Считая в облаках

Удмуртские операторы связи с надеждой поглядывают на корпоративный рынок, где, как и на розничном рынке, растет потребление дополнительных услуг: интернета, облачных сервисов, виртуальной телефонии и т. д. Однако основой бизнеса операторов остаются голосовые услуги, а такие новые тренды, как «облака», они в основном пока воспринимают настороженно, ожидая роста спроса от клиентов.

Сильные тренды

2013 год стал годом качественного развития двух актуальных тенденций – корпоративной мобильности и BYOD (использование личных смартфонов и планшетов для решения повседневных служебных задач). С точки зрения бизнеса понятие мобильности теперь тесно связано с наличием у сотрудников мобильных устройств со специальным софтом, что позволяет им работать дистанционно, а руководству компаний удаленно контролировать работу своих специалистов вплоть до отслеживания их перемещений.

По данным американского разработчика программного обеспечения VMware, в 2014 году порядка 23 % сотрудников корпораций в нашей стране станут полностью мобильными. Этот показатель может достичь 40 % в ближайшие пять лет. Главы компаний первыми переходят на мобильный стиль работы.

По словам руководителя по развитию корпоративного бизнеса Ижевского отделения ОАО «МегаФон» Александра Костылева, удмуртский топ-менеджмент интересуется мобильными услугами, позволяющими оптимизировать бизнес-процессы.

Мобилизация бизнеса сегодня развивается по трем направлениям: мобильные сервисы, мобильные платежи и мобильные технологии. Как и во всём мире, в России происходит смещение спроса с голосовых услуг в сторону передачи данных.

По данным экспертов X Mobile Forum MoCO’2014, в России наблюдается тенденция роста мобильного трафика, который на сегодняшний день достиг 40 % всего трафика отечественного интернет-сегмента. Развитию мобильного интернета способствовал не только рост скоростей, но и появление удобных устройств для работы в интернете: смартфонов и планшетов.

По данным ЗАО «Финам» в Ижевске, рост продаж смартфонов по итогам 2013 года в натуральном выражении превысил 50 % при общей умеренно отрицательной динамике рынка.

Как отмечает директор представительства компании Сергей Казанцев, соответственно, очень быстро меняется и структура рынка. — На сегодняшний день доля смартфонов в общем объеме локального российского рынка, согласно различным профильным измерениям, оценивается примерно в 40 % в товарной массе. А на глобальном рынке уже превышает 50 %. Сопоставимую динамику демонстрируют и другие новейшие сегменты рынка устройств, ориентированные на VAS (дополнительные сервисы операторов связи), в первую очередь речь о динамичном росте продаж планшетов.

В компании «МегаФон» отмечают, что помимо оплаты услуг мобильной связи и интернета работодатели всё чаще предоставляют сотрудникам девайсы, необходимые для выполнения текущих задач. В частности, за прошлый год продажи смартфонов, планшетов, модемов, роутеров корпоративным клиентам «МегаФона» на Урале выросли на 90 %, и начало текущего года этот тренд подтверждает.

Лицом к b2b

Операторы связи в последнее время особое внимание стали уделять корпоративным пользователям, что обусловлено, в частности, их большей стабильностью по сравнению с физическими лицами. Эта категория пользователей не заинтересована в смене номеров, они не перейдут к другому оператору при первом же снижении цены у конкурентов. Да и выручка от таких клиентов выше, а проблем они создают меньше.

Собственно, на рынке b2c операторам делить уже осталось нечего, набор услуг многих из них примерно один, тарифы отличаются на копейки, покрытие в мегаполисах на одном уровне. Зато в сегменте b2b есть где развернуться.

Операторы «большой мобильной тройки» (МТС, МегаФон и Билайн), разработали целый ряд тарифных планов, учитывающих нужды малых и средних корпоративных пользователей. Распространение получили пакетные предложения с включенным количеством минут, СМС и интернет-трафиком.

Как отметил директор по корпоративному бизнесу филиала ОАО «Вымпелком» в Удмуртии Евгений Тульский, продажи смартфонов стимулировали интерес к мобильным интернет-услугам. — Тарифы с ограниченным трафиком в этом случае уже не подходят, что привело к появлению безлимитных тарифов на услуги. Причем они условно безлимитные, потому как практически у всех операторов в том или ином виде срабатывает ограничение скорости. Что касается фиксированной связи, то здесь уже все перешли на безлимитные тарифы, и это случилось даже раньше прошлого года.

— Общая тенденция заключается в том, что наши корпоративные клиенты всё больше склоняются в сторону «пакетных предложений» — выбирают не отдельную услугу, а целый набор сервисов, который во многом зависит от сферы деятельности организации, — рассказал директор МТС в Удмуртии Сергей Куртеев. — Государственные и муниципальные учреждения в большинстве своем используют только мобильную связь и интернет, хотя в последнее время наметилась важная тенденция по обращению госструктур к сервисам М2М (machine-to-machine). Высокий спрос на телематические сервисы мы наблюдаем в банковской сфере, логистике, навигации, в охранных услугах, в платежных терминалах. Одна из самых перспективных отраслей применения М2М-решений — ЖКХ, нефтяная и энергетическая отрасли. Именно в этом сегменте мы ожидаем существенный рост потребления сервисов в ближайшее время.

По наблюдениям Сергея Казанцева, потенциал дальнейшего развития сегмента голосовых услуг, где уровень насыщения на сегодняшний день уже очень высок, сейчас весьма ограничен. Спрос на них постоянный, и значительного роста он не показывает. Однако услуги голосовой мобильной связи по-прежнему остаются ключевыми для абонентов и основным источником дохода для мобильных операторов.

— На практике оказывается, что бизнес-клиентам не нужно большое количество услуг, ведь зачастую легче и быстрее решить вопрос с помощью звонка, а не через SMS или по электронной почте, — говорит коммерческий директор Tele2 Удмуртия Николай Рупасов. — В разрезе нашей компании более 80 % — голосовые услуги связи, включая и междугородные и международные звонки.

Между тем, как потребитель, Олег Вылегжанин, директор филиала компании EPAM Systems в Ижевске, отмечает, что «операторы достаточно сдержанно работают с корпоративными клиентами, в основном ориентируясь на частного потребителя».

— Да, сегодня мобильная связь успешно конкурирует с проводной, но это все-таки разные вещи. Мобильная связь по своей природе является атрибутом конкретного человека, и здесь сложно провести грань между интересами индивида и интересами компании. По большому счету, предприятие заинтересовано в том, чтобы его сотрудник был обеспечен теми сервисами, которые ему необходимы для выполнения своих прямых профессиональных обязанностей. А что может предложить оператор в качестве сервиса? Хорошую голосовую связь и хороший мобильный интернет.

Под присмотром

Как отмечают в ЗАО «Финам», в целом на долю дополнительных услуг (VAS) в среднем приходится уже около 30 % в общем объеме выручки операторов связи, и этот показатель продолжает уверенно расти. Способствуют этому дальнейшее развитие высокоскоростных сетей, снижение стоимости доступа, рост объемов востребованного актуального контента и приложений.

Взрывного роста от операторов связи уже никто не ждет, так же как и резкого падения выручки от мобильной связи. Услуга стала неотъемлемой частью жизни, потребность в ней большая, поэтому серьезных колебаний ни вверх, ни вниз этот сегмент не покажет.

VAS-услуги местных операторов связи для корпоративных клиентов можно в целом свести к трем направлениям: контроль персонала, внутренние бизнес-процессы и внешние коммуникации.

По данным Сергея Куртеева, современные телекоммуникационные услуги позволяют предприятиям и организациям сократить до 20 % издержек.

— Так, например, значительная часть крупных ижевских предприятий организуют единую защищенную корпоративную сеть — IPVPN, объединяя в нее все территориально-удаленные подразделения, — говорит г-н Куртеев. — Это позволяет компаниям без затрат на строительство собственной инфраструктуры организовать единую безопасную информационную сеть.

Корпоративная сеть ограничивает персонал в плане посещения интернет-ресурсов, которые не задействованы по работе, поэтому сотрудники не могут выходить в соцсети, а значит, не будут потреблять лишний трафик, расходовать деньги.

Другая группа услуг направлена на улучшение качества внутренних бизнес-процессов предприятия. Например, среди корпоративных клиентов местных операторов связи особой популярностью пользуются инновационные М2М-сервисы, позволяющие компаниям автоматизировать процессы передачи данным между машинами. Это помогает в режиме онлайн отслеживать работу датчиков автоматизации промышленных процессов, мониторинга транспорта, систем слежения, контроля расхода топлива и др. К примеру, банкоматы могут автоматически передавать информацию по GSM-сетям, если у них закончилась чековая бумага или наличность или же наоборот — что наличности слишком много и требуется приезд инкассаторов.

И, наконец, третья группа VAS-услуг позволяет корпоративным клиентам держать связь с внешним миром. Если у одних компаний растут продажи городских номеров (что позволяет подключить к федеральному номеру абонента городской шестизначный номер), то у других увеличился спрос на услугу «федеральный номер 8-800». «Корпоративные клиенты стали понимать, что с таким номером тебя уже воспринимают солиднее, как федеральную компанию», — говорит Евгений Тульский.

Корпоративные облака

Облачные сервисы на сегодняшний день являются одним из самых перспективных направлений в секторе телекоммуникаций, поскольку позволяют компаниям пользоваться новыми технологиями и совершенствовать бизнес-процессы без траты средств и времени на установку дополнительного оборудования и расширение инфраструктуры. «Облака» в той или иной степени сегодня развивают все операторы связи, и тут им уже приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией — как со стороны мировых IT-гигантов: Google, Microsoft, так и российских: Yandex, Mail.ru, 1С и т. д. Кроме того, на этом рынке довольно активны небольшие компании, которые тоже находят спрос на свои услуги.

Так что операторам связи приходится всерьез трудиться, чтобы не упустить свою долю на этом перспективном рынке. Очень активен в этом направлении, например, Ростелеком, уже запустивший целый ряд облачных услуг для бизнеса и работающий над дальнейшим развитием этого сектора. Что касается мобильных операторов связи, то они в данном направлении скорее пассивны, предпочитая по строке «облачные услуги» проводить уже раскрученные сервисы — такие, например, как «виртуальные сети».

В корпоративном секторе эксперты называют наиболее востребованными несколько облачных услуг: виртуальный офис (пакет офисных программ, виртуальное рабочее место); право пользования облачным специализированным программным обеспечением (программы учета, бухгалтерские и CRM-программы)  и удаленные центры обработки данных.

В Удмуртском филиале компании «Ростелеком» отмечают, что с момента запуска облачных сервисов интерес к ним постоянно растет, особенно со стороны малого бизнеса, который, как подчеркивают в компании, получает ощутимую выгоду, используя облачное ПО взамен локального, — ему не нужно, как минимум, тратиться на покупку программного обеспечения и его обновления. Еще один дополнительный плюс облачных программ — их доступность из любого места, что повышает мобильность бизнеса.

Местные особенности

По данным коммерческого директора «Tele2 Удмуртия» Николая Рупасова, в среднем проникновение бизнес-тарифов в корпоративном сегменте не превышает 40-45 %. При этом в малом и среднем бизнесе проникновение еще ниже — около 20 %.

— С одной стороны, это значит, что всем игрокам есть куда расти. С другой стороны, несмотря на отсутствие внешних признаков конкурентной борьбы (в частности, ценовых войн),это всего лишь видимость. Бизнес-клиент более доходный, поэтому за него ведется постоянная борьба, но с помощью других инструментов. Большинство игроков рынка Удмуртии интересуются этим сегментом, но им, с их опытом, нужно будет полностью переоценить свою работу, а обычно такие изменения быстро не происходят.

Что касается ценовой политики, то, как отметил Евгений Тульский, если взглянуть на график падения цен за последние шесть лет, становится понятно, что в итоге всё придет к такой схеме работы, когда потребители будут платить только за контент, а непосредственно подключение к интернету и потребление трафика будет чуть ли не бесплатным.

Опрошенные эксперты не сомневаются, что в будущем VAS-услуги станут не меньше, а даже более востребованными у абонентов сотовых компаний, чем даже голосовая связь.

По словам Николая Рупасова, местный рынок прошел стадию начального активного роста и достиг насыщения.

— Взрывного роста от операторов связи уже никто не ждет, так же как и резкого падения выручки от мобильной связи. Услуга стала неотъемлемой частью жизни, потребность в ней большая, поэтому серьезных колебаний ни вверх, ни вниз этот сегмент не покажет. Тем не менее рост рынка можно ожидать. Одним из его драйверов могут стать смартфоны и другие устройства, поддерживающие услугу мобильной передачи данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.