ЖурналРынкиФинансы

Экономия без страха

Страховщики, работающие с корпоративными клиентами, фиксируют снижение динамики продаж в корпоративном секторе и связывают это с замедлением экономического роста в стране. По мнению экспертов, текущий год может стать переломным и с начала следующего года страховой рынок либо восстановит темпы роста, либо продолжит падение. Зависит это от многих факторов — от экономической ситуации в целом, от действий регуляторов рынка и от самих компаний.

Вялый рост

Cтраховая отрасль напрямую связана с динамикой развития глобальной и отечественной экономики — как положительные, так и негативные изменения прямо отражаются на корпоративных клиентах страховых компаний и, соответственно, на бизнесе самих страховщиков. Поэтому эксперты не удивлены падением продаж страховых продуктов в корпоративном секторе и подтверждают, что оно связано со стагнацией в российской экономике. По словам директора филиала БКС Премьер в Ижевске Алексея Рожина, страховщики столкнулись с урезанием предприятиями расходов на страхование.

— Основной тенденцией всего рынка страхования в прошлом году было снижение получаемых страховых премий в связи с тем, что многим компаниям приходилось сворачивать свои программы страхования в связи с непростой экономической ситуацией. Это коснулось всех секторов экономики.

Корпоративный сегмент помимо имущественного страхования включает в себя ДМС, страхование опасных объектов (ОПО) и гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Два последних вида в силу обязательности заключения договоров показали в целом более оптимистичную динамику роста, а негативная ситуация в экономике сказалась в первую очередь на страховании имущества юридических лиц — рост 8 % против прошлогодних 10-15 %.

Четкая сегментация

Сегодня подавляющее большинство клиентов-юрлиц, страхующих свое имущество, представляют крупный бизнес с инфраструктурными проектами или компании, которые приобретают имущество через кредитные или лизинговые программы, где страхование залога — обязательное условие договора. Основными объектами страхования имущества компаний выступают здания, сооружения и оборудование, используемое на предприятии. В меньшей степени страхуют товарные запасы, материалы и продукцию, хранящуюся на предприятиях.

По словамруководителя Приволжской региональной дирекции СГ УРАЛСИБ Елены Сафиной, наибольший спрос на страхование имущества в Удмуртии отмечается со стороны компаний нефтегазовой отрасли, промышленных холдингов, строительных трестов, представительств сетей формата FMCG (товары массового спроса) и DIY (строительные гипермаркеты), предприятий оборонного значения. Также страхуются крупные операторы коммерческой недвижимости. В подобных компаниях работают специальные службы, которые совместно со страховщиками анализируют возможные риски и подбирают для себя оптимальное решение. Как правило, крупные клиенты предпочитают пакетные предложения — страховые программы, включающие страхование автопарка, зданий, оборудования и ответственности.

При этом разделение корпоративных клиентов на крупный бизнес и остальные компании является к тому же еще и важным фактором динамики страхового рынка. Крупный бизнес всегда был лакомым кусочком для страховщиков. Как считает Алексей Рожин, вопрос тут не только в общем объёме денежных средств: чем больше предприятие, тем больше рисков возникает в процессе его работы и, следовательно, расширяется поле деятельности для страховщиков.

При этом основная часть договоров страхования имущества крупных клиентов заключается с использованием «административного ресурса», а конкурентные отношения развиваются главным образом в секторе страхования предприятий малого и среднего бизнеса.

По мнению заместителя директора филиала страховой компании «Согласие» в УР Светланы Александровой, одной из причин падения продаж в сегменте корпоративного страхования имущества явилось то, что кэптивные страховые компании (дочерние компании финансово-промышленных групп, обслуживающие интересы своих акционеров, например, СОГАЗ, Энергогарант, ЖАСО. – Прим. авт.) оттянули данную долю страхования в свою пользу.

— У рыночных страховщиков, не имеющих большого лобби в федеральных структурах, нет возможности работать с крупными компаниями. Поэтому они ориентируются в основном на МСБ.

Малый и средний бизнес тоже является для страховых компаний интересным сегментом. Ведь он регулярно, на постоянной основе нуждается в финансовых заимствованиях, а кредитный договор, как правило, оговаривает страхование залогов.  Поэтому «кредитный фактор» является хорошим драйвером для рынка страхования имущества в секторе малого и среднего бизнеса.

И здесь  также есть свои нюансы. Например, самый динамичный сегмент —страхование купленного в кредит автотранспорта. Оборудование и недвижимость покупают в кредит реже, поэтому этот вид страхования и развивается более медленными темпами. Но, так или иначе, развивающийся на кредитные средства малый и средний бизнес  оказывается застрахован с ног до головы — таковы условия получения кредитов.

Как отметила Елена Сафина, для МСБ наиболее интересны программы КАСКО, страхования недвижимости и ответственности перед третьими лицами.

— Малый и средний бизнес, как правило, страхуется только в рамках требований банков и лизинговых услуг. Без учета залоговых обязательств доля застрахованных компаний из этого сектора составляет всего 10-15 %. И тем не менее это перспективный рынок.

Недостаточная мотивация

Принятие решения о страховании на предприятии зависит от многих факторов. Все их можно разделить на внутренние и внешние. Внешние обусловлены требованиями банков и лизинговых компаний по залоговому страхованию имущества юридических лиц. Кроме того, иногда сторонние компании требуют застраховать груз или ответственность перевозчика. На внутренних причинах сказываются сами риски, с которыми ежедневно сталкиваются компании. По словам Елены Сафиной, сегодня страховая защита для коммерческого сектора, как никогда, актуальна.

— С развитием интернет-технологий и ростом уровня износа основных фондов риск остановки работы предприятий только усиливается. Ущерб от небольшой аварии на крупном производстве может исчисляться десятками миллионов рублей, и процесс восстановления будет крайне болезненным, — говорит г-жа Сафина. — А для малого и среднего бизнеса убыток даже в один миллион рублей может стать фатальным. Владельцам компаний с небольшим оборотом гораздо труднее обеспечить полноценное восстановление производственных процессов после происшествий — пожаров, затоплений, краж.

ОАО «ИПОПАТ» в последние годы активно обновляет подвижной состав. Как отмечает генеральный директор предприятия Дмитрий Пивош, происходит это не только за счет собственных средств, но и с привлечением кредитных и лизинговых схем.

— Поэтому в числе ежегодных затрат находятся такие виды страхования, как КАСКО и страхование недвижимого имущества, находящегося в залоге. Их суммы варьируются в зависимости от объемов кредитных линий на текущий момент, условий договоров с кредитными организациями.

ООО «Ижевскхиммаш» уже 15 лет производит высокотехнологичное оборудование для химических, нефтехимических, газовых, а также биохимических и пищевых производств. За последнее время предприятие расширило не только ассортимент выпускаемой продукции, но и штат работников, количество занимаемых площадей, парк оборудования и автомобилей. Но заместитель генерального директора по финансовым вопросам Рустем Гайсин не обольщается — с ростом компании растут риски и ответственность перед людьми.

— Для нас страховая защита — часть стратегии развития компании. Мы страхуем товарные запасы, здания и сооружения, производственное оборудование (от пожара, наводнения, прочих катаклизмов), а также автомобили — КАСКО, ОСАГО, – рассказывает г-н Гайсин. — Поскольку большое количество оборудования нами приобретается в лизинг, то его страхование становится обязательным условием на весь период действия договора. Кроме того, у нас есть ряд опасных производственных объектов — грузоподъемные механизмы, мостовые краны и площадки. В соответствии с требованиями закона они тоже застрахованы.

По словам Светланы Александровой, мотивация предпринимателей обусловлена как требованиями третьей стороны (например, со стороны государства, финансовых организаций, заказчиков), так и высокими рисками, с которыми они сталкиваются. В итоге, когда снижаются внешние требования, падает и потребность в страховании, а значит, ухудшаются результаты и объемы продаж в корпоративном сегменте.

— Поэтому когда банки снизили требования по страхованию залогов и даже отменили их для своих постоянных клиентов, объемы страхования имущества в корпоративном секторе сократились, не выйдя даже на докризисный уровень.

В целом, говоря о страховой культуре удмуртских предпринимателей, стоит отметить их сильную зависимость от внешних факторов. Эксперты достаточно осторожно говорят об отношении предприятий к институту страхования.

— Не могу однозначно сказать про «переворот в сознании», но тем не менее наблюдается некая тенденция к увеличению интереса к добровольному виду страхования. Всё это является следствием улучшения ситуации с общей финансовой культурой, — отметил Алексей Рожин.

Не оправдал надежд

Страхование опасных объектов (ОПО) стало обязательным с 2012 года, и многие эксперты именно с ним связывали надежды на общий рост всего корпоративного сектора. Однако объем рынка ОПО по сравнению с аналогичным периодом 2012 года почти не изменился (рост на 2 % и 9,35 млрд рублей премий). С одной стороны, добавились в качестве страхователей государственные и муниципальные учреждения, которые позволили рынку не упасть в абсолютном выражении, с другой — происходит перерегистрация объектов и снижение в корпоративном секторе.

— Я бы не стал говорить, что обязательное страхование ОПО сильно повлияло на весь рынок в целом. В России не настолько большое количество ОПО, чтобы страховые взносы от них смогли «перевернуть» ситуацию, — утверждает Алексей Рожин. — При этом, разумеется, страхование таких объектов привнесло свою часть дохода. Тем не менее это совсем небольшая часть в общероссийском масштабе, ведь, например, страховая сумма по таким объектам начинается от 10 млн рублей. Это совсем небольшая сумма, и страховой взнос по ней не может сильно повлиять на рынок, ведь порой на такие суммы страхуются некоторые автомобили по КАСКО.

Немаловажной причиной замедления темпов сбора взносов в этом сегменте стала перерегистрация объектов и уменьшения класса их опасности промышленными предприятиями в целях экономии средств.

По словам Светланы Александровой, страхование ОПО занимает небольшую долю в структуре застрахованного корпоративного имущества, которая в основном состоит из страхования залоговых и лизинговых сделок. Если приводить соотношение в процентах, то на ОПО, по оценке эксперта, приходится не более 20 %.

Обусловленный выбор

В своем выборе страховых компаний бизнес всё реже отталкивается только от стоимости их страховых продуктов. Цена перестает быть единственным критерием для предпочтения того или иного страховщика.

По словам директора компании по производству строительных материалов «Иж-Арболит» Дмитрия Вострокнутова, в условиях концентрации страхового рынка с точки зрения потребителя одна компания отличается от другой в первую очередь уровнем сервиса.

– Именно уровень сервиса — основной объект продаж. А набор продуктов у всех примерно один и тот же, — констатирует г-н Вострокнутов.

Среди других значимых факторов стоит отметить и устойчивость, надежность работы страховой компании на рынке.

Это мнение подтверждает и Рустем Гайсин:

— Понятно, что при заключении лизинговых договоров приобретаемое нами оборудование и автомобили страхуются у тех страховщиков, которые нам предлагают банки. Они производят мониторинг при заключении договора, нам предоставляют выбор из 10-15 компаний, и цены, надо сказать, там довольно приемлемые. При страховании нашего имущества мы прорабатываем все варианты с действующими на страховом рынке Удмуртии компаниями не только в плане суммы, но и в плане предоставления качества услуг. Мы не стремимся за самым дешевым предложением. Всё имущество у нас застраховано в разных компаниях. Бывает, один объект застрахован сразу у нескольких страховщиков по различным рискам, так как у всех разные предложения.

Елена Сафина резюмирует — удмуртские предприниматели перестали поголовно гнаться за дешевыми предложениями страховых компаний.

— Мы наблюдаем, что крупные компании стали серьезнее относиться к выбору страхового партнера, делая акцент на качестве взаимодействия и стабильности работы на рынке. И если в КАСКО тарифная политика еще может стать решающим аргументом, то в страховании сложных объектов ключевую роль уже играют сама программа и сервис. От возможности сделать котировку в кратчайшие сроки до квалифицированного аудита вероятных рисков, скорости урегулирования страховых событий.

Будущее туманно

Между тем по поводу перспектив развития рынка корпоративного страхования имущества у опрошенных экспертов нет единого мнения. По умеренно-оптимистическим прогнозам Алексея Рожина, пока продолжается экономическая нестабильность, мы будем наблюдать отсутствие роста рынка и отсутствие сильного падения.

— Конец года должен стать поворотным моментом как для всей мировой экономики, так и для страхового рынка. Считаю, что с конца этого года рынок корпоративного страхования начнёт хоть и крайне медленное, но всё же восстановление после прошедших лет.

Елена Сафина статистикой продемонстрировала некоторое оживление регионального рынка коммерческого рискового страхования — по итогам Iквартала 2014 года он вырос на 1 %, а вот внутри него ёмкость сегмента корпоративного страхования имущества увеличилась на 28 %. Во многом этот рост за счет ежегодной пролонгации договоров на ОПО, которые заключаются в начале года.

— По нашим прогнозам, при благоприятной экономической ситуации по итогам года рост страхования имущества в России может достичь 5 %. В Удмуртии темп будет ниже, на уровне 2 %, — поделилась ожиданиями г-жа Сафина.

Более пессимистический прогноз высказала Светлана Александрова. По ее словам, в этом году произойдет еще большее снижение роста корпоративного страхования по сравнению с предыдущим годом.

— Число страховых компаний будет сокращаться, и Центробанк будет вести чистку рынка с точки зрения рентабельности и эффективности ведения бизнеса страховщиками. Регулятор, как и в случае с банковским сектором, будет делать всё возможное для того, чтобы обеспечить качественную защиту для клиентов страховых фирм, — отмечает г-жа Александрова. — Качество защиты будет улучшаться с точки зрения гарантий, с точки зрения наполнения полисов, поскольку с ростом или сужения рынка страховщикам остается только завлекать клиентов сервисом, комплексным подходом и т.д.

РА «Эксперт» ожидает восстановление в целом по страховому рынку не ранее 2015 года. В текущем году темпы прироста взносов составят порядка 9 %. При этом объем рынка достигнет 990 млрд рублей. В случае наступления банковского кризиса (а страховой рынок сильно от него зависит), темпы прироста взносов в 2014 году составят 3 %, а объем рынка не превысит 935 млрд рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *