ЖурналИжавиаСюжеты

Недостача

Удмуртия подала заявку на организацию в аэропорту Ижевска таможенного поста. По мнению республиканских чиновников, в будущем это позволит открыть в Ижевске полноценный международный аэропорт.

Разговоры о том, что в Удмуртии нужен международный аэропорт, ходили уже давно. Так, например, сити-менеджер Ижевска Денис Агашин ещё в конце прошлого года назвал ижевский аэропорт «нашей бедой». «Считаю, что нам крайне важно заняться аэропортом в самое ближайшее время. Он, во-первых, должен быть международным, а во-вторых, необходима его реконструкция. Это въездные ворота города! Плохо, когда наши жители летают на отдых из Набережных Челнов, Перми, Казани. Мы же свои деньги туда увозим. Меня поразила информация о том, что в Оренбурге, где 550 тысяч жителей – ещё меньше, чем в Ижевске, – есть международный терминал и их авиакомпания летает по всей стране и за рубеж!» – отметил глава городской администрации.

А в апреле 2012 года в адрес руководства республики с предложениями по финансовому оздоровлению компании, модернизации оборудования аэропорта и обновлению парка воздушных судов вышел генеральный директор ОАО «Ижавиа» Александр Городилов, который попросил  поддержки и финансовой помощи со стороны республиканской власти.

Президент Удмуртии предложил рассматривать финансовое положение аэропорта и авиаотряда, входящих в структуру компании, раздельно и поручил разработать проект ведомственной целевой программы по модернизации ижевского аэропорта. Такая программа была разработана и принята, получив название «Комплексное развитие авиационных перевозок в УР на период 2013-2015 годы».

Программа разделена на три основных блока. Первый блок — развитие аэропортного комплекса, второй – развитие авиационной технической базы, третий — реконструкция привокзальной площади. В общей сложности она рассчитана на три года и серьёзные деньги. Только на первую часть, связанную с модернизацией ижевского аэропорта, требуется выложить более 350 млн рублей. Кроме того, в 2012 году из бюджета Удмуртии авиакомпании«Ижавиа» уже было выделено 139,3 млн для выполнения требований авиационной безопасности.

Сколько средств потребуется для организации конкретно таможенного поста, пока говорить не берётся никто. Однако о его необходимости и целесообразности в один голос говорят и представители турфирм, и бизнесмены, и правительство Удмуртии. По их мнению, с этого следует начать, а уже потом думать о новом здании и прочих соответствующих статусу международного аэропорта атрибутах.

«По сравнению с соседними регионами в части сообщения мы самые отсталые, -говорит Валентина Подкина, директор турфирмы «Меридиан-тур». – Мы не имеем ни нормального железнодорожного сообщения, ни автобусного, ни воздушного, чтобы комфортно путешествовать по России и за рубежом. Даже в Набережных Челнах – городе не столичном – существует свой международный аэропорт.

С ней согласен и Илья Кычанов, директор по развитию группы компаний «Турист». «Необходимость построить в Ижевске международный аэропорт назрела уже давно, – говорит он. – Некоторые туроператоры просто полагают, что в столице Удмуртии международный аэропорт существует. Так, два года назад туроператор – наш партнёр – по ошибке разместил на местной радиостанции ролик: «Турция, Египет – вылеты из Ижевска». Ролик быстро был снят с эфира, но, видимо, многие успели его услышать и передать по «сарафанному радио». К нам в офис стали приходить люди и требовать прямых перелётов. Количество желающих приобрести тур возросло. Я думаю, ижевчане уже просто устали переезжать в другие регионы. Они хотят приехать в аэропорт в своём городе, сесть в самолёт и оказаться на отдыхе, а после этого вернуться сразу домой, минуя многочасовую поездку на поезде или на машине».

Сколько стоит

Сейчас, по словам вице-премьера Ильдара Бикбулатова, прорабатываются разные варианты введения в ижевском аэропорту таможенного поста. «Это предполагает определённые затраты на приобретение специального оборудования, содержание таможенного поста, ещё ряд организационных мероприятий, – рассказывает вице-премьер. – Поэтому мы должны понимать, будет ли пассажиропоток позволять на этом зарабатывать. Согласно первичному проведённому анализу, порядка 15 тысяч жителей региона ежегодно вылетают на отдых в направлении тех же Турции и Египта, только пока делают это «на перекладных» – например, через Москву или Казань…»

Вице-премьер подтвердил, что соответствующая заявка об открытии таможенного поста в аэропорту Ижевска подана, и в последующем республика намерена прийти к тому, чтобы появилась возможность выполнения из столицы Удмуртии международных перелётов, «но это путь очень не быстрый».

