Сила ускорения

Добраться на поезде из Ижевска в Москву на высоких скоростях можно будет через 10 лет. Проекту строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) протяженностью почти 1600 км от российской столицы до Екатеринбурга уже дали зеленый свет, однако выгоды от нее для жителей Удмуртии выглядят весьма туманными.

Президент России Владимир Путин одобрил развитие в стране высокоскоростных железнодорожных магистралей, которые призваны значительно усовершенствовать транспортную сеть. Попасть из пункта А в пункт Б, затратив при этом минимум времени, становится теперь главной целью развития железнодорожного сообщения. Удмуртия в проект ВСМ Москва — Екатеринбург попала только «боком» — дорогу проложат по ёчетырем южным районам республики. Однако разработчики проекта обещают подвести отдельную ветку от Ижевска к пересадочной станции, которая будет построена в Елабужском районе Татарстана.

ВСМ Москва-Казань, Москва-Екатеринбург

Большая стройка

Строительство ВСМ по маршруту Москва — Казань может начаться уже в 2014 году. Первоначальные финансовые вливания на реализацию этого проекта со стороны Министерства финансов России уже одобрены.

«В настоящий момент заканчиваются предпроектные изыскания по строительству новой высокоскоростной электрифицированной железнодорожной линии для движения поездов со скоростью от 200 до 400 км/ч по маршруту Москва – Екатеринбург, — рассказал представитель пресс-службы Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» Павел Москов. — По итогам предварительной трассировки протяженность магистрали составит порядка 1,5 тысячи км. Предполагаемое время в пути следования скоростных поездов — 7 часов 30 минут (сейчас добраться на поезде из Москвы в Екатеринбург можно за 26 часов). Трасса проходит по территории 11 субъектов РФ, через крупные города – федеральные центры: Москва, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Екатеринбург. Кроме этого, предусмотрена организация станций в городах Ногинске, Орехово-Зуево, Коврове, Гороховце, Дзержинске, Елабуге, Первоуральске. Проектом также предусмотрена организация скоростного сообщения (поездами, развивающими скорость от 140 до 200 км/ч) на линиях, соединяющих ВСМ с крупными городами и региональными центрами, в их числе Йошкар-Ола, Ижевск, Пермь, Уфа и Челябинск. Предполагаемый ежегодный пассажиропоток на всей линии Москва – Екатеринбург к 2030 году оценивается в 15-18 миллионов человек».

В начале августа в Ижевске состоялись общественные слушания по проекту строительства ВСМ. В частности, заинтересованным гражданам предлагалось высказать свое мнение по трём вариантам прохождения магистрали по территории Удмуртии: в районе села Алнаши, Набережных Челнов и Елабуги. В итоге проектировщики, оценив и минимизировав все риски, остановились на последнем варианте. Крупная узловая станция будет поострена в Татарстане недалеко от Елабуги.

Как пояснил министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Олег Гарин, проект предполагается реализовывать в период с 2013-го по 2023 год в два этапа. На первом — с 2013-го по 2018 год — будет построен высокоскоростной участок от Москвы до Казани протяженностью 779 километров. На втором — 837-километровый участок Казань – Екатеринбург, проходящий в том числе по трём районам Удмуртии — Алнашскому, Киясовскому и Каракулинскому.

По словам г-на Москова, в ближайшее время должен быть объявлен конкурс на выбор подрядчика на разработку проектной документации. К концу 2014 года ожидается завершение проектных работ и начало строительства первого участка.

Выгоды для региона

Министр транспорта Удмуртии отметил, что республика получит в итоге серьезную экономическую выгоду от этого проекта: «Во-первых, на время строительства и эксплуатации дороги будут созданы сотни дополнительных рабочих мест. Во-вторых, повысится мобильность населения: ведь время в пути между столицами регионов сократится до одного часа. В-третьих, более активно будет развиваться трудовая миграция».

Ряд преимуществ реализации этого проекта называют и в РЖД. «В транспортном плане линии ВСМ — это новый шаг в развитии гармоничной транспортной системы России и межрегиональных связей. На линии Москва — Казань время в пути между региональными центрами сократится до 1-1,5 часа, — отмечает г-н Москов. — Высокоскоростное движение позволяет обеспечить гораздо более высокий уровень обслуживания пассажиров, по скорости передвижения реально конкурируя с авиатранспортом. Высокоскоростные поезда с точки зрения потребителей превосходят другие виды транспорта по времени поездок, уровню комфорта и безопасности, щадящему воздействию на окружающую среду».

По словам эксперта, от строительства ВСМ Удмуртии стоит ждать целого ряда положительных эффектов. В частности, на ВСМ переходит значительная часть дальних и межрегиональных перевозок, снижается нагрузка на автодорожную, железнодорожную сеть и аэропорты. При этом частично высвобождается железнодорожная инфраструктура для грузовых перевозок, а также для скоростного пригородного сообщения, что существенно для развития городских агломераций. Москов также отметил, что создание ВСМ является катализатором развития промышленных и строительных предприятий, а с учетом высокой технологичности проекта — инженерных и научных кадров.

Конкуренция самолётам

ВСМ может стать хорошей альтернативой авиасообщению. Пока о вероятной стоимости проезда на поезде не говорят. «Практика эксплуатации ВСМ показывает их высокую рентабельность при тарифах на перевозку ниже, чем на авиационном транспорте; при этом значительная дифференциация тарифов (до 7 раз на одном маршруте в зависимости от класса) позволяет осуществлять на них социальные перевозки, — отмечает г-н Москов. — Кроме того, производительность высокоскоростных поездов выше, чем обычных, что позволяет железным дорогам экономить значительные средства. Так, производительность высокоскоростного вагона в 4 раза выше, чем обычного купейного, и в 8 раз выше, чем у вагона типа СВ».

Главным отличием высокоскоростного железнодорожного сообщения по сравнению с авиаперевозками является то, что железнодорожная линия соединяет не только два конечных пункта, но и населенные пункты между ними, находящиеся в зоне прохождения магистрали, что существенно увеличивает пассажиропоток и значение этого вида транспорта для межрегиональных связей, добавляет эксперт.

Есть вопросы

В то же время строительство ВСМ вызывает и множество вопросов, в том числе у руководителей районов, по территории которых она пройдет. По словам главы Каракулинского района Сергея Русинова, ВСМ, в частности, потребует перекладки некоторых существующих автомобильных дорог, возведения мостов, выкупа земельных участков и переселения людей, чьи дома окажутся на линии дороги. Кроме того, магистраль пройдет по традиционным путям выгула скота местными хозяйствами.  Впрочем, устроители обещают максимальную безопасность ВСМ — на некоторых участках дорога будет закрыта высоким забором. Кроме того, в районе населенных пунктов в обязательном порядке будут предусмотрены шумозащитные экраны.

«На общественных слушаниях мы все эти вопросы задавали и не на все пока получили ответы. Проект еще прорабатывается. Конечно, хотелось бы вынести магистраль подальше от населенных пунктов», — сказал г-н Русинов. В то же время строительство ВСМ имеет и привлекательные стороны для районов. Помимо привлечения рабочей силы на строительстве магистрали ожидается, что это сделает регион более доступным для туристов. Сокращение времени в пути, по словам главы района, позволит легче привлекать гостей в первую очередь на местные охотничьи угодья и в природный парк «Усть-Бельск».

По словам директора Брокерского дома «Открытие» в Ижевске Дениса Белянина, о реальных выгодах для Удмуртии от строительства ВСМ говорить можно только в далекой перспективе. «В настоящее время перспективнее авиасообщение, так как оно значительно выгоднее в части скорости, — считает эксперт. — На самолёте добраться в Москву из Ижевска будет в любом случае быстрее, чем даже на высокоскоростной железнодорожной магистрали. Цены на авиабилет сейчас вполне сопоставимы со стоимостью купе в поезде. Многое будет зависеть именно от ценовой политики РЖД. Сейчас, мне кажется, она не очень адекватна. Стоимость билетов достаточно высока».

Как именно в итоге пройдет высокоскоростная магистраль по территории Удмуртии и как к ней будет присоединен Ижевск — окончательного ответа еще нет. Проектную документацию сейчас прорабатывают. Эксперты отмечают, что на многочисленные согласования уйдет еще немало времени. Впрочем, факт, что ВСМ будет построена, уже никем не оспаривается. Федеральные власти готовы выделить на это на первых порах 231 миллиард рублей. В целом же стоимость проекта оценивается примерно в 928 млрд рублей. Предполагается, что проект будет реализован на основе частно-государственного партнерства. Совместное предприятие планируется создать с участием «дочки» РЖД — ОАО «Скоростные магистрали». Общий объем государственной поддержки проекта по строительству составляет 649 млрд рублей. Источники финансирования капитальных затрат в размере 280 млрд рублей пока не определены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.