Мода на стрит-фуд

Весь номер в PDF-версии можно увидеть на http://issuu.com/selfmade777/docs/november_2014

В Ижевске наблюдается пик развития бизнеса уличного общепита. За последние два года в городе открылось порядка двадцати новых точек по продаже еды. Пункты питания на вынос работают как в отдельных киосках, так и в торговых центрах. Эксперты отмечают, что рынок еще далек от насыщения, хотя конкуренция по некоторым позициям, например в сегменте «кофе на вынос», и сейчас довольно высокая. Что касается других форматов уличной еды, то они пока совсем не развиваются — такова региональная специфика спроса.

Новые форматы

Столицу Удмуртии и раньше считали городом с хорошо развитой системой общественного питания. Этот рынок остается достаточно подвижным — открываются новые кафе, существующие проводят ребрендинг и переформатирование.

Однако «стрит-фуд», который в последние годы активно развивался в крупных городах, где стал частью молодежной моды и вообще «активного образа жизни», в Ижевске до сих пор практически не существует.

Если не считать единичных продавцов шаурмы и самсы, то первыми организованными сетями стрит-фуда в Ижевске стали точки по продаже «кофе на вынос». Запуск точки, как говорят сами участники рынка, обходился относительно недорого. Основное вложение — кофе-машина. Кофе и ингредиенты для него обходятся сравнительно дешево. Экономия идет за счет маленькой площади под аренду и набора на работу студентов, у которых не столь высокие требования по зарплате.

— Когда мы открыли первые точки по продаже кофе с собой, бизнес шел сложно, — говорит управляющий сетью «Кофелэнд» Николай Куприн. — Люди не совсем доверяли, было мало обращений покупателей. Но со временем, в том числе за счет появления новых точек и сетей, покупатели привыкли, поняли, что это не страшно идти со стаканчиком кофе по улице. Это удобно, когда хочется кофе, но не хочется сидеть в кафе. Кто-то покупает и усаживается на лавочке. Рынок существенно вырос за последнюю пару лет. Если раньше мы работали над тем, чтобы привлечь покупателей, сейчас наша задача — чтобы они выбрали нас. Нужно быть особенным.

Вслед за кофе стали появляться и другие, модные в больших городах форматы: точки по продаже бургеров, хот-догов, пончиков, мяса гриль. Их пока немного, и конкуренция невысока, но, по словам директора «Лондон Гриль» Антона Микрюкова, возможность заработать в стрит-фуде очень привлекает молодых предпринимателей. При этом каждый пытается предложить что-то новое.

— Мы выбрали блюда с мясом, приготовленным на гриле. Это само по себе очень сытный продукт, а есть хотят все. Точку мы открывали, конечно, исходя из трафика. Наша целевая аудитория — молодежь и школьники, которые всегда хотят что-то новое, — говорит эксперт.

Сравнительно новым направлением стала продажа пончиков. Местные предприниматели переняли опыт продвижения популярного в Америке лакомства, считая, что они могут быть интересны жителям Ижевска.

— По сути, мы задали моду на пончики в городе, когда сотрудничали с Coffee Like и поставляли пончики им, — рассказывает владелец сети  Seven Donuts» Алексей Лаптев. — Теперь мы открываем свои точки, где также предлагаем и кофе. С самого начала мы делали упор на продвижение бренда. Хотели сделать его понятным и привлекательным.

Свободное место

Большой трафик — самый важный критерий для выбора места размещения торговой точки. В первую очередь владельцы заведений стрит-фуда ориентируются на студентов и автомобилистов. Первые больше любят любые формы калорийного фастфуда, для вторых — это хорошая возможность перекусить в машине по дороге. При этом на данном этапе, как говорят участники рынка, заметной конкуренции они не испытывают. Свободных площадок для открытия точек в людных местах и рядом с учебными заведениями еще достаточно. Активно осваивают они и торговые центры. Высокая стоимость аренды здесь компенсируется оживленным трафиком.

Первоначальные вложения в стрит-фуд-бизнес составляют, в зависимости от конкретного формата, от 120 до 300 тысяч рублей. При эффективном управлении можно окупить эти затраты в течение года. Как вариант, предприниматели могут приобрести франшизу и выступать под известным федеральным брендом, использовать наименования и рецептуру. Ряд банков даже предлагает специальные кредиты под открытие бизнеса по франшизам. Более того, сами владельцы ижевских сетей стрит-фуда регистрируют франшизы и продают предпринимателям из других городов.

Время стрит-фуда

Попытки организовать стрит-фуд в Ижевске были и раньше. «ФудСервис» установил киоск по продаже сэндвичей от сети BurgerStar рядом с кинотеатром «Дружба», однако после отказа использовать эту франшизу дальше он закрылся. На короткое время появились несколько точек федеральной сети «Пан Картофан». В частности, они работали на Центральной площади у ЦУМа и напротив 1-го корпуса УдГУ. В первом месте поток был небольшой, так как традиционно днем трафик по площади небольшой. Смущали многих и достаточно высокие цены. Они отталкивали и посетителей у УдГУ. Для студентов фастфуд из картофеля оказался дороговат. По мнению г-на Лаптева, эти заведения опережали время и потому не пользовались популярностью.