«Для установки в Ижевске таможенного поста необходимо наличие трёх составляющих, – говорит Александр Городилов, генеральный директор ОАО «Ижавиа». – Первое – экономическое обоснование с просчётами пассажиропотока, платёжеспособности населения и др. Оно уже заказано в московском научно-исследовательском институте, и до нового года мы его получим. Второе – по новым правилам на расстоянии ближе 400 километров от Ижевска не должно быть ни одного международного аэропорта. Как вы знаете, на расстоянии 300 км от нас находится пермский аэропорт с международным сообщением, а в 180 км – Бегишево. Несмотря на это, мы постараемся сделать всё возможное, чтобы получить разрешение. Третье – нам необходимо дополнительно 1700 квадратных метров площадей. Будем искать. Что касается стоимости, то общая стоимость открытия международного терминала может дойти до 1 млрд рублей. Только на оборудование придётся потратить около 200 млн. А ведь нас ещё могут обязать предоставить жильё таможенникам, работающим в аэропорту».

По подсчётам Ильи Кычанова, примерно 5-10 процентов населения Ижевска ежегодно отправляются отдыхать за границу. Массовые направления: Турция, Египет, Греция, Испания, ОАЭ, Таиланд. И практически никто уже не соглашается летать из московского аэропорта, все вылетают через Пермь, Казань, Набережные Челны.

Два варианта

Однако эксперты предупреждают, что строительство в Ижевске международного терминала – дело не быстрое.

«Если мы хотим, чтобы у нас работал международный терминал по перевозке наших авиапассажиров, если сегодня услуга востребована, есть желающие летать в соседние страны, то нужно детально продумать вопрос с его постройкой, – говорит Олег Гарин, министр транспорта и дорожного хозяйства УР. – Понятно, что это вопрос не одного дня, он достаточно серьёзный, и мы пытаемся учитывать пожелания, которые звучат от нашего населения. Ведь очевидно, что спрос есть, значит, и предложение должно быть. Мы хотим сегодня сделать это на базе здания аэропорта, без достройки нового помещения. Если же ситуация сложится так, что нам придётся осваивать новые площади, это, конечно, будут совсем другие суммы».

Пока планируется осваивать собственные площади «Ижавиа». О цене тоже речи не идёт, но, по предварительным оценкам, только на приобретение специального оборудования, содержание таможенного поста, ряд организационных мероприятий придётся потратить не менее 1 млрд рублей.

Другой важнейший вопрос – обновление авиапарка «Ижавиа». После приведения в порядок аэропортового хозяйства в правительстве республики будут готовы обсуждать и перспективы лётного парка.

По словам заместителя председателя Правительства УР, имеющийся сейчас у «Ижавиа» парк самолётов из Як-42 пусть не так эффективен по экономическим параметрам, но вполне надёжен. Запас по лётной годности у них составляет ориентировочно 5 лет с учётом проведения всех необходимых мероприятий и выдерживанием межремонтного периода. За это время и необходимо определиться – «в плане перехода на иной тип судов, покупку новой или подержанной техники или объединения усилий с какими-то другими авиакомпаниями, но пока определённой позиции в этом плане не выработано, вопрос остаётся «сырым», поясняет Ильдар Бикбулатов.

«Сегодня мы видим, что самолёты пришли в «божеский», нормальный вид и сервис компании улучшился. Все тенденции, которые есть, – положительные. В прошлом году предприятие запустило новые рейсы, самолёты компании стали летать в Пермь, а из неё в Баку. Это первый шаг к полноценным международным сообщениям», – добавляет Ильдар Бикбулатов.

Но Валентина Подкина считает, что этого недостаточно. «Аэропорт Ижевска требует развития, нужно приобретать новые самолёты. На таких самолётах, которые уже имеются, в Европу нас не пустят, мы просто не пройдём шумовой барьер. Но при этом в Турцию и Египет на них летать можно», – говорит она.

По мнению г-жи Подкиной, есть несколько вариантов организации вылетов за границу из Ижевска: установка и обустройство в городе таможенного поста и организация туров с высадкой для прохождения таможенного контроля, например, в Перми. В целом больше всего эксперты склоняются к первому варианту развития событий.

«Любой взлёт и посадка самолёта неизбежно влекут за собой удорожание стоимости авиаперелёта. А это отражается на стоимости билета, – отмечает Илья Кычанов.  – Билеты могут оказаться просто непомерно дорогими, поэтому лучше всего организовать свой таможенный терминал здесь, в Ижевске, и совершать прямые перелёты».

Но в этом случае, скорее всего, придётся привлекать перевозчиков из других регионов.

«Кого из перевозчиков мы будем привлекать – это вопрос вторичный, – говорит Олег Гарин. – Это будет обсуждаться, когда мы решим вопрос с обустройством международного терминала».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *