Кирилл Чечин: «Нас ждут истории, связанные с процессами приобретения-слияния сетей»

Этим летом в продуктовой рознице республики произошло три заметных события. «Магнит» начал и уже почти закончил строительство распределительного центра в Ижевске, первый магазин в столице Удмуртии открыла другая торговая сеть федерального масштаба – «Пятерочка», и было объявлено о том, что в ближайшее время у нас будет построено сразу два дискаунтера Metro.

Ну и поскольку в Ижевске позиции местных сетей в продуктовой рознице до сих остаются лидирующими, каждое проявление активности федеральных сетей в регионе воспринимается как попытка на эти позиции покуситься. Это не очень верно, потому что федеральные сети местный рынок как таковой не интересует – они же федерального масштаба сети.

Тем не менее каждый новый магазин – это усиление конкуренции. В этом уверен директор розничной сети «Вкусный дом» Кирилл Чечин, который при этом не считает, что федеральные сети смогут достичь заметного успеха в Ижевске самостоятельно. «У них только один путь – через покупку местной сети», — говорит он в интервью для «Своего дела».

— Кирилл Михайлович, сегодня много разговоров о начале экспансии в Удмуртию продуктовых ритейлеров федерального масштаба. Понятно, что эти разговоры подпитываются информацией об открытии «Пятерочки», строительства распредцентра «Магнита», планов Metro и т.д. Понятно и то, что это не первая волна таких разговоров, но до сих пор никакой экспансии мы не увидели. Как  вы оцениваете влияние федеральных игроков на местную розницу вообще и на положение местных продуктовых сетей в частности?

— На самом деле, все проще – любой вновь открывающийся магазин у соседних магазинов оттягивает некоторое количество покупателей и оборота. При этом абсолютно неважно, эффективный это игрок или нет, местный он, федеральный или еще какой-то, – он не может не оттянуть у соседей. И мы видим, что в последние годы прежде всего наши сети активно строили и открывали новые магазины, а сейчас оживились и федералы.

— С чем это может быть связано?

— Видимо, до нас просто дошла очередь. Удмуртия не была для федеральных сетей приоритетным регионом, и поэтому к нам они заходят чуть ли не в последнюю очередь. Ведь в соседних регионах – Татарстане, Башкирии, Перми — отдельные федеральные сети уже довольно прочно стоят на ногах. У нас же была фора, и местные игроки успели укрепиться на рынке. Поэтому в Удмуртии, наверное, только “Карусель” сегодня занимает какую-то заметную долю на местном рынке. Все остальные участвуют либо незаметно, либо абсолютно незаметно. Касается это в том числе и вновь пришедшей «Пятерочки» – тут пока и говорить не о чем — всего один магазин. И даже «Магнита» — мы, например, не замечаем серьезного оттока покупателей в «Магнит», и, насколько я могу судить, не замечают его и другие сети. «Магнит», к счастью для нас и к сожалению для себя, опоздал на распределение мест. А для продуктового магазина местоположение – самый важный фактор. Поэтому сегодня федеральные игроки вынуждены открывать магазины не там, где лучше, а где придется. Конечно, в сумме они дают некий отток товарооборота, но в то же время за последние несколько лет значительно увеличилась стоимость продуктовой корзины и сумма средней покупки. Так что пока, несмотря на то, что покупатели, число которых все равно есть некая константа, растворяются количественно, снижения оборота в рублевом эквиваленте мы не видим. Я думаю, что эта ситуация может измениться после того, как некие местные сети будут проданы. Прежде всего, проданы тому же развивающемуся «Магниту», потому что логистический центр, который они строят, на десятки тысяч квадратных метров – его надо будет загружать работой.

— Ну он ведь не только на наш регион будет работать?

— Насколько я знаю, ижевский распредцентр будет обслуживать Екатеринбург, Удмуртию, Пермский край, Кировскую область. И пока в этих регионах у «Магнита» магазинов немного.

— То есть все равно им придется наращивать сеть, чтобы загружать распределительный центр?

— Да, придется. Причем мы понимаем по темпам строительства распредцентра и его объемам, что вопрос об инвестициях перед этой компанией остро не стоит. Местным игрокам такие стройки – с нуля, в чистом поле — совершенно не под силу. Поэтому, следуя логике процесса, я думаю, что впереди нас ждут какие-то истории, связанные с процессами приобретения-слияния сетей.

— Вообще конкуренция между сетями на рынке – это в основном конкуренция по цене, насколько я понимаю?

