клиентов, то станем производить телефон. Мы создали сайт, разместили на нем кнопку «купить телефон». За первые три недели было заказано и оплачено 10000 телефонов. На наше счету оказалось 3 миллиона евро, это пугало, потому что 10000 человек купили телефон, которого еще не существовало, у компании, которая никогда не занималась производством телефонов. Но было абсолютно понятно, что существует огромный интерес не столько к самому телефону, сколько к желанию изменить индустрию.

— Есть ли у вас проблемы с контролем «честности» телефона в процессе производства? Или все идет без сбоев?

— Когда мы говорим о производстве наших телефонов, да и вообще почти любой электроники, то нужно понимать, что прежде всего здесь речь идет о войнах в Конго (где добывают большую часть меди, используемой при производстве электроники), о трудовом законодательстве в Китае (которое дозволяет самые тяжелые условия труда). Невозможно решить все проблемы по мановению волшебной палочки. Мы пытаемся показать, что можно и нужно продолжать усилия, чтобы постепенно разрешить имеющиеся проблемы. В краткосрочной перспективе, к сожалению, мы можем лишь постараться сделать ситуацию чуть менее плохой. Но нужно смотреть на суть вещей, а суть заключается в том, как ваша компания ведет себя в экономической системе, и как вы можете посодействовать в создании рынков для компаний, которые ставят на одну планку важность социальных ценностей и важность генерации прибыли.

Возвращаясь к вашему вопросу, конечно, у нас не может все идти гладко. Не существует «честных» заводов в Китае, не существует «честных» шахт в Конго. В Конго и по сей день используют детский труд, но мы стараемся оказывать свое воздействие на решение этих проблем.

Тут еще необходимо учитывать, что по меркам наших конкурентов, мы очень маленькая компания. Мы произвели всего 25 000 телефонов, а обычно минимальный заказ на производство составляет от 100 000 штук. И находясь в категории легковесов, сложно оказывать давление на администрацию завода. Но тем не менее, мы стараемся, как можем, чтобы повлиять на ситуацию. Но в данном случае, на мой взгляд, куда более показателен наш принцип работы. Я имею в виду для индустрии в целом, если получится эту методику «честной работы» превратить в тренд, то ситуация и правда начнет меняться.

— Ваши клиенты воспринимают «честность телефона» как серьезное преимущество? Или все же ключевую роль играют технические и экономические показатели?

— Я говорю с полной уверенностью, что 99 % наших клиентов приобретают «Честные телефоны», именно из-за его «честности». Мы никогда не рекламировали наш продукт со стороны его технических или экономических показателей. Мы сосредотачивались на «социальных ценностях» внутри телефона.

Наши клиенты, очевидно, не ориентировались на новейшие технологии, ведь после того как они заплатили деньги прошло полгода до того, как они получили телефон. Согласитесь, человек, который не заинтересован внести свой вклад в развитие нашей идеи, вряд ли стал бы ждать полгода.

— А что касается экономической стороны вопроса?

— Мы вполне устойчивы в экономическом плане. Нам удалось получить более 7 миллионов евро благодаря краудфандингу. Штат сотрудников вырос с 2 сотрудников до почти 30 всего за год. Но не стоит забывать, что основой нашего предприятия является социальная миссия, и наш успех, в том числе и финансовый, посылает серьезный сигнал всему обществу: даже если вы организуете предприятие для решения социальных проблем и не ставите высшим приоритетом профит, существует возможность стать успешными в финансовом плане. А главное существует рынок сбыта для такого типа продукции. Понятно, что еще самое начало, что мы маленькая компания, что мы не можем оказать значительное влияние на всю цепочку производства. Но нам удалось сделать очень важную вещь — доказать, что рынок уже готов к продукции нового образца, более честной, более социальной.

— Какой совет вы бы дали российским предпринимателям?

— Сейчас такое время, когда социальные медиа и система коммуникаций развиты превосходно. Вы можете очень быстро организовать компанию, можете рисковать, вам совсем не обязательно привлекать инвесторов и капитал в свой проект. У вас есть прекрасная инфраструктура — интернет. Через него вы можете, методом краудфандинга найти необходимые деньги.

Старайтесь строить свой бизнес быстро, вовлекайте людей в создание вашего брэнда, вместо того, чтобы пытаться прописать все мельчайшие детали в вашем бизнес плане. Но конечно универсальный совет здесь дать очень сложно. Ведь бизнес очень переменчивое понятие в зависимости от контекста.

Справка. FairPhone / Честный телефон

Всем участникам проекта на всех этапах разработки и производства выплачивается справедливая заработная плата. Процесс ценообразования максимально открыт и прозрачен — все документы выложены в открытом доступе на сайте компании. На протяжении всего процесса производства телефона, отходы производства подвергаются переработке. Используются только «честные» материалы для производства телефонов, которые были добыты в регионах без военных конфликтов (документ о всех поставщиках размещен в открытом доступе на сайте компании). Первая партия из 25 000 штук была произведена в декабре прошлого года, все телефоны были раскуплены по предзаказам.

Basvan Abel

Голландский дизайнер, сооснователь компании FairPhone, интересуется электроникой, во многих проектах задействован одновременно и как дизайнер, и как технический инженер. Является соавтором книги «Open Design now».

Господин Абель активный член международного сообщества разработчиков и производителей электроники, он разработал широкий спектр проектов, основанных на принципах открытого дизайна (Opendesign). Как креативный директор WaagSociety’s —OpenDesignLab , он инициировал организацию производственной лаборатории FablabAmsterdam и открыл свой собственный ресторан с «открытым исходным кодом»: InstructablesRestaurant.

Несколько коротких, но важных вопросов

Деньги – это…

Это важная часть нашей жизни, они необходимы, чтобы жить той жизнью, которой Вы хотите, и это проблема, если их у вас нет. Сейчас, я совершенно не беспокоюсь по этому поводу, мне в принципе не нужно много денег. Мне хватает на жизнь, и мной не движет желание преумножить деньги.

Семья – это …

Очень многое. У меня жена, трое детей. У нас были очень трудные времена, когда мы занимались организацией «честного телефона», сейчас я чувствую себя немного разобщенным с семьей и пытаюсь с ними проводить как можно больше времени с ними.

Любовь – это …

Очень сложное и переменчивое понятие в зависимости от ситуации. У меня одна любовь с женой, совсем другая с детьми. Это понятие может быть применимо практически к любым персональным отношениям.

Счастье – это …

Я чувствую себя очень счастливым, когда в моей голове нет мыслей. Это бывает совсем не часто. Это то чувство, когда я просто могу сесть на диван и не думать о завтрашнем дне. Ощущать себя счастливым — это возможность иногда оглядываться назад, а не только смотреть вперед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *