Журнал

И логотип

Ижевск решил последовать примеру крупнейших городов мира и создать логотип города. Точнее говоря, решила администрация города, потому что эксперты пока не могут сойтись в ответе на вопрос: «Нужен ли вообще Ижевску логотип и для чего?». За разработку логотипа между тем уже взялась известнейшая в России дизайн-студия Артемия Лебедева. СД поговорил с заинтересованными (и не очень) лицами, чтобы выяснить, чего ждать и надо ли.

 Логотип не герб

Известный дизайнер Артемий Лебедев в феврале посетил Ижевск и встретился с главой администрации города Денисом Агашиным. На этой встрече обсуждалось создание для столицы Удмуртии логотипа, который мог бы широко использоваться в оформлении города и сувенирной продукции. В портфолио студии Лебедева уже есть подобные проекты с символикой Перми, Калуги и Ярославля. Как рассказал СД советник сити-менеджера Константин Труфанов, с предложением разработать логотип Ижевска к городским властям обратилась сама студия Артемия Лебедева.

«Сразу стоит пояснить, что логотип и официальный герб города — это не одно и то же, — поясняет г-н Труфанов. — Логотип — это скорее некий образ, который можно было бы использовать гораздо шире — там, где герб неуместен. Логотип будет служить большей узнаваемости города, продвижению. Его можно будет разместить в различных формах наружной рекламы, на остановках общественного транспорта, в транспорте, в быту, на предметы обихода, выпускать сувенирную продукцию, наносить на текстиль. К примеру, логотип Нью-Йорка с сердцем между буквами I и NY, который сейчас знают все, был разработан еще в 1970-е годы. В наши дни это уже настоящий бренд. Важно разработать такой логотип для Ижевска, который был бы затем узнаваем и широко используем. Он мог бы служить для привлечения в город туристов».

Готовый логотип и разные формы его применения студия Артемия Лебедева представит 12 июня. Его будет рассматривать уже сформированная рабочая группа, в которую вошли представители городской администрации. При этом г-н Труфанов отметил, что власти открыты для идей по логотипу города и со стороны других художников и дизайнеров. Однако пока, по его словам, предложений в администрацию от них не поступало.

Он также добавил, что разработка логотипа студией Артемия Лебедева не будет оплачиваться из бюджета города, для этого будут задействованы внебюджетные источники. По его словам, «они есть». Более того, г-н Труфанов заметил, что часто студия работает за символическую плату и вообще берет за свои услуги не такие большие суммы, как можно было бы предположить, однако стоимость услуг г-на Лебедева в данном случае назвать отказался.

Другое видение

Между тем ранее символику для Ижевска уже разрабатывал местный дизайнер Марат Амарей. Стилизованные солярные знаки в различных вариантах широко использовались в городской наружной рекламе, однако, по словам г-на Труфанова, всё же большой популярности среди горожан они не получили. Сам г-н Амарей достаточно благодушно отозвался об участии студии Лебедева в разработке новой символики Ижевска.

«С одной стороны, я рад: предыдущие логотипы, сделанные студией для Перми, Одессы и Ярославля, мне нравятся, — отмечает дизайнер. — С другой — у меня ревнивые мысли, новый логотип заменит существующий, который я сделал в 2011 году, он хоть и не получил официального статуса, но использовался часто. А в местном фольклоре эта звёздочка вообще вне конкуренции. Ждём интересной работы».

Использовался в Ижевске и другой символ — Ижик — рыжеволосый мальчик в зеленом кафтане. Он был создан к празднованию 250-летия города. Изображение Ижика использовали в наружной рекламе и полиграфической продукции.

«Вспоминается, как к юбилею Ижевска был объявлен конкурс на эмблему 250-летия, — говорит историк Дмитрий Стрелков. — В результате победу одержал проект Егора Преображенского, вполне свежий и приятный. На сайте города тоже было объявлено об этой победе… Но потом вдруг везде развесили аляповатых рыжеволосых Ижиков. «Кинули» парня, попросту говоря. Зато Егор через интернет разрешил всем использовать даром свой рисунок — и я наштамповал несколько значков, раздал друзьям».

Ижик довольно скоро стал символом дурного вкуса — особенно после установки его бронзового варианта (который, по слухам, отливали заключенные одной из близлежащих колоний), где не были соблюдены даже те уродливые пропорции, что были заложены создателями Ижика.  Некие активисты даже как-то повесили ему на шею банку с надписью, призывающей пожертвовать на культуру в городе.

У исполнительного креативного директора брендингового агентства «Артоника» (Москва) Дениса Шлесберга своя позиция по поводу брендирования города.

«Нужен ли городу логотип — не вполне корректная постановка вопроса, — говорит г-н Шлесберг. — Логотип вообще ничему (ни городу, ни товару, ни услуге) сам по себе не нужен. Он может быть нужен только как часть, важная, но далеко не единственная, системы идентификации бренда, в данном случае — бренда города. Правильный вопрос — нужен ли городу Ижевску бренд? Да, брендинг территорий — это новая мода. И если смотреть на мировую практику (Барселона, Нью-Йорк и проч.), сильный бренд города может существенно повысить эффективность коммуникаций городских властей по привлечению в него инвестиций, туристических потоков и человеческого капитала или способствовать развитию этих аспектов внутри городского сообщества. Ключевые факторы здесь: наличие таких целей, реальное намерение их достичь и необходимые для этого ресурсы. Если всё это есть, идея разработки логотипа — хорошая. А если идея исчерпывается тем, чтобы «разместить логотип на остановках», то это даже не идея».

При этом эксперт отмечает, что в портфолио студии Лебедева есть много ярких и интересных работ, однако он считает, что территориальный брендинг не является сильной стороной компании. «Вероятность, что эта команда разработает логотип, который понравится администрации, выше 50 %. В брендинге вообще и территориальном брендинге в частности есть такое понятие, как бренд-платформа или концепция позиционирования, — говорит г-н Шлесберг. — Это первый этап разработки бренда, основанный на анализе массы факторов, включая конкурентное окружение, целевые аудитории и т. д. Полноценная реализация этой работы в каком-то смысле дает обоснованные ответы на вопросы «каким должен быть логотип?» и «что он должен отражать?». В противном случае всё кончается использованием логотипа на объектах транспортной инфраструктуры, как и происходит в большинстве подобных проектов, реализованных в последнее время в России».

Уроженец Ижевска, руководитель творческой группы агентства «Огилви энд Мейзер» Александр Мерзляков и вовсе не верит в перспективы этого проекта.

«История с логотипом Ижевска кажется мне идиотской, и даже говорить о ней не особенно приятно. Очевидно, что это банальный PR-повод, не имеющий никакого отношения к реальным потребностям города. И, обсуждая эту историю, я фактически в ней участвую, делаю то, ради чего она была придумана. А если по делу, то брендинг городов — вещь сугубо функциональная, необходимость в нем появляется тогда, когда город превращается в товар, — отмечает г-н Мерзляков. — Понятно, для чего нужны логотипы Москве, Нью-Йорку, Амстердаму или Копенгагену. Эти города, которые зарабатывают на туризме, «сувенирке». Для чего логотип Ижевску? Не уверен, что кто-то сможет ответить на этот вопрос».

«Логотип города должен отражать уникальность Ижевска, — считает директор дизайн-студии Dream-Art Антон Чернобровкин. — Возможно, он должен связывать как-то с нашей промышленностью — оружейной или автомобильной, правда, полностью свои автомобили у нас уже не производят. Либо стоит подчеркнуть, что мы живем в Родниковом крае. Также центром логотипа мог бы стать Ижевский пруд. Он одновременно должен отражать и богатую историю города, и его современность».

Некоторые специалисты считают, что логотип при существующем гербе не нужен. Лучше доработать его и заняться продвижением, так как не каждый горожанин с ходу может вспомнить, как именно выглядит официальный герб Ижевска.