— Не совсем так. Мне кажется, фактор цены в 80% случаев не основной. Покупателей заставляет ходить в магазин прежде всего место, удобство подъезда, парковка и, самое главное, удовлетворенность ассортиментом. И если говорить о конкуренции в этом смысле… Вы знаете, 10-15 лет назад в рознице говорили: какая же безумная конкуренция у нас. Сегодня мы считаем, что даже 3 года назад конкуренции просто не было никакой, а пик как раз сегодня. Но возможно, что и сейчас мы заблуждаемся. Насколько я знаю, «Магнит» собирается строить на территории Ижевска несколько больших супермаркетов, есть планы по строительству у «Ижтрейдинга», есть планы у «Айкая»… То есть конкуренция еще будет возрастать, особенно в секторе больших супермаркетов. Потому что в нише придомовых магазинов, где мы работаем, сегодня наращивать присутствие очень сложно – как раз из-за того, что, как я говорил, маленьких магазинов просто не осталось – и не построишь — мест нет.

— «Магнит» ведь как раз в этом секторе силен? Они ваши конкуренты?

— Они конкуренты наши, они конкуренты «Айкая» и вообще всех, кто в этом сегменте работает. Но это теоретически. На практике у «Магнита» есть свои сильные стороны – например, бакалейно-кондитерские товары, у нас – свои. Не секрет, что мы являемся партнером производственного холдинга, который производит весь ассортимент молочной продукции, куриных и мясных полуфабрикатов. И так ритмично, так свежо и так дешево торговать собственным продуктом «Магнит» не может. Это наше преимущество. У кого такого преимущества нет, тем тяжелее. Мы, например, уже видим в ряде малых городов выпадение из конкурентной среды частников – на их место встают сети, тот же «Магнит», который активно открылся в Воткинске и  Сарапуле. И вот там, в малых городах, фактор цены помогает им выдавливать конкурентов.

— В Европе так и есть, там в городах частник присутствует только с уникальным предложением: магазин сыров или колбас, булочная, кондитерская, а вообще продуктами торгуют сети…

— Все верно. Это такой малый бизнес, где хозяин сам продавец, сам бухгалтер. Все остальное – сети.

— Ваша сеть как себя чувствует? Некоторое время назад появились слухи, что «Айкай» продается КОМОСУ, из чего можно было сделать вывод, что будет какое-то слияние сетей.

— Я не могу обсуждать слухи. Что касается развития нашей сети, то нам помогают выжить два фактора. Первый – это «собственный» товаропроизводитель — я говорю «собственный» в кавычках – мы акционерным капиталом с группой КОМОС не связаны. Это дает нам возможность торговать дешево, получать товар в первоочередном порядке, в максимальном ассортименте и т.д. Не секрет, что наша республика уникальна тем, что у нас менталитет потребления очень сильно ориентирован на местные товары – по всем группам – начиная от алкоголя и заканчивая молоком, хлебом и т.д., нигде в России нет такого процента потребления собственной продукции. Вот на этом мы пытаемся сегодня выиграть. А второй фактор — это то, что у нас есть магазины, основной костяк, которые будут жить под любой маркой в любое время, потому что они удачно вписаны в микрорайоны и обслуживают большое количество покупателей.

— Какой процент у вас в обороте занимает продукция КОМОСА?

— В общем товарообороте мы продаем продукции собственного производства 44% — почти половина. А в обороте группы мы занимаем, по моим оценкам, не менее 10%. У нас ширина канала продаж продукции производства группы КОМОС в четыре раза больше, чем в «Айкае», хотя по размерам мы намного меньше. Мы продаем даже больше, чем «Ижтрейдинг», пусть не в разы, но больше.

— Мы говорим сейчас в основном об Ижевске – и понятно, что Ижевск в розничном обороте республики занимает не меньше 60%. А вот что касается малых городов – есть там поле для развития сетей или там настолько невысок уровень жизни, что и делить-то уже нечего?

— Мы закрыли ряд магазинов в Сарапуле по причине того, что не видим будущего для своей сети в этом городе. Фокус малых городов в том, что все «сливки» – состоятельное население этих городов — они оставляют свои деньги здесь, в Ижевске. То есть перед сетью две главные проблемы: управления – раз, и проблема низкого спроса — два. Сети, у которых структура управления уже заточена под работу в  федеральных масштабах, которым в принципе все равно где открывать магазин – в Сарапуле, Ижевске, Перми или Москве, — лучше себя там чувствуют – тот же «Магнит». Но опять же — в первую очередь за счет цены – вследствие как размеров этих городов, так и доходов населения. В Ижевске приходится конкурировать все-таки не столько ценовыми критериями, и, конечно, все самые интересные процессы и события в удмуртской рознице будут происходить здесь.

Кирилл Чечин: «Нас ждут истории, связанные с процессами приобретения-слияния сетей»: 1 комментарий

  • 05.09.2011 в 12:13
    Permalink

    Пока вы печатали тут интервью Чечин уже перестал быть гендиректором вкусного дома. Теперь в комосе один из замов гендиректора

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.