Сами регулируйтесь

С мая 2011 года, когда Дмитрий Медведев подписал новую редакцию закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионный режим для бизнеса стал значительно мягче. Сократился перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, сама процедура унифицирована и упрощена, введено бессрочное действие разрешений. Эксперты не против реформирования лицензионного российского законодательства, однако отмечают, что новый порядок вызывает больше вопросов, чем дает ответов, тем более что альтернатива лицензированию – саморегулирование — пока не справляется с теми задачами, которые перед ним поставлены.

С0кращение количества лицензируемых видов деятельности идет уже не первый год — в рамках административной реформы государство последовательно сокращает свое «присутствие» в бизнесе. Идея, сформировавшаяся в Минэкономразвития, преследовала вполне определенную цель: облегчить жизнь бизнесу, разрушив административные барьеры. Что и говорить, если для получения одной госуслуги российские предприниматели вынуждены обращаться в орган власти в среднем по 8 раз. Простые граждане делают два «похода», но время ожидания в очереди составляет в среднем 55 минут. А Всемирный банк не так давно оценил эффективность государственного управления в России в 44,9 балла из 100 возможных, качество регулирования – 35,2 балла.

Поэтому неудивительно, что премьер-министр Владимир Путин, выступая в 2010 году с отчетом перед депутатами Госдумы, заявил, что сегодня преждевременно говорить о подлинной предпринимательской свободе в России.

— Какая может быть свобода, если еще недавно у нас было 500 лицензируемых видов деятельности, 78% продаваемых в стране товаров подлежали обязательной сертификации? Сейчас же количество лицензируемых видов деятельности сокращено до 74, а масштаб сертификации товаров — на 50%. Однако и этого недостаточно, — отметил председатель правительства.

В текущем году, как и ожидали эксперты, государством продолжена работа по смягчению административного давления на бизнес, а также замене лицензирования и государственного контроля в ряде сфер деятельности саморегулированием. В частности, принята Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 — 2013 годы, подписан закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Новый порядок

По словам заместителя министра торговли и бытовых услуг УР Галины Трегубовой, сегодняшняя политика государства в отношении бизнеса направлена на то, чтобы оставить как можно меньше ограничивающих факторов. В рамках административной реформы идет целенаправленное упрощение выхода предпринимателей на рынок: сокращается список лицензируемых видов деятельности, уменьшается количество подаваемых документов,  регламентируются сроки их прохождения по инстанциям, растет доступность информации о деятельности органов власти, вводится электронный документооборот между ними и предприятиями и т.д. и т.п.

По новому закону в России подлежат лицензированию 49 видов деятельности, что на 17 пунктов меньше предыдущего перечня. Освобождены от лицензирования предприниматели, осуществляющие реставрирование памятников культурного наследия, экспонирование и коллекционирование оружия, надзор за безопасностью авиаперелётов и др. Отменяется лицензирование изготовления протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений. По словам председателя комитета по учету и налоговому администрированию Удмуртского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Светланы Ситдиковой, лицензирование этих видов деятельности прекращается в связи с тем, что в законодательстве есть другие методы регулирования, в том числе аккредитация, аттестация специалистов, контроль и надзор за соблюдением требований техрегламентов, включая обязательную сертификацию продукции.

Кроме того, прекратилось лицензирование перевозок морским транспортом опасных грузов, деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом, погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах. Лицензирование в этих сферах будет заменено обязательным страхованием гражданской ответственности.

Новый закон отныне однозначно определяет, что все лицензии действуют бессрочно. Это, по мнению Светланы Ситдиковой, должно позволить предпринимателям снизить финансовые и материальные издержки, затрачиваемые на продление лицензий и связанных с этим процессом дополнительных процедур.

С другой стороны, как отмечает генеральный директор ООО «Апогей» Анатолий Сидоров, при всех плюсах отсутствие должного контроля в виде продления лицензий, особенно в тех отраслях экономики, где деятельность компаний связана с риском для жизни населения, может привести к неблагоприятным последствиям.

Среди других новшеств можно отметить запрет лицензирующим органам взимать за выдачу лицензии какие-либо платежи кроме предусмотренной государственной пошлины. А предприниматели, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность на территории других регионов, уведомив местные лицензирующие органы. Однако, по словам Светланы Ситдиковой, расширен круг органов, отвечающих за регулирование лицензирования. В частности, лицензирующие органы могут проверить, есть ли у работников предприятия соответствующее профессиональное образование и опыт, а также предъявить требования к организационно-правовой форме юридического лица, размеру уставного капитала и даже проверить, нет ли у заявителя задолженностей.

Кроме того, для упрощения документооборота предусматривается, что с 1 июля 2012 года предприниматели будут вправе направлять в лицензирующий орган заявления и документы для получения и переоформления лицензии в электронной форме. По словам Галины Трегубовой, для предпринимателей, получающих лицензию на розничную продажу алкоголя, такая возможность уже есть. Однако они не спешат ею воспользоваться, предпочитая традиционный способ общения с органами власти. Такая же ситуация была несколько лет назад и с ежемесячной декларацией розничной продажи алкоголя, вспоминает Галина Трегубова. Местные предприниматели неохотно передавали документы в электронном виде, а сегодня их доля приближается к 80% от всех деклараций.

В рамках административной реформы Министерство торговли и бытовых услуг УР ввело послабления при получении лицензии на розничную продажу алкоголя. В частности, сокращен перечень необходимых документов: уведомление от администрации города, заключение о наличии охранной и пожарной сигнализации. Справку об отсутствии задолженностей по налогам и сборам министерство запрашивает непосредственно у налоговых органов по каналам межведомственного взаимодействия.

Контроль сохранится

Вместе с тем, по мнению законодателей и чиновников, бизнес нельзя оставлять без контроля. Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что  полномочия контрольно-надзорных служб будут сокращаться, но при этом ответственность предпринимателей за нарушения серьезно возрастет.

И в этом смысле лицензирование нельзя рассматривать как ограничение со стороны государства, считает Галина Трегубова. Оно необходимо для  уменьшения возможного вреда правам, законным интересам и здоровью граждан, обороне и безопасности государства. Поэтому, по словам замминистра, продажа алкоголя – не тот вид предпринимательской деятельности, который можно пускать в свободное плавание. Лицензирование в этой сфере помогает контролировать поведение игроков на рынке, противодействовать нелегальному обороту алкоголя в России.

С другой стороны, эксперты отмечают, что государство с помощью лицензирования в этой сфере повышает финансовые затраты бизнеса, снижает рентабельность производства алкогольной продукции и табачных изделий и в конечном счете косвенно увеличивает цены на них.

Также пускать в свободное плавание нельзя и строительный рынок, считает Анатолий Сидоров. Необходим контроль не только за ходом строительства, но и за качеством. Зачастую многие фирмы, получив предоплату от заказчика, исчезают, не выполнив работу, другим нужно только лишь освоить деньги и ресурсы. Светлана Ситдикова отчасти согласна с этим, отмечая, что лицензирование, по большому счету, не вынуждает предпринимателей уделять пристальное внимание качеству своей продукции и услуг.

Таким образом, полагаться только на предпринимателей сегодня нельзя. Представитель  Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Кира Лукьянова более категорична:

— Если оставить какие-то отрасли без контроля, то получается та самая ситуация, которую мы наблюдали в той же самой «Хромой лошади». Получается, что не один малый бизнес виноват, а система, которая была создана, начиная от чиновника, который давал разрешение о том, чтобы здесь был клуб, и заканчивая Госпожнадзором.

Неэффективная альтернатива

По словам опрошенных экспертов, прежняя разрешительная система на любой вид бизнеса, несмотря на необходимость перемен, не исчерпала свой потенциал. Тем более что новая система, основанная на саморегулировании, еще не может качественно интегрироваться в общественные отношения. Светлана Ситдикова говорит, что неэффективность саморегулирования мы можем видеть на примере деятельности оценщиков или строителей, где система контроля качества вызывает вопросы у потребителей и государства, а уровень коррупции существенно не снизился по сравнению с периодом лицензирования этих видов деятельности.

— К сожалению, так называемые объединения, гильдии, ассоциации в России не устанавливают жесткие правила игры на том или ином рынке, в результате игроки такого рынка действуют каждый по своим правилам и не несут серьезной ответственности ни гражданско-правовой, ни уголовной, — отмечает эксперт. – Поэтому красивая на вид идея контроля со стороны добровольных объединений профессиональных участников рынка сегодня существует не в том виде, в котором должна существовать.

К тому же в строительной отрасли возросли расходы на вступление в СРО по сравнению с прежними затратами на лицензию. Сегодня, по словам Светланы Ситдиковой, строительной фирме приходится платить в несколько «корзин»: единовременный взнос за вступление, компенсационный, членский, целевой взнос. В итоге, по данным Анатолия Сидорова, входной билет на «большую» стройку обходится в пределах 700 тыс. рублей — «для крупных компаний это маленькие деньги, а для малого и среднего бизнеса эта сумма становится непреодолимой преградой. Выход для них – в кооперации с другими «малышами». Так появляется крупный игрок на рынке». Другой путь включения в строительную отрасль ­– через участие в субподряде у сильных компаний.

Среди плюсов системы саморегулирования в строительной сфере Анатолий Сидоров отмечает гибкость и адекватность в изменении норм. В этом случае показателен пример с организациями, занимающимися установкой светоограждающих конструкций (окон, дверей). Первоначально им требовалось свидетельство СРО, но впоследствии от этой практики пришлось отказаться.

Не менее сложная ситуация в аудиторской деятельности, в которой лицензирование заменено саморегулированием. С этого года обязательный аудит, служивший для многих аудиторов серьезным источником доходов, проводится в том случае, если выручка организации за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн руб. (в восемь раз больше, чем до 2010 года) или сумма активов бухгалтерского баланса на конец года, предшествовавшего отчетному, превысит 60 млн руб. (в три раза больше, чем раньше). По словам Светланы Ситдиковой, за текущие месяцы спрос на аудит со стороны малого и среднего бизнеса резко сократился. Отечественный рынок аудита, и так серьезно пострадавший во время кризиса, продолжает терять клиентов. В частности, из 30 тыс. профессиональных аудиторов в России осталось всего 8 тыс. человек.

Вызывает вопросы и система контроля качества работ аудиторских компаний. Если какая-то компания проверку не проходит, то лишается членства в СРО. Однако даже в этом случае у такой компании есть возможность вступить в другую СРО из шести существующих в России, куда ее примут с распростертыми объятиями.

Несмотря на сложности роста, у саморегулирования есть положительные прогнозы. С улучшением экономической обстановки по стране ситуация в строительстве, аудиторской и оценочной отрасли может оживиться, а через два-три года уже можно говорить о реальном улучшении качества этих услуг.

Что касается лицензирования, то эксперты утверждают, что сокращение лицензируемых видов деятельности в будущем продолжится. По результатам реализации очередного этапа административной реформы уже в 2014 году граждане смогут получать государственную услугу «за один заход», отстояв в очереди не более 15 минут. Среднее число обращений коммерческих структур в соответствующее ведомство для получения услуги не должно превышать двух. Оценку России в международном рейтинге планируется приблизить к уровню государств Восточной Европы – по эффективности государственного управления довести до 65 из 100 баллов, по качеству государственного регулирования – до 60-ти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.