Нынешний бум, по словам ресторатора Константина Котова, связан с очередной модной тенденцией среди молодых предпринимателей.

— Сначала появились уличные кофейни. Другие, увидев, что тема интересная, стали ее копировать и тиражировать. У нас, в принципе, часто так бывает. Появились вариации. Однако рынок еще не устоялся. Много точек открывается, но и нередко они существуют недолго, — отмечает эксперт.

К слову, владельцами и управляющими таких уличных кафе чаще всего выступают молодые люди 20-25 лет.

При этом г-н Котов положительно относится к стрит-фуду в формате «кофе с собой». Какой-то серьезной конкуренции стационарным заведениям общепита они не составляют. Продажа еды в киосках, по его словам, не отвечает санитарным требованиям.

— Создать полноценные условия чистоты в таких тесных помещениях практически невозможно, санслужбы наверняка их и не проверяют. Как можно быть уверенным в качестве такой еды? — говорит г-н Котов.

Согласен с ним и владелец кафе D’Loksa Александр Бабушкин.

— Я очень хорошо отношусь к стрит-фуду и считаю это довольно перспективным направлением. Во всем мире оно хорошо развито и сейчас набирает обороты в России. Одно только меня заботит: важно, чтобы в таких торговых точках соблюдались все санитарные нормы. Увы, этого добиться сложно, — говорит он.

При этом сам Бабушкин намерен в следующем году запустить свой проект стрит-фуда, где будут продаваться блюда итальянской кухни. По его словам, пока ничего подобного в Ижевске нет, сейчас идет подготовка. Многое будет зависеть от ситуации в экономике, так как часть ингредиентов предполагается закупать за рубежом.

Отношение к питанию

Препятствует развитию стрит-фуда отсутствие самой культуры питания на улице, отмечает эксперт.

— У нас не принято есть на ходу. Люди предпочитают перекусывать в кафе или столовых. Не способствуют и особенности климата. В холодную погоду пользоваться стрит-фудом неудобно, — поясняет г-н Котов.

Отчасти с ним согласны и сами предприниматели, занимающиеся развитием этого формата. Николай Куприн отмечает, что некая традиционная зажатость жителей Удмуртии мешает есть на ходу. Кофе, как правило, это не касается. Однако ситуация, по словам участников рынка, все же меняется.

— Сейчас уже не воспринимается как что-то странное человек с кофе и пончиком в руках на улице, — говорит г-н Лаптев. —  Люди не обращают на это внимания. А молодежь и вовсе считает это модным.

Своего рода альтернативу стрит-фуду предлагают и стационарные кафе. Бургеры и другие блюда можно взять с собой в заведениях американского фастфуда — «Макдоналдсе», KFC, SFC, а также кофейне «Кама». Некоторые кафе продают на вынос кофе, чай и пирожные. Такой вариант чаще всего выбирают автомобилисты.

Разница в ценах

Цены на еду в киосках вполне сопоставимы с ценами в стационарных кафе. Бургеры на улице можно приобрести за 40-120 рублей в зависимости от ингредиентов. Примерно такие же цены можно встретить в ижевских ресторанах KFC, МсDonalds, SFC и «Кама». Пончики в кафе не встретишь, но можно их приобрести в некоторых супермаркетах. Там глазированные пончики собственного производства стоят почти в полтора раза дешевле, чем в ларьках. На улице набор из семи пончиков можно купить за 250 рублей.

Шаурма в киосках стоит 120-140 рублей, что вполне сопоставимо с ценами в кафе, фуд-кортах и столовых. Хот-дог будет стоить около 50-60 рублей, как и в ряде стационарных заведений общепита, правда, там он редко встречается.

Большая чашка кофе — 200 мл — с собой обойдется в зависимости от добавок в 90-120 рублей. В кафе можно встретить цены и выше, и ниже. Традиционный латте, к примеру, может стоить в помещении от 90 до 120 рублей, на улице 100-120 рублей.

Стратегия стрит-фуда больше нацелена не на предложение еды подешевле, а на привлечение прохожих и проезжающий мимо транспорт.

Эксперты называют нынешнее время периодом становления рынка стрит-фуда. Они ожидают, что будут и дальше появляться новые точки продажи кофе с собой, пончиков, бургеров, шаурмы и других блюд. Это определенная мода как среди предпринимателей, так и среди потребителей такой еды. Однако со временем рынок стабилизируется. Останутся только те форматы и в тех местах, которые действительно соответствуют специфике Ижевска.

Форматы питанияМенюСтоимость, в рублях
Стрит-фуд (1 вариант)Шаурма, кофе (100 мл)

 

180
Стрит-фуд (2 вариант)Кофе (200 мл), кекс или пирожное150-200
Стрит-фуд (3 вариант)Сэндвич, кофе (150 мл)150-200
Обед в столовойСалат, суп, горячее, чай, выпечка100-150
Готовая еда в супермаркетеСалат с мясными ингредиентами (100 г), гречка (200 г), котлета, выпечка80-120
Обед в «Макдоналдсе»Сэндвич (среднего размера), картофель фри, кофе, десерт220-270
Бизнес-ланчСалат, суп дня, горячее, чай, десерт200-350
Заказ пиццы по телефонуПицца (480-500 г)220-300

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.