Журнал

Получи полбу

Чуть больше года назад в Ижевске развернулась поражающая своими масштабами рекламная кампания полбы — злаковой культуры, которая, как утверждает реклама, чрезвычайно полезна для здоровья. Это утверждение может послужить предметом для споров, а вот тот факт, что еще никто никогда в Ижевске не рекламировал обыкновенную крупу так настойчиво — бесспорно. СД решил выяснить, кто и почему решил продвинуть уже подзабытый потребителем злак с помощью массированной рекламной атаки.

Древняя злаковая культура стала центром рекламной кампании в Ижевске около года назад. В настоящее время акция пошла на спад, но кое-где жители города до сих пор могут увидеть билборды, призывающие покупать полбу. Как отмечают эксперты, предложение на рынке уже забытого в нашем регионе рода крупы в качестве элемента здорового питания вполне уместный ход. Смущают их лишь масштабы рекламной кампании: многие считают, что такой маркетинговый бюджет может не оправдать себя — всё-таки тяга к «полезной пище» не столь велика, как кажется — достаточно взглянуть на соотношение площадей, отводимых в супермаркетах под «продукты для здорового питания» и для «обычного».

От Балды

«Полбу выращивали наши предки на протяжении сотен лет, однако в советские годы от нее полностью отказались, — рассказывает поставщик полбы в Удмуртии — директор ООО «Рондапродукт» Александр Прямицын. — Дело в том, что она не столь урожайна. Если с гектара, засеянного пшеницей, можно собрать 25-35 центнеров зерна, то урожайность полбы составляет всего 7-8 центнеров. На протяжении последней сотни лет образцы этого растения хранились в лабораториях научных институтов. Именно из них мои партнеры из Татарстана и получили первый урожай. Два года назад было собрано достаточно зерна для пуска промышленного производства и продажи».

Сейчас продукцию в Удмуртию поставляют из Кукморского района Татарстана. В нашей республике эту культуру не выращивают. Как пояснил г-н Прямицын, массовое производство полбы сложно наладить, так как этот злак практически незнаком современным фермерам. Кроме того, оно требует значительных затрат. Дело в том, что этот вид злаковых чрезвычайно капризен, и поэтому применение различных химических веществ для защиты полей от вредителей и сорняков невозможно. Именно поэтому ее называют экологически чистым продуктом. Кроме того, сложна и обработка зерна.

Особенности культивирования полбы, судя по всему, и подарили маркетологам идею ее раскрутки как продукта экологически чистого и диетического. Как говорят эксперты местного рекламного рынка, ход вполне оправданный — создать «легенду» вокруг вполне доступного продукта — обычной крупы, — он же нужен был, чтобы потребители захотели вспомнить, что это за полба такая. популярности полбы сегодня связан с тем, что одни специалисты смогли повысить ее урожайность.

Работа на имя

Как отмечают сами производители полбы, выручка с гектара, засеянного этой культурой, выше, чем с пшеницы. При урожайности полбы в 8 центнеров они получают с гектара выручку около 32 тысяч рублей. Для пшеницы этот показатель будет равен 15 тысячам рублей с гектара. И в рознице полба оказывается в более высокой ценовой категории круп. В ижевских магазинах полкилограмма крупы стоит около 70 рублей.

Впрочем, как признает поставщик, к настоящему моменту «бизнес на полбе» не окупился. По мнению г-на Прямицына, на нулевую прибыль они должны выйти через 3 года, что для продукта сельского хозяйства считается вполне успешным итогом.

«Сейчас мы работаем на узнаваемость продукта, — говорит предприниматель. — Именно для этого мы провели рекламную кампанию – в основном с использованием билбордов — с указанием торговых сетей, где можно приобрести крупу. Потратили на это несколько миллионов рублей. Такая реклама заинтересовывает. Есть люди, которые постоянно хотят пробовать что-то новое. Если им продукт нравится, они покупают его регулярно. Сейчас мы фиксируем медленную положительную динамику продаж. Я думаю, что как только полба в Удмуртии раскрутится, у нас вполне здесь могут появиться и конкуренты. Пока что поставляем в республику эту крупу только мы».

В дальнейшем г-н Прямицын намерен расширять линейку товаров. Помимо крупы планируется выпускать муку, макаронные изделия и хлеб.

Посеять здесь

Выращивание полбы в Удмуртии было бы вполне рентабельным предприятием, считает проректор по науке Ижевской государственной сельскохозяйственной академии Ильдус Фатыхов. «В сельском хозяйстве не бывает убыточных культур или животных. Если производство нерентабельно — значит, применялась не та технология. Мы ведь в любом случае высеваем одно зернышко, а получаем колос с несколькими», — говорит эксперт. По мнению г-на Фатыхова, потребительский интерес к полбе вполне может сложиться. Однако конкурентом здесь для нее может быть рис.

