Парки или парковки

Сколько в Ижевске должно быть парков и скверов? Нужны ли они и кто должен их создавать и содержать? Могут ли парки быть популярными и прибыльными бизнес-проектами? Почему бизнесмены не желают зарабатывать в таком экологичном и красивом бизнесе и как администрация города могла бы им помочь в этом? На эти и другие вопросы СД попытался найти ответы у экспертов и чиновников.

В своем отчете за 2013 год глава Администрации города Ижевска Денис Агашин признал, что в столице Удмуртии недостаточно парковых зон, особенно остро ощущается их нехватка в Устиновском, Первомайском и Ленинском районах. В городе функционируют лишь четыре «официальных» парка: Летний сад, Парк культуры и отдыха им. Кирова, парк «Березовая роща» (общая площадь 100 га), находящиеся в управлении у ОАО «Летний сад им. М. Горького», а также парк Космонавтов (в управлении у ЦРК «Русский дом»).

Отчетные признания главы администрации только подтверждают то, что и так очевидно — в Ижевске крайне мало парковых зон, а настоящих, действительно современных парков нет вообще. Однако реальных попыток как-либо изменить ситуацию не предпринимают ни знающая о проблеме администрация города, ни умозрительные инвесторы.

Например, в середине лета прошли публичные слушания, на которых обсуждались предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Ижевска. Разумеется, большая часть предлагаемых поправок предусматривала перевод земель из категории зеленых насаждений в категории, разрешающие жилую и общественно-деловую застройку. И, разумеется, большая часть была принята.

Этот и другие факты говорят о том, что Ижевск не имеет стратегического плана озеленения и благоустройства, улучшения экологического состояния городской среды и организации новых мест отдыха для населения. Хотя, как считают эксперты, затраты на создание и поддержание в порядке зеленых зон и парков совсем невелики, более того, они окупаемы и могут приносить прибыль.

Парк доходов

Не нужно далеко ходить за примерами, чтобы понять, что парки запросто могут быть прибыльными. Например, по информации администрации города, прибыль предприятия ОАО «Летний сад им. М. Горького» в 2013 году составила 11,5 млн руб., а количество только посетителей аттракционов (т. е. проданных билетов) — 535 тысяч. Ясно, что Летний сад показывает такую прибыль на уже существующей инфраструктуре, в условиях, когда основные капитальные вложения уже когда-то были сделаны. Но следует учесть и то, что данный парк совсем небольшой по площади и, следовательно, ограничен в возможностях для генерирования выручки. Поэтому финансовые результаты его работы могли бы служить примером для создания и развития других парков.

Однако актуальный инвестиционный паспорт города Ижевска включает сегодня всего лишь два проекта, относящихся к рекреации: аттракционы для семейного отдыха «Сафари» (нужно 1,8-2,3 млн рублей) и «Свадебная карусель» (запрашивается 3-4,5 млн рублей) для парка Космонавтов. В обоих случаях указано, что срок окупаемости 3 года, что вполне приемлемо даже для бизнес-проектов в российских условиях. Ну и, конечно, ни тот, ни другой проект нельзя считать «проектом создания парка».

Вообще пока очевидно, что администрация города идет другим путем — рассматривая рекреационные зоны не как окупаемые проекты, а исключительно в качестве затратной статьи. И, принимая во внимание, что денег в городском бюджете не так уж и много, а сметы на работы по благоустройству выглядят устрашающе, надеяться, что за счет бюджетных средств будет построен хоть один настоящий городской парк, не приходится.

Например, в июне 2014 года депутаты Гордумы Ижевска выделили 100 млн руб. на благоустройство двух городских территорий. На бульваре Гоголя за 46 млн руб. планируется переложить коммуникации, построить асфальтовые пешеходные дорожки, организовать площадки со скамейками, малыми архитектурными формами, урнами, освещением и брусчаткой.

24 млн руб. пойдут на реконструкцию торцевых частей сквера у здания Администрации Ижевска (вырубка деревьев, демонтаж старого асфальта, озеленение, наружное электроосвещение, устройство тротуаров, дождевой канализации, системы автоматического полива). Такие большие расходы на столь малое количество парков и скверов вызвали критику горожан и сомнение в том, что в ближайшие годы в Ижевске можно будет достигнуть улучшения в состоянии зеленых территорий.

Одних беседок или площадок выходного дня недостаточно для того, чтобы инвесторы могли иметь хорошую отдачу от собственных вложений в благоустройство зеленых зон и парков

Впрочем, в городской администрации предполагают, что теоретически проблему можно решать, в том числе и за счет частного капитала. Так, заместитель главы Администрации города Ижевска Владимир Нестеренко высказал идею о том, что поддержание чистоты и благоустройство зеленых зон могли бы производиться на средства от сдачи в аренду земельных участков на их территориях. На них инвесторам разрешалось бы строить объекты разного назначения.

Мнения экспертов по поводу величины вложений и периода их окупаемости разделились. Так, по опыту предпринимателя Михаила Молокова, любое строительство в городе обходится очень недешево и окупаться они будут долго.

— Парковые инвестиции — это длинные инвестиции, лет на двадцать, — полагает  эксперт. — Сократить срок возврата средств можно, введя плату для посетителей за вход, разрешив разместить в парках значительное количество аттракционов и магазинов, ларьков и лотков с мороженым, лимонадом, сладкой ватой, сувенирами.

Другой способ сокращения расходов возможен, если администрация города будет бесплатно предоставлять инвестору земельный участок и коммуникации, следуя принципам частно-государственного партнерства.

Общественный деятель Тимофей Клабуков считает, что для начала могут потребоваться небольшие средства (до полумиллиона рублей), достаточные для обустройства беседок и пикниковых точек. По его мнению, развивать бизнес будет интересно, если появится уверенность в том, что администрация города не попросит «освободить место», как это произошло в Ижевске с владельцами ларьков, организаторами автостоянок, уже через год, когда закончится договор краткосрочной аренды.

Один из ведущих архитекторов Удмуртии Ирина Казаринова также уверена, что первоначальное развитие зеленой территории не требует грандиозных затрат.

— Достаточно наладить уборку территории и сделать минимальное благоустройство, которое может состоять в организации площадок выходного дня со скамейками, столами, мангалами, палатками для продажи угля и дров, мульдами для мусора, — отмечает она. — Даже асфальтовые дорожки нужны не на всем протяжении лесопарка или парка.  В городе есть подрядчики, которые могут сделать  работу в 2-5 раз дешевле, чем  крупные организации с большим штатом сотрудников.

— Одних беседок или площадок выходного дня недостаточно для того, чтобы инвесторы могли иметь хорошую отдачу от собственных вложений в благоустройство зеленых зон и парков, — считает предприниматель  Михаил Назаров, который  занимался благоустройством речного берега и уходом за окружающей территорией, когда открывал летние кафе на Каме и в ижевских парках. — Народ нельзя привлечь в парк только беседками. Нужно предусматривать еще и систему платных и бесплатных развлечений. Чтобы бизнесмены начали вкладываться в строительство аттракционов, летних кафе, пунктов проката лыж и велосипедов, велосипедных и лыжных трасс, горок для тюбингов, город должен пойти им навстречу. Нужны дополнительные гарантии инвесторам со стороны администрации в виде долгосрочных договоров, строительства коммуникаций, помощи бюджетными деньгами — например, такому бизнесмену, который согласен сдавать велосипеды в аренду, но не может построить 5-10 км велодорожек, или хочет построить стационарный объект, но не имеет средств на коммуникации. Среди других мер — «зачет» в качестве арендной платы тех расходов, которые арендатор несет, производя ремонт и уборку, содержание и развитие объекта.

Заведующий кафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики РФ Алексей Скопин после изучения проблемы заключает, что огромные инфраструктурные затраты из бюджета, как при жилом строительстве, для парков не нужны. На содержание парка вполне может хватить средств, которые собираются с предпринимателей в виде арендной платы за площадки — несколько миллионов рублей в год. При этом даже довольно крупные вложения, 200 миллионов рублей, возвращаются за срок от пяти лет.

Всё под застройку

В Ижевске за последние семь лет было передано в частные руки 320 га покрытых зелеными насаждениями земель общего пользования рекреационного назначения. Как утверждает ландшафтный архитектор, главный дендролог Ижевска в 1993-2006 годах Любовь Яковицкая, по просьбам потенциальных застройщиков и с одобрения городских депутатов 78 га существующих скверов и 241 га зеленых территорий, отведенных в генплане  под сады, парки, скверы и бульвары, были переведены в другую категорию. Сейчас на них планируют построить торговые центры, жилые дома, автостоянки, коммунальные и другие объекты. По ее словам, нужно остановить перевод земель рекреационного назначения в другие категории, выделить  участки в  каждом районе для создания новых объектов.

— Необходимо разработать концепцию восстановления и увеличения парков городского, районного, микрорайонного, внутриквартального значения, чтобы у жителей была возможность активного и безопасного прогулочного отдыха вблизи дома, — подчеркивает Любовь Яковицкая. — При выполнении проектов  благоустройства особое внимание следует уделить территориям, прилегающим к городским малым рекам.

Владимир Нестеренко, например, предлагает предоставить речные берега людям и построить на них пешеходные тротуары и велодорожки, места отдыха.

К примеру, в Нижегородской области такую же деятельность ведут в рамках программы реабилитации малых рек региона, по которой прилегающие к рекам территории планируется превратить в обустроенные зоны отдыха с пешеходными и велосипедными дорожками, видовыми площадками и спусками к воде. Из федерального бюджета на расчистку малых рек и озер запланировано привлечь 200 млн рублей. Остальные вложения в благоустройство данных территорий ожидается получить от частных инвесторов.

Альтернативные решения

В 2011 году в Москве была проведена инвентаризация и выявлено 1157 адресов бесхозных и длительное время неиспользуемых зеленых территорий общей площадью 2145 га. После этого была создана и сейчас реализуется программа «Народный парк», в рамках которой в 2014 году благоустроят 100 парков и скверов за счет средств бюджета, инвесторов других источников внебюджетного финансирования.

В Череповце пришли к выводу, что реанимировать парки можно только через частные инвестиции, и проводят торги по установке аттракционов, развитию инфраструктуры. Реализуя частно-государственное партнерство, муниципалитет создает новые рабочие места, позволяя развиваться бизнесу, генерируя дополнительные источники дохода для городского бюджета.  Привлекаются и местный бизнес, и крупный инвестор, которому уже приходилось реализовывать досуговые проекты с коммерческой составляющей.

В Швеции финансовую нагрузку несут не только инвесторы, государство и спонсоры, но и любители отдыха на природе. У каждого парка есть свой собственник, который берет плату за вход и все услуги (автостоянка, туалет и прочее). При этом четко работает жесткая система контроля и наказаний: за нарушение правил поведения в парке нарушителей штрафуют.

Примеров того, как в других городах и странах успешно сберегают и реализуют потенциал «зеленых зон здоровья» (так неофициальные парки назвались в советские времена) немало. Вероятно, единственная причина, по которой в Ижевске не развивается «зеленое» инвестирование, кроется в том, что к этому не стремятся, и места, где растут деревья и кустарники, до сих пор приравнивают к бесхозным территориям и даже к пустырям, не учитывая их ценности для экономики современного города. В приоритете всё еще находится масштабное строительство торговых комплексов, по количеству которых Ижевск перевыполнил норматив к 2014 году уже дважды. Однако, очевидно, инвестиции в парки очень перспективны — при условии, что в них будут участвовать и частный, и государственный капиталы.

Обеспеченность Ижевска парками

Согласно «Методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах культуры и искусства», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 2311.2009 г. № 1767-р, в поселениях с численностью населения свыше 100 тыс. человек  должен быть один парк культуры и отдыха на каждые 100 тыс. жителей. То есть норматив для Ижевска составляет не менее 6-7 парков.

По данным Администрации Ижевска, обеспеченность зелеными насаждениями, включая городские леса, составляет около 165 кв.м. на одного жителя города при норме 6 кв. м (СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»), без учета городских лесов — около 40 кв. м на человека.

По данным дендрологов, в 2005 году на одного жителя Ижевска приходилось 12 кв. м территорий общего пользования рекреационного назначения (парков, скверов, бульваров, садов). На апрель 2014 года – уже менее 5 кв. м на  человека при норме для крупных городов 16 кв. м (СНиП 2.07 01-89*). Это один из самых низких показателей в России, и он с каждым годом продолжает уменьшаться. Так, даже в Москве, где земля дорогая, приходится 24 кв. м на одного жителя.

Обеспеченность парками городов России

Официальная статистика по городами России (кв. м на одного человека): Йошкар-Ола — 21,5, Пенза – 21, Москва — 20,2, Санкт-Петербург — 18,2, Екатеринбург – 17, 6, Уфа — 16,9, Казань — 14,1, Омск — 14,1, Нижний Новгород — 12,8, Чебоксары — 12,6, Иркутск — 10,4, Нижний Тагил — 9, Пермь — 8,8, Курган — 6,2, Сургут — 5,2, Тюмень — менее 5 (в Западной Сибири много болот), Челябинск — менее 5 (на Южном Урале преобладает лесостепь). Официальные данные по Ижевску не обнародованы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.