Финансы: зарплатные проекты

Борьба с наличными

Рынок зарплатных проектов в Удмуртии называют высококонкурентным и перспективным. Еще большую динамику ему может придать законодательная реализация предложения о запрете в России выдачи зарплат наличными. Вероятность принятия такого решения считается довольно высокой — особенно с учетом возможности придать дополнительный импульс развитию российской платежной системы, необходимость которой признана на самом высоком уровне власти в РФ.

Вообще тема запрета выдачи заработной платы наличными на российском финансовом рынке поднималась уже не раз. И всякий раз этот запрет признавался несвоевременным. Сегодня обсуждение вновь актуализировалось — эксперты говорят о чрезмерном объеме наличных денег на рынке и ущербе экономике от «серых» зарплат. По их подсчетам, порядка 15-20 % жителей Удмуртии по-прежнему получают жалование в кассах. Банки выступают за запрет выдачи зарплат наличными, активно развивая зарплатные проекты. Конкуренция на рынке уже достаточно жесткая, при этом потенциал роста у него высокий, считают эксперты.

Состояние рынка

С предложением обязать все предприятия переводить зарплаты сотрудникам только на банковские карты обратилась в Центробанк в начале августа Ассоциация региональных банков России. Подобные предложения со стороны банковского сообщества звучат регулярно. Причем в качестве меры воздействия предлагается введение административных штрафов за выдачу зарплаты наличными.

Как отмечают эксперты, большая часть крупных и средних предприятий в Удмуртии уже начисляет зарплату своим работникам на банковские карты. Для них безналичный способ оплаты труда наиболее удобный и выгодный.

Способствовала развитию рынка в том числе активная работа крупных банков над созданием в республике инфраструктуры для использования пластиковых карт. Расширялась сеть банкоматов, платежных терминалов в магазинах, некоторые банки ставили сотрудников, которые помогали людям снимать деньги с карт.

—По зарплатным проектам банки начали работать с 1997 года, — рассказывает начальник отдела продаж сектора продаж зарплатных проектов Удмуртского отделения Сбербанка России Алексей Маринин. — Постепенно этот процесс набирал обороты. Сейчас в каждой семье не по одной карте, и количество безналичных операций постоянно растет.

— Большая часть крупных предприятий с численностью свыше 500 человек в Удмуртии уже поделена между крупными игроками на рынке, — отмечаетдиректор сети операционных офисов Райффайзенбанка в Ижевске Петр Сычугов. — Поэтому основная конкурентная борьба между банками происходит в сегменте малого и среднего бизнеса. Не пользуются подобной услугой, по нашим оценкам, примерно половина малых предприятий республики: и чем меньше численный состав фирмы, тем больше вероятность, что в ней еще не пользуются услугами зарплатного проекта.

В настоящее время, по оценкам экспертов, лидерами по зарплатным проектам в Удмуртии являются Сбербанк, ВТБ24, Альфа-Банк, Ижкомбанк, Газпромбанк и Россельхозбанк.

Высокая конкуренция

Между тем даже при условиях распределения крупных и средних клиентов зарплатных проектов конкуренция на рынке сохраняется высокая. Банкам приходится думать не только о том, как привлечь предприятия, еще не охваченные зарплатными проектами, но и том, как удержить/привлечь компании, которые тоже всё время ищут «где лучше».

— Рынок достаточно насыщен, и конкуренция высока, — говорит г-н Сычугов. — Зачастую реализация зарплатного проекта тесно связана с финансированием предприятия и предоставлением других услуг, таких как банковские гарантии, эквайринг, инкассация и многое другое. Поэтому борьба за клиентов разворачивается серьезная, и клиенты, как правило, выбирают те банки, где им предлагают наиболее полный спектр услуг на лучших условиях.

По словам управляющего ВТБ24 в Удмуртии Екатерины Шумковой, доля предприятий, которые решаются на смену зарплатного проекта, невелика, но с ними приходится считаться.

— Основной преградой для перехода предприятия видят высокие трудозатраты компании по сбору сведений сотрудников для выпуска карт и их выдаче. Однако эта проблема сегодня легко решается при помощи банков, что фактически снимает для предприятий проблему перевода зарплатного проекта из одного банка в другой. Например, наш банк обладает необходимыми технологиями по автоматической выгрузке данных сотрудников из бухгалтерских программ предприятий.

Директор департамента корпоративного бизнеса «Росгосстрах Банка» Наталия Блинова отмечает, что сегодня основной проблемой для банков является поиск клиентов, и демпинг остается крайне распространенным методом конкуренции.

— Если говорить о более адекватных методах конкуренции, то основными преимуществами для игроков рынка зарплатных проектов являются наличие сети филиалов банка, размеры банкоматной сети в регионе, а также непосредственно условия обслуживания карт и пакет дополнительных услуг, предлагаемых держателям.

Кредитные бонусы

Основная причина смены банка — это, как правило, наиболее привлекательные условия кредитования, предлагаемые банками-конкурентами. Так, при выдаче кредита банки обычно достигают договоренности с клиентами о необходимости открытия расчетного счета и перевода оборотов. Зачастую зарплатный проект является одной из причин более выгодных условий кредитования.

—  При выборе банка-партнера зарплатного проекта предприятия в основном смотрят не на имеющуюся инфраструктуру, то есть с позиции работника, а ищут выгодные условия для себя. Зарплатный проект используется как некий рычаг, чтобы получить более выгодную ставку по кредиту для предприятия. Из-за этого обычно предприятия и меняют банки, с которыми работают по зарплатным проектам, — поясняет Алексей Маринин.

В  то же время, по мнению г-жи Шумковой, всё больше предприятий при выборе зарплатного проекта обращают внимание на удобство обслуживания их сотрудников, выгодные предложения для трудового коллектива, современность процессов и технологий, используемых банком, и всё меньше связывают выбор зарплатного проекта с последующими преференциями для предприятия в виде дисконтов по кредитным соглашениям, что, несомненно, радует, т. к. высшая ценность любого предприятия — это надежные, лояльные кадры.

При этом важным фактором остается и надежность банка. Лишение лицензий ряда кредитных организаций создало немало трудностей как для самих предприятий, так и для их работников.

Цена вопроса

Для работодателя есть ряд преимуществ от внедрения зарплатного проекта. Это в первую очередь сокращение временных и денежных затрат на выплату зарплаты сотрудников, снижение рисков, связанных с физической выдачей зарплаты на предприятии. Если работник по какой-то причине не может получить деньги в кассе, их приходится вновь возвращать в банк, а затем снова получать. С начислением на карты подобной проблемы не существует.

— В обычных условиях сотрудник может получить зарплату в кассе, однако это занимает определенное время и требует затрат на инкассацию, — поясняет Наталия Блинова. — Перевозка наличности также увеличивает риски для компании. Зарплатный проект, как правило, обходится клиенту дешевле, чем выдача наличных денег. Кроме того, сотрудники компании получают бонус в виде возможности расплачиваться банковской картой.

В ряде случаев банк для удобства клиентов может пойти на установку дополнительного банкомата прямо на территории предприятия. Карты позволяют работникам предприятия пользоваться различными сервисами по безналичной оплате коммунальных услуг, переводить средства на другие счета, оплачивать кредиты и так далее.

Сотрудники могут также рассчитывать на получение кредитных продуктов по сниженной ставке в рамках зарплатного проекта и на более выгодные условия по вкладам.

Стоимость реализации зарплатного проекта зависит от численности работников предприятия и фонда оплаты труда. Чем эти показатели выше, тем дешевле зарплатный проект.

— Обслуживание расчетного счета и зарплатного проекта, как правило, входит в пакет услуг банка. Чаще всего при обсуждении условий обслуживания зарплатного проекта в сегменте среднего и крупного бизнеса проект получается бесплатным для компании, — поясняет г-н Сычугов. — Однако если компания планирует особенные условия обслуживания (например, не стандартные карты, а золотые для всех сотрудников, установка большего количества банкоматов на территории компании), то обслуживание может стать платным.

Для самих банков зарплатный проект служит хорошим механизмом для привлечения клиентов — физических лиц.

— Зарплатный проект позволяет увеличить узнаваемость имени банка, за счет использования его услуг клиент может на своем опыте убедиться в удобстве обслуживания, надежности банка и рекомендовать данный финансовый институт своим близким и знакомым, — говорит г-жа Шумкова.

Таким образом, банк получает дополнительную клиентскую базу, как правило, хорошего качества, которой может предлагать весь спектр своих продуктов.

—Доходы банка формируются как за счет прямых комиссионных поступлений от контрагента — комиссия за перечисление заработной платы, плата за выпуск карт, — так и за счет увеличения объема привлеченных средств и получения комиссионного дохода непосредственно от держателя карты при ее использовании, — отмечает г-жа Блинова.

Фактор роста

Эксперты отмечают, что потенциал по дальнейшему росту рынка есть. В отдельных банках количество обслуживаемых зарплатных карт увеличивается на 20 % ежегодно, и в ближайшие годы серьезного замедления темпов они не ожидают.

—Сложнее всего сейчас работать с торговыми предприятиями, у которых достаточно большой объем наличных средств, и они не желают переходить на безналичную форму, — говорит г-н Маринин. — Однако постепенно тенденция меняется, и они тоже соглашаются на использование зарплатных проектов. Сейчас, по нашим оценкам, 15-20 % жителей Удмуртии по-прежнему получают зарплату наличными.

При этом эксперт считает правильным предложение о запрете выплаты зарплаты «живыми» деньгами, однако самостоятельно банки построить необходимую инфраструктуру в регионах без поддержки государства не могут. В каждой деревне банкомат ставить не имеет смысла, так как они не смогут окупиться. Обычно один банкомат по нормативам банков рассчитан на обслуживание 1400 карт. Более того, в небольших населенных пунктах сложнее обеспечить их сохранность. В качестве альтернативы г-н Маринин называет установку в небольших по численности селах и деревнях терминалов для оплаты с помощью карт коммунальных услуг, сотовой связи и т. д. либо торговых терминалов в магазинах для оплаты товаров. Для получения наличных жители могли бы ездить в более крупные населенные пункты. Там они в любом случае периодически бывают.

Однако на подобное продвижение вглубь регионов, скорее всего, смогут рассчитывать госбанки, в первую очередь Сбербанк и ВТБ. Кроме того, постепенно будут охватывать зарплатными проектами и малый бизнес. Именно в этом сегменте банки видят основной потенциал для роста.

Комментарий эксперта

Сбербанк России на протяжении многих лет сохраняет лидирующие позиции на рынке зарплатных проектов в Удмуртии. По данным представителей банка, его доля в этом сегменте составляет 62%. О том, в чем основные преимущества сотрудничества бизнеса со Сбербанком, рассказал начальник отдела продаж сектора продаж зарплатных проектов Удмуртского отделения Сбербанка России Алексей Маренин.

— Насколько сильны позиции банка на рынке зарплатных проектов?

— Сбербанк действительно является лидером на рынке зарплатных проектов — сейчас в Удмуртии мы занимаем долю в 62%, причем в районах республики эта цифра доходит и до 70-80%. Ежегодно в Сбербанк на зарплатные проекты привлекается порядка 500-600 предприятий. Высокие показатели в этом секторе объясняются не только доверием к Сбербанку, но и наличием широкой сети наших банкоматов и платёжных терминалов на всей территории республики, которую в свое время мы активно начали развивать с конца 90-х. На первоначальном этапе сами вставали к банкоматам и обучали работников предприятий, как снимать деньги, как оплачивать коммунальные платежи, как оплачивать товары на торговых терминалах в магазинах и супермаркетах. Сегодня люди воспринимают банковские карты как нечто естественное в своей жизни.

— Что дает предприятию зарплатный проект от Сбербанка?

— Возможность перечислять зарплату работников на банковские карты помогла предприятиям существенно сократить сопутствующие этому процессу расходы. Кроме очевидных затрат — таких как доставка наличных на предприятие, депонирование неполученных средств, организация и соблюдение безопасности выдачи наличных на территории предприятия, возникали еще и косвенные — отвлечение сотрудников в рабочее время на получение заработной платы, оплата труда кассиров и прочие. Банковские карты все эти вопросы снимают.

Кроме того, участие в зарплатном проекте позволяет компаниями их работникам получать более выгодные условия по кредитам в Сбербанке. Мы индивидуально работаем с каждым клиентом и действительно готовы предложить интересные кредитные продукты с более низкими процентными ставками и удобными сроками погашения. Зарплатный проект сопровождается и рядом других дополнительных услуг, связанных с ведением счета компании.

— А сколько стоит зарплатный проект для предприятия?

— Сейчас комиссия банка по зарплатным проектам минимальная и устанавливается индивидуально по каждому предприятию. Однозначно можно сказать, что зарплатный проект позволяет предприятиям снять нагрузку по выплате заработной платы, в том числе и финансовую.

— Какие преимущества дает зарплатный проект от Сбербанка самим получателям зарплаты?

— Во-первых, Сбербанк предоставляет держателям карт свою огромную сеть банкоматов и платёжных терминалов на всей территории России. Причем в рамках зарплатных проектов банк выдаёт именно классические банковские карты, так как по этим картам получать наличные можно без комиссии на всей территории России и даже за границей.

Во-вторых, банк позаботился о том, чтобы граждане могли экономить своё время при совершении операций по оплате коммунальных и других платежей. Для этого банк активно развивает и внедряет такие услуги как «Сбербанк Онлайн» и «Мобильный банк». С помощью этих услуг держатели карт Сбербанка могут совершать платежи, не выходя из дома.

Отдельно хотелось бы остановиться на услуге «Автоплатеж». Эта услуга позволяет проводить ежемесячные платежи в автоматическом режиме без участия держателя карты, но с его согласия. Пользователю остается лишь контролировать списание средств с карты — сообщения об этом ему приходят на мобильный телефон.

Планомерное создание инфраструктуры по обслуживанию банковских карт  и внедрение услуг «Сбербанк Онлайн», «Мобильный банк» и «Автоплатёж» позволили снизить очереди к банкоматам и в филиалах Сбербанка.

— Каковы перспективы развития этого рынка для Сбербанка?

— У нас есть ещё незначительный потенциал для роста с учётом конкуренции на рынке, так что мы планируем и дальше наращивать клиентскую базу. Например, совсем недавно к зарплатным проектам от Сбербанка присоседился ряд крупных предприятий Удмуртии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.