«Полбой в довоенные годы были засеяны обширные площади в Удмуртии. В учебниках по растениеводству вы обязательно встретите упоминание, что один из сортов полбы вывел наш ученый Прокопьев. Это случилось где-то до 60-х годов прошлого века. Однако затем полбу в Советском Союзе вытеснил рис — его стали выращивать в Краснодарском крае. По потребительским качествам они близки», — говорит эксперт.

Главной проблемой для засевания полбы в Удмуртии, по словам ученого, является необходимость создания производства и переработки полного цикла. Имеющееся оборудование, применяемое для обработки зерна предприятиями республики, неспособно очищать и перемалывать более грубое зерно полбы. Касательно особых диетических свойств полбы Ильдус Фатыхов заметил, что любой продукт, если он здоровый, важен и полезен для организма.

Тренд на здоровье

Чаще всего в мире полбу, или, как ее еще называют, спельту (некоторые считают, что это два разных злака), причисляют к продуктам для здорового питания. Тренд, наметившийся несколько лет назад по отказу от вредной пищи в пользу экологически чистой и полезной, пришел и в Россию.

Как отмечает директор сети «Гастроном» Михаил Королев, продажи продуктов, относящихся к категории здорового питания, действительно растут. В целом по России называют цифру в 30% в год. «Люди начинают более тщательно подходить к питанию. Стараются снижать потребление вредной пищи, — говорит г-н Королев. — Мы видим, что наметился определенный тренд в этом отношении. Формируется своего рода мода на диетические продукты, натуральное. В основном, конечно, на прилавках магазинов представлена импортная продукция, так как за рубежом тяга к здоровому питанию возникла раньше. Сейчас в этом сегменте достаточно богатое предложение. В России же производство таких продуктов пока в зачаточном состоянии».

При этом он признал, что продукты здорового питания обычно стоят дороже. «Если человек вышел из того состояния, когда ему нечего есть и нечего надеть, то он уже более осознанно подходит к потреблению, приобретая продукты более высокого качества по более высокой цене», — добавил эксперт.

Заместитель директора по экономике и финансам ТГ «Ижтрейдинг» Дмитрий Мельников отметил, что у этой категории товаров, в том числе и полбы, уже сложилась своя аудитория и она постепенно растет. Однако «погоды» торговым сетям она пока не делает. «Покупатели действительно чаще сейчас смотрят на качество продуктов, — признался эксперт. — Собственно, и сами производители стараются, так или иначе, подчеркнуть натуральность и полезность своего товара. Не секрет, что здесь есть и определенного рода манипуляции — невозможно проверить, насколько продукт действительно подходит для здорового питания».

В любом случае столь редкий и необычный продукт для нашего стола нечасто получает такую обширную рекламу. Эксперты отмечают, что это действительно способствует продвижению продукта. Новое всегда заинтересовывает, а дальше уже срабатывает фактор вкуса — продукт может прижиться или нет.

Впрочем, даже после года активной рекламы результаты кампании по продвижению полбы не берется оценить даже сам поставщик. Специалисты отмечают, что многое будет зависеть от дальнейшей маркетинговой политики. Одного наименования товара для закрепления на рынке недостаточно. Но если на прилавках появятся и обозначенные выше мука, макароны и хлеб из полбы, то вниманию к целой линейке продукции будет выше.

Опрошенные СД эксперты считают, продукты для здорового питания будут и дальше пользоваться популярностью у некоторой части потребителей. Однако дело, связанное с производством сельскохозяйственной продукции на территории России, имеет большие риски. Это касается не только большого объема первоначальных вложений, но и зависимости от погоды, субсидий со стороны государства. При этом конкуренция со стороны иностранных и иногородних в случае Удмуртии предприятий тоже в значительной степени влияет на конечную рентабельность производства. В то же время полба пока не столь раскручена, чтобы на рынке республики появились другие поставщики продукции иных предприятий.

Справка

Полба – вид пшеницы с ломким колосом (при созревании распадается на колоски). Отличается тем, что зерно при молотьбе не выпадает из пленок. В СССР полбу на небольших площадях выращивали в Азербайджане, Удмуртии, Чувашии, Татарии, Башкирии. Дикорастущая полба встречается в Закавказье и Передней Азии. Предпочитает умеренно сухие почвы, легко мирится с сыростью, заморозками, устойчива к головне и полеганию. Убранная в ненастье полба приобретает горький вкус. Хлеб из нее быстро черствеет. Полба пригодна в корм лошадям, заменяя овес. Солома жестка и годится только на подстилку.

2 комментария для “Получи полбу

  • Продукт вкусный и подходит для приготовления очень разнообразных блюд. Наверняка, полба приживётся в рационе многих. НО ПРИ УСЛОВИИ ПРИЕМЛЕМОЙ ЦЕНЫ!

Обсуждение закрыто.