«Не понимаю, для чего городу логотип, если есть герб, — говорит арт-директор студии «Три цвета» Сергей Фефилов. — Это ведь не компания. Я с уважением отношусь к Артемию Лебедеву, но из того, что он делал для других городов, нравится не всё. Вообще скептически отношусь ко всей этой затее. Необходимо, чтобы в итоге полученный результат рассматривала комиссия, которую бы составили разные авторитетные люди города. Решение по городской символике должно приниматься коллегиально».

Со стороны

Директор дизайн-студии Blend Аркадий Абрамов считает, что администрации города следовало бы привлечь для работы над логотипом местных специалистов, лучше знающих особенности Ижевска, которые можно было бы отразить в символике.

«У Ижевска своя история. Сможет ли Артемий Лебедев разработать логотип, который бы лучшим образом подчеркнул особенности города, не могу сказать с уверенностью, — отмечает эксперт. — Вполне возможно, что он будет довольно поверхностным. У нас очень много интересных компаний, которые могли бы взяться за этот проект. Но сама идея создания новой символики города мне очень нравится. Это хорошо, что администрация города задумалась о продвижении бренда Ижевска. Столица Удмуртии развивается, и действительно нужен свежий образ в городской символике».

Логотип Перми чаще всего называют главной неудачей студии Артемия Лебедева в создании городской символики. Кроме того, творчество студии вторично: логотип идентичен работе мексиканского дизайнера Габриэлы Родригис, опубликованной еще в 2009 году, подобный памятник букве «П» стоит в Осло.

«Студия делала для города дизайн остановок, которые были воплощены, новый облик Комсомольского проспекта (остался на бумаге). Под руководством Лебедева разрабатывался шрифт «пермиан» для городской навигации, — рассказывает журналист местного издания «Пермский обозреватель» Андрей Дербенев. — Параллельно городским дизайном занимался Пермский центр развития дизайна, и часть работ выполнял Эркен Кагаров. К работам Лебедева и Кагарова неплохо относилась часть творческой молодежи. В целом же у пермяков было много негатива, потому что сотрудничество с Лебедевым было частью новой культурной политики, которую проводили бывший губернатор Олег Чиркунов, министр культуры Борис Мильграм и галерист Марат Гельман. Последний неплохо заработал на амбициях губернатора. Вообще много денег из бюджета уходило на культурную политику, после которой в крае практически ничего не осталось, кроме деревянной буквы «П» у железнодорожного вокзала и Красных человечков».

В целом эксперты отмечают, что новый яркий символ города мог бы действительно способствовать узнаваемости Ижевска, однако за логотипом должен стоять мощный бренд, активное продвижение столицы Удмуртии на федеральном уровне. В этом смысле выполнение логотипа известным дизайнером само по себе могло бы стать частью продвижения. Однако нельзя же продвигать только логотип? А больше вроде бы особенно и нечего.

Справка: Студия Артемия Лебедева разработала в 2009 году логотип Перми, представляющий собой красную букву «П». Его описание он снабдил комментарием «Просто, понятно, повторяемо». Известный пермский галерист Марат Гельман одобрил этот логотип, однако общественность восприняла разработку Лебедева неоднозначно. В 2011 году был создан логотип Калужской области – буквы «К» и «О» совмещены. Студия также выпустила специальный брендбук, в котором излагаются правила использования логотипа, а также объясняется, какими принципами необходимо руководствоваться при выборе того или иного цвета логотипа. Например, для сферы туризма логотип должен быть выполнен в зеленой цветовой гамме, для направления «товары и услуги» – в желтой.

В 2012 году логотип от студии Лебедева обрел Ярославль. Он в отличие от предыдущих работ был воспринят общественностью лучше. Однако без капли дегтя все же не обошлось. Блогеры нашли крайне похожий на него логотип от 2009 года бренда Up&Up американской сети торговых центров Target. Местные СМИ писали, что город заплатил за логотип 400 тысяч рублей из внебюджетных источников.

В настоящее время логотипы имеют порядка 20 городов и регионов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *