Журнал

Елена Стрелкова: «Хороший бизнес-тренер — практик, а не теоретик»

 Бизнес-тренинги, семинары, форумы, секреты продаж и тайны управления, манипулирование людьми и бухгалтерской отчетностью, управленческие поединки и тим-билдинг — за последние пару лет Удмуртию и Россию буквально охватила лихорадка бизнес-обучения во всех его формах и проявлениях. СД встретился с Еленой Стрелковой — генеральным директором ижевской компании «Территория Менеджмента», специализирующейся на проведении обучающих мероприятий, и попросил ее объяснить, чем вызван рост рынка бизнес-тренингов — модой или производственной необходимостью.

— Елена, так чем вызван такой спрос на бизнес-обучение и действительно ли он настолько велик, как кажется?

— Интерес к бизнес-тренингам в Удмуртии действительно растет с каждым годом. Если десять лет назад мы проводили четыре тренинга в месяц, то сейчас ежемесячно —  30-40. Причем привлекаются тренеры из других городов России. И если для одних компаний бизнес-тренинги — это действительно престиж, дань моде, то для других — производственная необходимость, иначе придется довольствоваться малым или вообще покинуть высококонкурентный рынок.

—  Изменилась ли с годами содержательная часть тренингов? Какие программы наиболее востребованы?

— Самыми востребованными, как и десять лет назад, остаются тренинги, направленные на повышение продаж. И это вполне объяснимо: главная цель любой коммерческой компании — получать прибыль, зарабатывать больше. Поэтому люди готовы вкладывать средства и развивать то, что в конечном итоге приносит реальные деньги.

Что касается новых тенденций, то сейчас руководители компаний стали больше внимания уделять финансам. Если раньше они считали, что это стихия бухгалтерии, и не стремились вникать в финансовые вопросы, то сейчас, напротив, многие директора, не имеющие экономического образования, хотят и сами во всем разбираться.

Еще одно новое веяние последних лет — развитие личных компетенций. Ранее топ-менеджеры вкладывали средства в обучение подчиненных, а сами при этом не учились, считали, что и так все знают и умеют. Но со временем стали понимать, что им и самим нужно учиться управлять коллективом, делегировать полномочия, планировать свою деятельность, уметь выступать перед группой, ставить задачи и спрашивать с подчиненных.

— Почему же так востребованы именно бизнес-тренинги? Есть же стандартные формы обучения курсы повышения квалификации, второе высшее.

— Это диссонанс нашего образования. К сожалению, в госучреждениях не дают тех знаний, которые были бы применимы к реальной бизнес-практике. Различные курсы повышения квалификации  основаны на теории, на них рассказывают о том, как устроена система менеджмента, а вот что с этим делать, не объясняют. Поэтому тренинговые компании, дающие  конкретные практические знания, будут востребованы до тех пор, пока не изменится система образования в нашей стране.

Не проще ли тогда пройти обучение на бизнес-тренингах, минуя высшую школу?

— Высшее образование и курсы повышения квалификации всё равно нужны. Они дают базу, которая позволяет человеку работать с информацией, воспринимать ее, аккумулировать. А вот как применить полученные знания в реальной жизни, этому уже учат тренинговые компании.

— Елена, наверняка, вы не раз встречались с людьми, которые просто «напичканы» тренингами. Им известно множество определенных терминов, формализованных и выхолощенных рецептов, которые они в большинстве случаев не применяют на практике. Так вот эти теоретики зачастую считают, что прохождение бизнес-тренингов автоматически повышает их профессионализм. На мой взгляд, для этой категории людей тренинги — вредны. 

— Вред тренингов в другом. Если учиться у непрофессионалов, тогда можно не только вред получить, но и бизнес потерять. И, что самое удивительное, такие руководители продолжают сотрудничать с теми же компаниями, в которых им говорят, что их трудности временные, что нужно пройти еще несколько тренингов, чтобы дела пошли в гору. Неужели сложно проанализировать и понять, что до прихода к этим «шарлатанам» у вас было всё хорошо с бизнесом, что нужно просто поменять компанию, в которой вы «получаете знания».

— Ставка на тренинги и другое престижное образование, в том числе МBA, привела к перекосу в сознании рекрутеров. Многие HR-менеджеры теперь полагают, что наличие диплома МВА, опыт участия в тренингах – огромное преимущество кандидата перед теми соискателями, у которых есть только опыт работы, но нет дополнительного обучения. Насколько справедлива такая позиция, на Ваш взгляд?

Наличие дополнительного обучения, причем не только МВА, действительно повышает «стоимость» руководителя на рынке. Я считаю, что это правильно, так как обучение помогает нам не только получить новые знания, но и не совершить ошибок, а также расширить свои знания в области других бизнесов.

— Насколько часто, по Вашему мнению, нужно посещать бизнес-курсы?

Норм не существует. Бизнес-тренинги не аттестационные курсы.

— А бизнес-тренеры не стоматологи, чтобы наведываться к ним раз в полгода.

Да, хотя порой мы чувствуем себя врачами, потому что компании приходят к нам со своими проблемами, которые хотят решить. Поэтому бизнес-тренеры тоже в какой-то мере лечат. Что касается динамики обучения, то кому-то достаточно одного раза для того, чтобы встряхнуться, посмотреть на свою компанию со стороны, кому-то необходимо  постоянное стимулирование. Всё зависит от компании, ее темпов развития, текучести кадров, объемов работы.

— К сожалению, бизнес-тренерами сегодня себя называют все, кому не лень, спрос рождает предложение. Как отличить дилетанта от профессионала?

— Очень просто. Профессионал должен иметь успешный опыт работы в той сфере, по которой он проводит тренинги. Хороший бизнес-тренер — практик, а не теоретик. Поэтому, выбирая бизнес-тренера, внимательно изучите его резюме. Если опыт работы в нем не указан, позвоните представителю тренера или ему самому. В конце концов, можно позвонить в организацию, в которой он работал, узнать о его достижениях. Затем найдите в интернете видео с занятий интересующего вас бизнес-педагога. Если видеоматериалов  нет, сразу возникает вопрос — почему? Почитайте отзывы заказчиков о нем, изучите географию поездок. Если его приглашают только в Ижевск, это тоже повод задуматься.

— Московский тренер или местный? У кого уровень подготовки выше?

— Тренера подбирают под конкретную задачу конкретной компании. Поэтому место жительства не имеет никакого значения. К примеру, наша компания приглашает тренеров из самых разных городов России. Да, принято считать, что если бизнес-консультант работал в крупной федеральной сети, он может поделиться более солидным опытом и количеством идей. Но в то же время есть тренеры, которые работали в менее известных компаниях, но тоже достигли весомых результатов. Представителям малого бизнеса, которым важно понять, как выжить среди акул, как раз более интересны такие тренеры. Самое главное — практический опыт, а не то, где тренер его набирался.

— Сколько в среднем стоят услуги авторитетного бизнес-тренера?

Вряд ли я смогу назвать размер среднего гонорара. В бизнес-образовании, как в шоу-бизнесе, есть «звезды» разного уровня. У каждого свой райдер и стоимость выступления. Гонорары могут отличаться в несколько раз. Например, восьмичасовой рабочий день одного очень известного тренера, не буду называть его фамилию, стоит 850 000 рублей. Это рекордная сумма за десять лет моей работы в этой сфере бизнеса. Не знаю, приедет ли он когда-нибудь в Ижевск…

Бизнес-тренинг пройден, деньги потрачены. Но как измерить эффективность обучения? Может ли тренинговая компания дать гарантию, что через какое-то время появятся результаты?

Если после тренинга ничего не менять в работе компании, его эффективность через три месяца будет сведена к нулю. Чтобы этого не произошло, нужно сделать несколько простых шагов. К сожалению, их совершают единицы. Во-первых, необходимо прописать план работы, в котором указать, что прямо с завтрашнего дня нужно изменить в работе компании. Во-вторых, нужно назначить ответственных, которые бы контролировали, как эти нововведения внедряются, обозначить сроки выполнения поставленных задач. Всё это нужно сделать в течение первой недели после тренинга. Потом никто уже ничего не вспомнит. Эти, казалось бы, элементарные меры дают эффект. Поэтому многое зависит от руководителей.

— И всё же стоит ли шкурка выделки: насколько эффективность развивающих тренингов соответствует инвестициям компании в них?

— Есть много примеров, но один из самых ярких в практике нашей компании —  рост продаж за полгода более чем на 200 процентов. Это отличный результат. Но в этом результате не только заслуга тренеров, но и самого собственника компании, который активно внедрял все изменения, озвученные во время тренингов и по их итогам.

— Какие тенденции на рынке бизнес-образования сегодня? Как скажется на данной сфере обещанный экспертами экономический кризис?

Сейчас все говорят о кризисе. Поэтому многие компании предлагают тренинги на тему: «Как работать в условиях кризиса». Лично я отношусь к ним с улыбкой. После финансового кризиса 2008 года я побывала на нескольких антикризисных семинарах. На каждом говорили одно: чтобы выжить, предприятия должны искать нестандартные решения. Но этот совет актуален всегда. На мой взгляд, кризис в головах. Если работать грамотно, профессионально, никакой кризис не страшен.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *