Деловые новости. Президент и бизнесмены. О дорогах и других бедах

Деловые новости. Традиционная встреча участников Ассоциации «Деловая Удмуртия» с Президентом УР на сей раз прошла во время, когда все видимые политические и экономические форс-мажоры остались позади. Это позволило бизнесменам, входящим в Ассоциацию, говорить о вещах прозаических, но при этом важнейших – о вещах, от которых зависела и зависит комфортная жизнь любого жителя республики – о дорогах и гарантиях на них; о мусоре и том, кто и как его должен убирать; ситуации на промышленных предприятиях и в ижевском аэропорте; высшем образовании; возможности объединения Ижевска и Завьяловского района и многом другом. Важнейшие из вопросов, которые обсудили президент и бизнесмены – в эксклюзивном материале журнала «Свое дело».

Александр Волков, Президент Удмуртской Республики:

Коллеги, рад, что мы продолжаем многолетнюю традицию наших встреч – пусть и не всегда просто нам найти время для того, чтобы собраться в максимально полном составе. И, несмотря на то, что большинство из вас является руководителями, депутатами и не остается в стороне от информации, которая касается города и республики, встречи и обмен мнениями всегда полезны. Я, как вы знаете, ваши предложения принимаю к рассмотрению и многое из того, что на таких вот наших встречах было высказано, уже реализовано. Поэтому сегодня я бы предложил без предисловий сразу перейти в к вопросам.

Юрий Тюрин, руководитель Ассоциации предприятий «Ваш дом», председатель правления Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

Уважаемый Александр Александрович, благодарю вас за то, что нашли время в вашем графике встретиться с членами Ассоциации. У нас действительно много вопросов накопилось. И один из них которых касается буквально всех и он очень больной – это дороги – их состояние, перспективы дорожного строительства, стоимость строительства…

Александр Волков

Вопрос серьезный. К счастью, как вы знаете, наконец созданы дорожные фонды и вся законодательная база по их работе вступила в силу. Я попросил депутатов Госсовета не требовать ни от меня, ни от Правительства чтобы он с первого года был наполнен в полном объеме. Дело в том, что у меня, к сожалению, нет сомнений в том, что дороги строятся неоправданно дорого. Пока я не добьюсь приемлемых, оправданных смет, дорожники в полном объеме финансирования не получат. Например, чтобы добиться этого в капитальном строительстве, мне пришлось уволить министра строительства.

Что касается сумм, то в прошлом году у нас было на дороги 1,2 млрд, в этом будет 2,5. Думаю, по факту мы выйдем миллиарда на три. Мы добавили на дороги всем городам и районам – в общей сложности 250 миллионов плюс отдельно – 100 млн Ижевску. Кроме того, мы выделим 100 млн на рабочую документацию моста через Каму.

По этому мосту отдельная эпопея. Из 14 млрд стоимости – 4 млрд – это деньги бюджетные: федеральные и республиканские. Еще 10 млрд – это деньги концессионера – около 4 млрд собственных и остальные – заемные. Чтобы банк выдал концессионеру кредит, мы должны дать гарантии Правительства – на кредит и на проценты по кредиту. Ну хорошо мост построят – в этом я даже не сомневаюсь. А что будет потом? Потом эти господа, с уставным капиталом 100 тысяч рублей и регистрацией учредителей в Лихтенштейне скажут, что мы не обеспечили пропускную способность или найдут другую причину, чтобы не платить по кредитам и все это повиснет на бюджете. Лично я рисковать на таких условиях 10 миллиардами рублей не готов. Поэтому я предлагаю самим разработать рабочую документацию, что, скорее всего, позволит и реальную сметную стоимость проекта снизить – думаю, что минимум миллиарда на три.

Юрий Тюрин:

— Давно уже говорится, что дороги надо строить с гарантией. И действительно, какая-то гарантия дается, но хотелось бы понять – кто-либо выполнял гарантийные обязательства?

Александр Волков

Если вы говорите о той части, что касается Ижевска, то правильнее было бы об этом спрашивать Дениса Владимировича Агашина. Насколько я знаю, город сегодня гарантии требует и многих заставляет переделывать за свой счет. В той части, что касается финансирования из республиканского бюджета, гарантии выполняются.

Алексей Гарипов, депутат Городской Думы Ижевска

– Мы с депутатами Гордумы сегодня вышли с инициативой создать комиссию и провести инвентаризацию всех дорог, сделанных за последние пять лет – чтобы было видно: где что сделано, где какие гарантии выполняются, а где нет.

Александр Волков

Все что посчитает нужным предложить «Деловая Удмуртия» в части контроля мы готовы поддерживать. Я в первую очередь хочу добиться оптимальной стоимости, как сделал это при строительстве школ, садиков, спортзалов. Представьте – у нас будет бюджет дорожного фонда по республике – 4,5-5 млрд. Плюс по Ижевску, учитывая, что мы у них забрали бюджетной нагрузки на 1,8 млрд! и сегодня это у нас единственный не дотационный город в республике – я думаю,  можно выделять от 500 миллионов до миллиарда на капитальные вложения. В общей сложности – до 6 млрд в год – на эти деньги можно много чего сделать – тем более если мы по-хозяйски ими распорядимся. По моим ощущениям, минимум на 20% завышена стоимость. Я этим буду заниматься и если по республиканским дорогам добьюсь снижения сметы, то и городу деваться будет уже некуда.

Константин Котов, руководитель ресторанного холдинга «Фуд Сервис»

Александр Александрович, я хочу вас попросить — может быть под ваш личный контроль взять ситуацию с дорожным строительством в городе? Потому что денег не очень много – на этот год всего 155 миллионов — и если будет ваш личный контроль, то и расходоваться они будут, несомненно, эффективнее.

Дело в том, что только сегодня мы слушали доклад главы города и по социологии, которая в нем приводится, 49% горожан удовлетворены жизнью в городе, а вот состоянием дорожного покрытия и благоустройства – всего 14%. То есть 86% воспринимают негативно действия власти в отношении благоустройства и дорог. Но власть в представлении людей едина – они же не разделяют город и республику. Поэтому хочется, чтобы по дорогам и благоустройству в первую очередь был тотальный контроль.

Александр Волков

Принимается. Дорожный фонд у меня на контроле и всегда будет на контроле. Мне бы хотелось в свою очередь от вас видеть в этом вопросе и понимание и поддержку. Задача — до 2014 года, когда наш дорожный фонд должен быть полностью сформирован, навести в этом деле полный порядок.

Игорь Газетдинов, руководитель группы компаний «Джоссер»

Александр Александрович, какова сегодня ситуация на градообразующих предприятиях – Ижмаш, Механический завод, ИжАвто и других?

Александр Волков

Сразу скажу, что во время последнего расширенно заседания Госсовета РФ я договорился с Чемезовым и буду с им обсуждать отдельно ситуация по каждому их тех предприятий, что вы назвали.

Теперь по порядку. На автозаводе, ситуация, казалось бы, благополучная – в прошлом году было принято дополнительно 2,5 тысячи работников, выпустили 70 тысяч автомобилей, но в этом году, согласно тем планам, которые представил АвтоВАЗ, увеличения не будет. Сейчас ведется освоение новой вазовской модели, в перспективе будет сборка моделей Рено-Ниссан (но это не раньше следующего года).

Я уже года полтора регулярно собираю бригадиров, мастеров, начальников цехов – проводим рабочие собрания, из которых первые проходили в гробовом молчании, а сегодня есть диалог – вопросы, общение. Меня волнует то, что зарплата на заводе сегодня — «никакая» — 14000 рублей у рабочего персонала. Поэтому я предложу рабочим совместно добиваться – подготовить обращение к Путину – увеличения объемов производства. Потому что при таких объемах завод  рентабельным не будет, значит и зарплату никто поднимать рабочим не станет, а уважающие себя мужики за 13-14 тысяч работать не будут. Я со своей стороны я об этом скажу и Чемезову и генеральному директору в ближайшие дни, ну а потом буду пробиваться к Путину. Буду добиваться, чтобы LadaGrantа собирали не 30 тысяч, а 70-100 тысяч штук.

Что касается Ижмаша — там ведется управляемое банкротство. И судя по тем заявлениям, которые были сделаны и вице-премьером Рогозиным, и Чемезовым, коллектив будет сохранен, продукция модернизируется, все под контролем. Мы тоже держим руку на пульсе – настрой в коллективе вполне нормальный, без истерик, долги по зарплате выплачены, зарплата не хуже чем на том же ИжАвто. Думаю, что в течение года они должны провести процедуру оздоровления, все очистить и выйти на рабочий режим.

На Ижмехе ситуация не очень хорошая, там четырехдневная рабочая неделя. Их основная проблема — нет заказа по военно-промышленной тематике. Но, слава богу, они усиленно занимаются электроинструментом, и мы в рабочем режиме занимаемся всем, чтобы ситуацию улучшить. Она там не драматична, но четырехдневка – это тоже не здорово.

И Сарапульский радиозавод. Он тоже у нас на контроле. Я думаю, что министерству промышленности удастся уже в ближайшие два месяца приземлить вопрос о получении федеральных ресурсов на оздоровление завода. Это серьезно исправит ситуацию, но пока мы не передадим завод в руки нормального собственника, нам успокаиваться нельзя.

Вот данные за первый квартал — в целом по промышленности показатели вполне приличные — индекс промышленного производства 105%, объем отгруженных  товаров 111%. Обрабатывающие производства 108%. Идет везде рост: и по стройке, и по транспорту — 108%, связь – 104%.

Сергей Вердиян, руководитель группы компаний «Север» 

Расскажите о планах развития ижевского аэропорта – какие перспективы у ИжАвиа, будут ли летать конкурирующие авиакомпании?

Александр Волков

Я считаю, то, что у нас был объединен аэропорт и авиаотряд — все это было оправдано. Теперь пришло время двигаться дальше и на прошлой неделе мы провели большое совещание и приняли решение запустить работу по разделению ИжАвиа на два юридических лица — аэропорт и авиаотряд. Конечно, этот процесс будет постепенным, и на правах собственников, мы намерены провести подготовительную работу: выделить дополнительные средства на обновление и закупку техники, которая обеспечивает работу аэропорта, безопасность и обслуживание самолетов. В любом случае это, как вы понимаете, открывает двери аэропорта для других авиакомпаний, а нашу авиакомпанию заставит шевелиться, если она хочет что-то зарабатывать. В будущем, конечно, мы будем искать на авиакомпанию покупателя – желающие уже есть – не успели мы привести совещание, уже стали поступать предложения. Но пока конкретно разговаривать не о чем. Примеры нормальных, хороших компаний на российском рынке есть, так что я не вижу и ничего страшного, если нам авиаотряд придется продать.

Евгений Костенков, руководитель Ижевского филиала НПФ «Лукойл-Гарант»

Александр Александрович, какие перспективы продолжения строительства набережной пруда, будет ли начато строительство сопутствующей инфраструктуры в ближайшее время?

Александр Волков

Очень сложный вопрос. Во-первых, я горадминистрацию недавно еще раз предупредил — чтобы не вздумали отдать хоть какому бизнесу любой кусок набережной. Пока на стенку не повесим генплан развития набережной, никто ничего не получит. Растащить по кускам я не позволю. Пока же ничего не делаем, потому что не знаем что делать – нет приемлемой идеи, нет ясности по объектам, которые в федеральной собственности находятся – завод Бодалева, например. Давайте сначала решим, что нужно сделать. Так что вопрос пока открыт и предложения принимаются – пожалуйста – предлагайте, участвуйте. Я уверен, что лучше потерять год или два, но потом сделать красиво и правильно. С зоопарком мы потратили два года, отправили проектировщиков посмотреть лучшие зоопарки мира, собрали опыт и в итоге сделали классно.

Рустам Хабибуллин, первый заместитель министра строительства УР

Александр Александрович, хотел бы внести предложение по набережной. Во всем мире используется такая схема: объявляется конкурс концепций, в котором за небольшие деньги приглашаются участвовать архитекторы со всего мира. Мы можем сделать то же самое – подключить союз архитекторов России, какие-то еще организации и за относительно небольшие средства мы, по меньшей мере, получим разные идеи относительно того, как реализовать развитие набережной. А может быть, даже найдем то, что нас полностью устроит…

Александр Волков

Принимается.  Давайте проведем конкурс.

Владимир Агеев, руководитель группы компаний «Римский квадрат»

Недавно сменился ректор в УдГУ – с чем это было связано и правда ли что возможно объединение ВУЗов – в частности ИжГТУ и УдГУ?

Александр Волков

По смене ректора – как вы знаете, прошли выборы ректора и была выбрана Галина Витальевна Мерзлякова, которую и я поддерживал. Чем было вызвано решение? На самом деле в УдГУ до сих пор не было, на мой взгляд, по настоящему хозяйственного руководителя – ни Журавлев, ни Бунтов, которых я тоже поддерживал в свое время, не смотря на массу положительных сторон, к сожалению таковыми не являлись. Видимо, это прекрасно понимали и в министерстве образования, будем надеяться, что нынешний ректор сумеет навести дисциплину и порядок в этом учебном заведении. Сегодня же там получается, что каждый из институтов при ВУЗе живет сам по себе, своей жизнью, все довольны, а хозяина нет. Я с ситуацией знаком изнутри – уже много лет председатель попечительского совета.

Что касается объединения ВУЗов, то я лично не вижу в этом никакого смысла.

Павел Титов, руководитель группы компаний «Титан»

Каковы перспективы строительства мусороперерабатывающего завода в республике? Несколько раз сообщалось о том, что инвестор найден, потом эта информация опровергалась…

Александр Волков

Сложный в исполнении вопрос. Желающих вроде бы много – уже десяток лет тот или иной бизнес заявляет о желании построить мусороперерабатывающий завод. Но поговорят и уезжают. Поэтому мы приняли решение начать двигать процесс самостоятельно и сейчас правительство занимается выбором вариантов размещения завода. Это тоже непросто — существуют определенные требования. Плюс надо определиться с технологией. Кто примерно знает, сколько стоит этот завод? Никто? В общем, минимум 3 млрд рублей надо вложить. Это если применять технологию сжигания с выработкой тепла и электроэнергии. Второй вариант – без сжигания – сортировка и вывоз тех отходов, которые нельзя утилизировать. Второй более дешевый, но, по-моему, первый вариант более правильный. Потому что без сжигания – это по сути тот же полигон, свалка, пусть может быть более цивилизованно выглядящая. Так что, возможно, нам лучше на 2-3 года дольше строить, но получить в итоге более современный и эффективный объект.

Юрий Тюрин

Кроме проблемы утилизации есть еще одна сторона этой проблемы – система сбора. Если проблема утилизации – это проблема капвложений, то проблема сбора – больших вложений не требует, это организационного характера вопрос. Взять, например, Башкирию, где вдоль дорог есть специальные площадки и знаки «до места, где можно выбросить мусор осталось 2 км». У нас же этого нет, и в итоге все валяется по обочинам, лесами, полям.

Андрей Мельников, директор ВЗАО «Росторгсоюз»

Есть и проблема сбора в сельской местности. У меня, например, дом в Гольянах и там мусор выбрасывать совершенно некуда. И если мы городские забираем его с собой и выбрасываем в городе, то местные просто организовали стихийную свалку.

Александр Волков

Согласен, решать нужно. Насколько я знаю в Ижевске в Ленинском районе есть положительный опыт решения аналогичной проблемы. Запишите в протокол, эту тему надо обсудить с главами районов – обсудим. Я уверен, правда, что тут бесплатно мы не решим — понадобятся деньги, как минимум, на технику и емкости, но делать это надо, это важно.

Андрей Шутов, генеральный директор ОАО «КОМОС ГРУПП»

На той неделе в СМИ появилась информация, что в Удмуртии появился инвестиционный уполномоченный. Была интрига: кто такой инвестиционный уполномоченный.  Выяснилось, что это Михаил Петрович Зайцев, которого мы все знаем прекрасно, любим, ценим, уважаем. Что принципиально изменилось с приобретением Михаилом Петровичем нового статуса? Вот обычно в регионах бывает так: есть инвестиционное агентство и есть фонд. А у нас пока один Михаил Петрович Зайцев. Изменится ли как-то инвестиционный климат республики, легче ли будет предпринимателям решать свои проблемы?

Александр Волков

Ничего в организационном плане не изменится от того, что было. Это федеральное указание – назначить уполномоченного по инвестициям, мы назначили. Что касается инвестиции, то у нас этой темой всегда занималось министерство экономики, и Зайцев лично, как министр экономики. При министерстве созданы все необходимые, на мой взгляд, фонды, позволяющие привлекать, в том числе значительные федеральные средства на поддержку бизнеса. Но если вы считаете, что нужно что-то дополнительно делать в плане именно привлечения инвесторов, то готовьте конкретные предложения, что нужно сделать, будем это обсуждать.

Артур Курылев, директор Ассоциации «Удмуртагрохим»

Ходят слухи, что в связи с расширением территории Ижевска, само с. Завьялово и Завьяловский район как административная единица будут ликвидированы?

Александр Волков

Это несерьезно. Как райцентр Завьялово, думаю, останется навсегда. Скорее всего, эти слухи пошли на фоне того спора, который возник из-за принадлежности примыкающих к Ижевску населенных пунктов – поселок Октябрьский, в частности. Тут я считаю, Завьяловский район должен уступить эти территории городу. Я об этом и главе района сказал – «там у вас своих проблем полно, зачем вам еще этот Октябрьский поселок?». Сами посудите, там сейчас построили сразу несколько домов для молодых семей, а сада нет, школы нет – на кого это все ляжет? Пусть этим город занимается.

Константин Котов

С будущего года заканчивается срок действия особого режима применения упрощенной системы налогообложения. Этот режим водился на период кризиса и детальную часть – конкретные цифры и проценты — принимали субъекты. У нас же до сих пор нет информации о том, будет ли продолжено его действие, если все ли изменения утратят силу или какие-то останутся?

Александр Волков

Коллеги, ввиду дефицита времени, это вопрос и другие, касающиеся проблем и предложений по малому и среднему бизнесу, подготовить и озвучить на совете по развитию малого и среднего бизнеса. Пусть подготовиться Минэкономики и тогда мы сможем это обсуждать. Вы знаете, что это совет не закрытый орган и если у вас есть какие-то предложения – мы готовы обсуждать, тем более что это же ваша тема.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.