Бизнес-идеиЖурналОбщепитПотребительский рынокРынки

Купить семь пончиков

Ресторанный холдинг Welcome Group приобрел сеть по доставке пончиков Seven Donuts. В Удмуртии это первая такого рода сделка — когда крупный игрок покупает быстро растущий франчайзинговый проект. При этом собственно франчайзинговых бизнесов в Удмуртии в последние годы рождается довольно много — у нас их производство поставлено на поток. 

Компания Seven Donuts была организована в Ижевске в 2013 году — это был период массовых стартапов в сфере общепита (преимущественно мини-кофеен и киосков формата «кофе с собой»). Основатель компании Алексей Лаптев, в отличие от большинства  конкурентов, сделала ставку не на кофе (хотя и этим он тоже занимался), а на производство собственного продукта — пончиков. Как он сам написал на странице компании в социальной сети: «Компания выросла из обычной пекарни в 15 квадратных метров в федерального игрока. Я начинал с того, что изучал рецепты, технологии, сам пёк, сам принимал заказы и сам доставлял».

Алексей Лаптев, основатель Seven Donuts

laptevКогда пошли заявки на франчайзинг я и не думал о такой системе развития, но за 2 года со всеми франчайзи (они у меня все молодцы!) мы выросли до более 23 городов. Но когда ты развиваешься так быстро и добиваешься таких результатов тебе всегда кажется, что ты буксуешь. Я начал понимать, что мне реально не хватает глубокого опыта работы в общепите, ресторанном бизнесе, а компании серьёзной финансовой подушки и команды профессионалов своего дела. Именно тут мы с Максимом Коноваловым и сошлись в интересах.

Я сделал так, чтобы Seven Donuts получил новый этап развития, системный, структурированный, грамотный и мощный! Я уверен, что так и будет. Seven Donuts будет расти и развиваться. Я так и останусь основателем, но уже не владельцем. Это сложно осознавать, но так точно будет лучше.

Несмотря на то, что в России пончики нельзя считать продуктом массового спроса, число их любителей в Ижевске, оказалось достаточным, чтобы бизнес не только выжил, но и развивался. Вероятно, сыграл свою роль и выбор модели продаж — доставлять, а не ждать когда покупатели придут и купят. В Ижевске у Seven Donuts всего одно стационарное кафе, что вполне оправданно — торговая недвижимость дорога для небольшой компании, а количество кафе-конкурентов велико и в данном случае «пончики» — вряд ли весомое конкурентное преимущество. Очевидно поэтому развиваться было решено не увеличивая количество кафе, а продавая франшизу.

Максим Коновалов, совладелец ресторанного холдинга Welcome Group

konovalov_1Для нас это первый опыт в качестве владельцев франшизы. До сих пор мы франшиз не продавали и не покупали, а все свои сетевые проекты развивали самостоятельно, соответственно у нас нет ни опыта, ни знаний в этой сфере. Но думаю, что есть потенциал развития наших сетей именно через франчайзинговую схему. Seven Donuts мы купили как раз для того чтобы научиться работать с франчайзи. Проще говоря, для нас это относительно недорогой способ проверить на практике что такое франшиза и как с ней работать. Набьем шишки на проекте, где все относительно просто – кофе, пончики, доставка, — потом нам легче будет с другими проектами: «Мама пицца» и «Ронни». Кроме того, я надеюсь, что часть из тех партнеров, с кем мы работаем по Seven Donuts, в будущем захочет работать и с другими нашими брендами.

К  настоящему времени, как сообщает сайт компании, Seven Donuts имеет партнеров в 23 городах России и готовится к открытию в Казахстане. Компания работает с партнерами на условиях эксклюзивности (один город — один партнер) за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, где рынки достаточно велики, чтобы переварить сразу нескольких точек доставки.

Учитывая, что это микробизнес, условия для франчайзеров не слишком суровые: величина первоначального взноса (паушального взноса) от колеблется от 180 тысяч до 300 тысяч рублей, роялти — 3% от оборота. Указывается, что партнеру придется потратиться дополнительно еще на 330 тысяч рублей (около 250 тысяч рублей оборудование и 80 тысяч — некие «дополнительные расходы» — возможно аренда производственных площадей, закупка продуктов для производства и т.п.). При этом Seven Donuts декларирует, что окупаемость вложений может наступить в срок от 3,1 до 11,9 месяца, и прибыль (неясно за какой период ) составит от 45 до 195 тысяч рублей.

Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG (организатор международной выставки франшиз Buybrand Eхpo)

soyak_1Случаи покупки именно франчайзинговой сети имеют место как на российском, так и на зарубежном рынках. Если говорить о сегменте общественного питания, то один из последних примеров – покупка американской сети Krispy Kreme немецким инвестфондом JAB Holding за $1,35 млрд. Однако это известный на весь мир бренд, который развивается как самостоятельно, так и по франшизе, в 2016 году цена акции Krispy Kreme составила $20,9.

Что касается покупки Seven Donuts, то оценить такую сделку довольно сложно. Цена зависит от того, какие активы (оборудование, помещения и др.) есть у компании, а также от того, сколько в сети своих и сколько партнерских точек. В данном случае сам бренд, скорее всего, не слишком дорогой, так как он еще не раскручен в должной мере, а его узнаваемость пока локальна.

Рынок общественного питания – одна из немногих сфер российского бизнеса, который продолжает расти на фоне кризиса. Успех этого направления подталкивает многие компании делать ставку на франчайзинг, даже если до сих пор их развитие сводилось исключительно к корпоративной модели. Вместе с тем растет спрос на концепции общественного питания и со стороны франчайзи. По данным нашей компании, рынок франчайзинга в общепите за 2016 год вырос более, чем на 4%, что на фоне падающих показателей в других сегментах бизнеса выглядит довольно оптимистично. На сегодняшний день в России более 50% сетевых ресторанов, кафе и баров работают по франшизе. В 2015 году аналогичный показатель составлял только 48%.

Перспективы у бизнеса довольно  оптимистичные — особенно после его перехода в собственность крупной компании. Welcome Group имеет значительные ресурсы как для вложений в бренд, так и в технологии производства, обладает опытом ведения бизнеса в сфере общепита и связями с поставщиками. На руку Seven Donuts и тот факт, что франчайзи предлагается бизнес по схеме «производство и доставка», а не «производство и кафе», что отличает его большинства других «пончиковых франшиз» и значительно снижает первоначальные вложения.

Франшизы пончиков

Пончиковых франшиз российского происхождения не так уж и много. Екатеринбуржская Star Donuts, московская «Те самые пончики» и «Ленчик Пончик» — побочный бизнес производителя оборудования для выпечки компании Sheldem. Две последние, судя по отсутствию информации для потенциальных франчайзи на их сайтах, никакого специального внимания этому направлению не уделяют. Star Donuts оговаривает условия в 250 тысяч первоначального взноса, 4% роялти плюс 1% — вложения в рекламу. При этом требуется стационарных кафе — желательно в торговых центрах. Инвестиции в открытие одной точки продаж с цехом — от 1,1 млн рублей.

Крупнейшие игроки на «пончиковом рынке» — в том числе и на российском — международные Dunkin’ Donuts и Krispy Kreme.

Российским партнером Krispy Kreme является ресторатор Аркадий Новиков. Стоимость франшизы: от 30 до 60 млн рублей.

Dunkin’ Donuts не имеет генерального партнера на территории России. Открыть кофейню под этим брендом может любой желающий, нужно лишь выполнить требования. Вот некоторые из них: роялти — 6%, маркетинговый взнос — 2%. Паушальный взнос: стандартный формат (45-120 кв.м) — 15000$; миниформат (менее 45 кв.м) — 10000$. Инвестиции: от 50000$ в зависимости от формата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *