Не по дороге

В августе в Удмуртии пройдут испытания первого рельсового автобуса собственного производства. В 2008-2009 годах в республике уже ходили два рельсовых автобуса, но проект оказался убыточным, однако на Камбарском машиностроительном заводе, который и наладил производство ж/д автобуса, считают, что их изделие будет более экономичным и при определенных условиях оправдает себя.

Выгоды

О том, что «загнувшийся» вроде бы проект с эксплуатацией рельсового автобуса в Удмуртии обрел новое дыхание, СД рассказал заместитель начальника ГЖД по территориальному управлению Александр Лапшин. По его словам, вернуться к проекту позволило то, что Камбарский машзавод сумел спроектировать и изготовить рельсовый автобус собственного производства. «В Удмуртии есть населенные пункты, где без пригородных железнодорожных перевозок пока просто не обойтись, — говорит  Александр Лапшин. — Выпуск в Удмуртии рельсовых автобусов собственного изготовления позволит снизить стоимость проезда до этих мест. Кроме того, есть направления и до соседних регионов, которые также достаточно востребованы, но не настолько, чтобы пускать по этим маршрутам электропоезд. Например, это направление Ижевск — Уфа. Здесь не так много пассажиров, чтобы заряжать энергоемкий локомотив. В этом направлении будет достаточно одного-двух вагонов. Рельсовые же автобусы дешевле по себестоимости, быстрее набирают скорость. За счет этого и время в пути для пассажиров сократится».

Рельсовый автобус — моторный самоходный железнодорожный вагон малой составности (от одного до четырех вагонов), используемый обычно самостоятельно, без прицепляемых вагонов. Он относится к дизельному подвижному составу и предназначен для обеспечения пригородных пассажирских перевозок. Для появления рельсовых автобусов как класса и их растущей популярности в железнодорожных перевозках есть ряд предпосылок, главные из которых — высокая изношенность пригородных поездов и большие расходы на их эксплуатацию. Рельсовый автобус, например, может пройти без дозаправки порядка 800 километров.

Первые испытания удмуртского железнодорожного автобуса планируется провести уже в августе этого года. Вот только зависеть это будет от темпов работы самого завода. Напомним, Камбарский машзавод специализируется на выпуске тепловозов, строительно-ремонтных поездов, снегоочистителей, грузовых платформ и т. д. Один из его заказов — мотовозы, которые будут работать в московском метро.

Автомотриса

На Камбарском машзаводе уже изготовлена автомотриса, проект будущего автобуса. «Не совсем правильно называть то, что мы разработали, рельсовым автобусом, — отмечает Виктор Сезенов, главный инженер Камбарского машзавода. — Это еще не автобус, а служебная автомотриса. Она уже полностью готова и отправлена на сертификацию. После того как она пройдет испытания, будет использоваться как рельсовый автобус».

«Мотриса — это моторный самоходный железнодорожный вагон, так называемый мини-рельсовый автобус на 30 посадочных мест — пробная версия. Теперь необходимо проект сертифицировать, — рассказывает Владимир Женин, заместитель начальника отдела обслуживания пассажиров компании перевозчика ОАО «Содружество». — Дело в том, что 30 мест — это слишком мало, для достаточной рентабельности нам нужно хотя бы 50».

Основное отличие автомотрисы от рельсового автобуса — в ее предназначении. Она создана для того, чтобы перевозить путевые бригады, проще говоря, рабочих.

«Для пассажиров немного другие требования, например, в рельсовом автобусе должна быть разводка кондиционирования, то есть воздух на каждого пассажира, — говорит Виктор Сезенов. — У нас на автомотрисе кондиционер подается на весь салон. Кроме того, в автобусе должна быть установлена система автоматического открывания дверей. У нас пока этого не будет. Первая автомотриса пойдет по маршруту Амзя – Нефтекамск. Параллельно мы будем готовить следующую машину, учитывая все недочеты и недоработки».

Если первые испытания автомотрисы пройдут в августе – сентябре, то первая серия настоящих рельсовых автобусов выйдет только в 2014 году, так как им предстоит пройти сертификацию в Коломне во Всероссийском научно-исследовательском институте. Продолжительность сертификационных испытаний — минимум 3 месяца. Проверять автобус будут по технике безопасности, по тепловым и техническим показателям.

Так или иначе, уже сейчас понятно, что автобус не будет принципиально отличаться от мотрисы, и его технические характеристики известны железнодорожникам. Скорость рельсового автобуса составит около 100 километров в час. Главной особенностью должна стать его износостойкость. Транспорт сможет работать даже при температуре -45 градусов Цельсия. Кроме того, чудо техники оснастят биотуалетами. Планируется также создать собственную сервисную сеть в Удмуртии для периодического осмотра вагонов.

«Мы уже предварительно наметили маршрутную сеть. Автобус будет ходить до Увы, Воткинска, Балезино, — отмечает Владимир Женин. — Маршруты были разработаны исходя из показателей наибольшей востребованности».

Кроме того, планируется пустить автобусы до Чура, Сайгатки, Нефтекамска. Всего компания-перевозчик намеревается запустить шесть таких автобусов.

Опытные стали

В Удмуртии рельсовые автобусы производятся впервые, однако опыт работы с ними уже имеется. Так, в 2008 году по Удмуртии уже курсировали два рельсовых автобуса РА-1, выпускавшиеся под Москвой в Мытищах и начиненные «фордовским» двигателем. Тогда Ижевское отделение ГЖД, правительство Удмуртии и администрация Ижевска разработали совместный бизнес-план проекта. Два маршрута рельсовых автобусов связывали станции Ижевск и Вожой, Ижевск и Люкшудья. У рельсовых автобусов РА-1, по мнению экспертов, есть ряд преимуществ перед другим транспортом: они оснащены дизельным двигателем мощностью более 400 лошадиных сил, бортовой компьютерной диагностикой и системами безопасности. Поэтому использование этого вида транспорта на неэлектрифицированных участках на небольших расстояниях значительно выгоднее по сравнению с обычным пассажирским вагоном на локомотивной тяге. Однако проект всё же оказался нерентабельным. Так, например, на станции Вожой пассажиропоток был крайне незначительным — 5-10 человек в сутки, да и сам «автобус» оказался неприспособлен к особенностям эксплуатации.

«РА-1 — машина капризная, в морозы на ней работать сложно, — подтверждает Владимир Женин. — Там установлены «фордовские» двигатели, которые просто не выдерживали наших морозов. Кроме того, в Удмуртии нет базы и парка для их обслуживания, нет бокса для проведения профилактических работ. Сейчас эти автобусы продали на станцию Канаш (Татарстан). Там такая база имеется».

По его словам, рельсовые автобусы, произведенные в Удмуртии, будут менее прихотливы, чем РА-1, а сам проект более рентабельным, ведь местное производство транспорта налажено и производители готовы при необходимости усовершенствовать его. К тому же выбраны достаточно востребованные маршруты. «У нас сейчас очень много направлений, по которым вынужден ходить тепловоз с одним вагоном. Притом что локомотив предназначен возить 24 вагона, вместимость каждого из которых 62 человека! В автобусе же стоит двигатель, подобный автомобильному, что, конечно, более экономично», — объясняет Владимир Женин.

Всего компания-перевозчик намеревается запустить шесть таких автобусов.

Преимущества

У рельсовых автобусов много преимуществ перед электричками, которые обычно используются на пригородных направлениях. Большой плюс в том, что подобные автобусы можно использовать на путях без электросети, что существенно сокращает издержки на коротких маршрутах с малой загруженностью: вместо «прожорливого» тепловоза — по сути, «автобус» с расходом топлива всего 50 литров дизеля на 100 километров. В целом, по подсчетам железнодорожников, эксплуатация рельсового автобуса обойдется в 3-3,5 раза дешевле, чем эксплуатация обычного поезда с тепловозной тягой за счет его экономичности.

Рельсовые автобусы, произведенные в Удмуртии, будут на базе, подобной РА-1, однако их сделают более морозостойкими. Главным преимуществом конструкции рельсового автобуса должна стать его износостойкость.

«При этом качество продукта предположительно увеличится и уменьшится цена. Возможно, в будущем рельсовые автобусы смогут разгрузить транспортный поток муниципального транспорта и маршруток», — отмечает Михаил Тарасов, начальник Управления благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска.

С ним соглашается Дмитрий Пивош, генеральный директор ОАО ИПОПАТ: «Конкуренция должна быть, и рельсовые автобусы смогут составить хорошую конкуренцию уже имеющемуся транспорту. Например, заявленное направление Ижевск — Воткинск достаточно серьезное. Поток пассажиров здесь достаточно большой. И пассажир от появления нового вида транспорта только выиграет. Он уже сможет выбирать, каким образом ему добраться до места. А значит, в будущем мы, возможно, увидим даже снижение цены на пригородные перевозки».

Все эти нововведения призваны увеличить рентабельность и уменьшить убытки, которые сегодня несут железнодорожники Удмуртии. Дело в том, что пригородные перевозки до сих пор остаются самым убыточным видом. Этот вид услуг при своей малой стоимости так и не пользуется успехом у населения, даже несмотря на оптимизацию маршрутов — всё-таки по железной дороге время в пути значительно больше, нежели на автомобиле или обычном автобусе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.