Дорожное покрытие

С началом 2012 года возродились дорожные фонды — давняя мечта региональных руководителей. Причем сейчас свои фонды есть не только у субъектов федерации, но и у муниципалитетов, в том числе у Ижевска. Теперь остается эти фонды наполнить деньгами и построить на них прекрасные дороги. Журнал «Свое дело» разбирался, каким образом с этими задачами собираются справиться городские и республиканские власти.

Да — нет — да

Дорожный фонд в России был основан в 1992 году. Как понятно из названия, в нем аккумулировались средства на ремонт, содержание и строительство дорог. Деньги были целевыми, и за счёт них фактически существовала дорожная отрасль. Но в 2001 году федеральный фонд был упразднен, так как, по мнению финансовых властей России, существование внебюджетных финансовых институтов приводило к бесконтрольному расходованию средств. Этот шаг вызвал бурное, но оставшееся незамеченным недовольство глав регионов, которые постепенно были вынуждены упразднить и региональные дорожные фонды.

В Удмуртии внебюджетный целевой дорожный фонд просуществовал на два года дольше, чем федеральный, — с 1992-го по 2003 год. Именно в это десятилетие развитие отрасли шло бурными темпами: ежегодно дорожники сдавали по 100 км новых дорог и ремонтировали около 300 км. Это время дорожники до сих пор вспоминают как самое «счастливое».

В 2003 году фонд пришлось упразднить в связи с несоответствием действующему законодательству, но, чтобы сохранить дорожную отрасль, Госсовет принял закон  «О целевом бюджетном территориальном дорожном фонде», который действовал до 2008 года. Его отличие от «первого» фонда было в том, что средства на строительство и ремонт дорог аккумулировались не на отдельном счете, а внутри бюджета.

Это привело, во-первых, к существенному сокращению средств, направляемых в фонд, так как расходы на дорожную инфраструктуру относились, так сказать, к «расходам второй очереди» — после социальных обязательств (зарплат, пособий и т.д.). Во-вторых, такой фонд не имел гибкости  в расходовании средств: для того чтобы внести какие-то коррективы, нужно было менять бюджет, а это длительный по времени и процедурно сложный вопрос.

В конце концов, республике пришлось отказаться и от этого «полуфонда» — опять из-за несоответствия бюджетному законодательству, что, в свою очередь, привело к очередному сокращению расходов на ремонт и строительство дорог. Например, в первый же после упразднения бюджетного фонда год (2008-й) на ремонт дорог из республиканского бюджета было выделено всего 140,4 млн рублей (без учета Ижевска) при потребности в 3 млрд рублей. На те же нужды в Ижевске — 241,7 млн рублей (из федерального бюджета – 171,7 млн рублей) при минимальной потребности в 900 млн рублей.

Откуда деньги

Решения о создании республиканского и городского дорожных фондов депутаты Госсовета и Гордумы Ижевска приняли почти параллельно. И те и другие постарались прописать в законе все нюансы: из чего будет состоять фонд, как будут распределяться средства, кто будет контролировать качество исполнения работ.

Оба фонда – и республиканский, и городской – будут пополняться из нескольких источников. В Дорожный фонд Удмуртии пойдут: транспортный налог; доходы от использования платных дорог; акцизы на топливо и моторные масла; госпошлина за выдачу спецразрешений на перевозку опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов; доходы от эксплуатации и использования имущества дорог, находящихся в собственности региона; целевые субсидии и субвенции из федерального бюджета; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц. Дорожный фонд Ижевска должен пополняться из тех же источников плюс средства, поступающие от уплаты гражданами штрафов за нарушения ПДД.

Видно, что депутаты постарались прописать все возможные источники, в том числе те, что существуют пока лишь теоретически. Это похвальная дальновидность, но пока нет ни доходов от платных дорог, ни безвозмездных пожертвований от «лиц». Что касается поступлений от штрафов за нарушения ПДД, тот здесь, судя по всему, тоже заминка. Администрация Ижевска, воодушевленная тем, что сможет за счет них пополнить дорфонд, уже инициировала процесс с установкой на дорогах города сети камер видеофиксации нарушений. Однако с 2012 года штрафы, ранее зачислявшиеся в республиканский бюджет, полностью перечисляются в бюджет федеральный. Видимо, об эту закавыку и споткнулась инициатива главы горадминистрации, который в своем блоге рассказал, что камеры видеофиксации можно использовать для контроля качества уборки дорог. Что ж, может быть, хоть для этого они пригодятся.

Как на дрожжах

Депутаты Госсовета Удмуртии посчитали, что объем дорожного фонда республики в 2012 году составит не менее 2,5 млрд рублей (в 2011 на дорожную отрасль из бюджета Ур было направлено 1 млрд 474 млн рублей). А с учетом обещанной федеральной поддержки объем фонда может вырасти до 4 млрд рублей. По словам председателя бюджетной комиссии Госсовета Софьи Широбоковой, в декабре прошлого года уже отправлены заявки на получение федеральных средств в сумме около 1 млрд рублей. Осталось только обосновать их в соответствующих министерствах.

В заявке от Удмуртии числятся и такие статьи, как финансирование ремонта и строительства сельских дорог (1 млрд рублей против 600 млн рублей в 2011 году) и субсидия на реконструкцию дороги Ижевск — Сарапул — 400 млн рублей.
Кроме того, в марте в бюджете республиканского дорожного фонда будут учтены еще и  дополнительные поступления от акцизов на ГСМ, которые не вошли в доход фонда при принятии закона на сессии Госсовета.

Софья Широбокова объясняет почему: «За рамками бюджета осталось пока дополнительное финансирование дорожного фонда. Мы знаем, что акцизов не нефтепродукты поступит гораздо больше, чем они прописаны в бюджете. Мы будет возвращаться к этому, и, может, уже в первом квартале правительство внесет изменения в бюджет по этому направлению».

Изменения ожидаются значительные. Если текущей редакцией бюджета республики предполагается, что доходы от акцизов на нефтепродукты принесут Удмуртии в 2012 году 1 млрд 860 млн 180 тыс. рублей, то, по оценкам Минфина, доходы по этой статье могут составить 3 млрд 498 млн 242 тыс. рублей. Если эти прогнозы Минфина сбудутся, то дорожный фонд Удмуртии может пополниться еще на 1,6 млрд рублей.

Что касается дорожного фонда Ижевска, то здесь всё не так радужно, как в случае с республиканским. Сначала власти города и депутаты Думы предполагали, что объем фонда на этот год составит сумму не меньше той, что выделялась на отрасль в 2011 году, то есть 600 млн рублей. Но в ходе принятия бюджета ее пришлось урезать — чтобы не «раздувать» бюджетный дефицит. Мол, если в фонд поступит денег больше запланированного, то всегда можно решением Гордумы внести их в доходную часть фонда. В итоге в бюджете Ижевска на 2012 год на дорожный фонд заложено 484 млн 628 тыс. рублей. Это даже чуть меньше, чем выделялось в 2011 году (на 14 млн рублей). Такую же сумму депутаты заложили на фонд и на последующие два года – 2013 и 2014.

Куда и сколько

Впрочем, учитывая хорошие отношения города и республики, можно предположить, что от свалившихся на вновь созданный республиканский дорожный фонд богатств что-то перепадет и на ижевские дороги.

Вот уже лет десять в республике не выделялось такого количества средств на дорожную отрасль, говорит председатель Госсовета Удмуртии Александр Соловьев. Денег столько, что «глаза разбегаются». Но пока в список дорог, строительство и ремонт которых может финансироваться из республиканского фонда, включены только дороги регионального и межмуниципального значения, которые находятся на балансе Миндортранса Удмуртии. Их общая протяженность составляет 6020 км. По словам Александра Соловьева, в будущем этот список планируется пополнять, но какими дорогами – пока неясно.

Впрочем, приоритетные направления работы на этот год уже определены. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Олега Гарина, наиболее важные из них — это строительство восточного обхода Ижевска, реконструкция трассы Ижевск — Сарапул и строительство моста через реку Сиву на трассе Воткинск — Чайковский.

Средства дорожного фонда Ижевска тоже расписаны до рубля — по конкретным городским улицам и переулкам. По словам Михаила Тарасова, две трети из них пойдет на ремонт и содержание улиц города и лишь одна треть — на строительство и модернизацию дорог.

Панацея ли?

Станут ли дорожные фонды спасительной «таблеткой» для вечной «больной» дорожной отрасли? Большинство экспертов уверены — «да». По их мнению, главным  преимуществом фондов будет «защищённость» их финансовых статей в бюджетах республики и города. Деньги будут поступать на отдельный счет, не распыляясь внутри бюджета. Это позволит дорожникам чётко и эффективно планировать графики и объёмы проведения дорожных работ, учитывая 100-процентную гарантию их своевременного финансирования.

«Раньше деньги на работы по ремонту и благоустройству улиц распределялись из общего дохода городского бюджета в основном по остаточному принципу. То есть сначала определялись расходы на обязательные бюджетные статьи — на социальные нужды, на обеспечение прежних долгов — и только затем, из остатков, формировались расходы на содержание и ремонт дорог. Разумеется, этих денег крайне не хватало», — говорит Михаил Тарасов.

Впрочем, нынешнюю сумму фонда, определенную на текущий год, Михаил Тарасов считает недостаточной. «У нас есть финансовые обоснования, что денег на ремонт и строительство дорог в Ижевске нужно минимум в два раза больше», — отмечает он.  Но для первого раза, как говорится, спасибо и за это. Главное — деньги будут целевыми, считает глава города Александр Ушаков.

«Если у нас будет свой дорожный фонд, мы, конечно, при условии софинансирования сможем продвигать работы в городе по капитальному ремонту и ремонту дорог. Это чрезвычайно важно для горожан. Параллельно мы внесли изменения в перечень капитального строительства, что позволит наконец-то начать работу по расселению улицы Карла Маркса и в итоге построить полноценное двухстороннюю дорогу до улицы Либкнехта. Таким образом, все наши планы получили довольно конкретные очертания», — говорит Александр Ушаков.

«Значение восстановленного дорожного фонда для нашей республики трудно переоценить. Он поможет привести в порядок дороги не только в городах, но и в сельских населенных пунктах», — заявила Софья Широбокова. По ее словам, со временем у республики есть все шансы выйти на рекордные показатели 2000 года по ремонту и строительству дорог. Пока же в ближайшие года три, по мнению многих экспертов, добиться этого не удастся — слишком долгие годы дорожная отрасль «недоедала».

«К сожалению, состояние дорог таково, что около 90 процентов из них подлежит ремонту. Реанимированный дорожный фонд позволит создать новые условия финансирования дорожного хозяйства. А значит, уже с этого года появится возможность ремонтировать более 100 км автодорог ежегодно», — считает министр Олег Гарин.

Кстати, за расходованием средств фондов будут следить ответственные ведомства: по республиканскому — Министерство транспорта и дорожного хозяйства, по городскому — Управление благоустройства и транспорта Ижевска. Качество выполнения работ по фонду Удмуртии будет контролировать также министерство, а по фонду Ижевска — районные администрации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.