ЖурналСтартапы

Для рывка

Про проблемы молодых предпринимателей трудно сказать что-то новое – они общеизвестны: отсутствие стартового капитала, налоговая нагрузка, отсутствие начальных знаний о бизнесе и т. п. СД поискал и нашел несколько примеров предпринимателей, которые эти проблемы сумели решить.

Центр развития предпринимательства УР не так давно провел опрос на тему: «Что мешает жителям республики открыть свое дело?». Из 337 человек, принявших участие в опросе, 21,7% ответили – отсутствие стартового капитала, 18,4% – страх открыть свое дело, 15,4% – отсутствие знаний о ведении бизнеса, 12,8% – отсутствие бизнес-идеи. Гораздо меньше тех, кто еще только мечтает, но не решается открыть свое дело, пугают высокие налоги и взносы в фонды (9,2%), отсутствие поддержки партнеров (5%) и отсутствие команды (2,4%).

Кредитные истории

В бизнесе, безусловно, есть идеи, которые почти не требуют стартового капитала. Но бесспорно и то, что эти идеи редки. В подавляющем большинстве случаев начинающему предпринимателю всё равно нужны деньги — минимум пара среднемесячных зарплат, которые нужно потратить на рискованное предприятие безо всяких гарантий возврата вложенных средств.

Последнее обстоятельство делает практически недоступным такой специализированный банковский продукт, как кредит для бизнеса. Для банков предприниматель без опыта, без остатков на счете, без имущества и кредитной истории – всё равно что отъявленный мошенник – скоринговые программы банков расценивают вероятность возврата средств в том и другом случае как равную. Поэтому начинающие бизнесмены обычно берут более дорогие (но и более доступные) потребительские кредиты.

Впрочем, бывают и исключения. Например, спецпрограммы банков для стартаперов. Например, ижевчанину Льву Соковнину после долгих поисков удалось найти оптимальное предложение и открыть в Ижевске по франшизе велнесс-центр Slimclub.

Лев Соковнин никогда не занимался продажами. Напротив, он человек творческий — работает на радио. «Радио — это любимая работа, которая, к сожалению, не приносит таких доходов, каких хотелось бы. Вот почему я решил открыть свое дело, — объяснят предприниматель. — Год назад я начал изучать предложения банков, но везде, чтобы получить кредит, требовался предпринимательский опыт. Наконец, в мае прошлого года я узнал о кредите Сбербанка «Бизнес-старт». Так всё и завертелось… На оформление всех документов и получения одобрения от банка ушел месяц. Нельзя сказать, что это было очень просто. Сейчас, зная все тонкости, я справился бы с этим недели за две». Пока Льву Соковнину удается совмещать работу на радио и бизнес. «Бывает непросто, — признается он. — Вопросы рекламы, бухучета, документоведения — для меня всё в новинку».

Насколько сложно начинающим предпринимателям найти деньги на открытие собственного дела?  По мнению экспертов СД, в свете последних событий вопрос нужно ставить иначе: стоит ли вообще идти в бизнес? В частности, Григорий Стрелков, зампредседателя УРО общественной организации «ОПОРА России», обращает внимание на то, что двукратное повышение страховых взносов в Пенсионный фонд для ИП привело к тому, что многие действующие предприниматели всё чаще задумываются о закрытии своих предприятий. Более того, каждый десятый из них уже сделал это, а кто-то попросту уходит в тень.

«Удмуртия находится на четвертом месте среди регионов России по доле закрывшихся ИП после Кировской области, Чувашии и Бурятии, — комментирует Григорий Стрелков. — И поток желающих уходить с рынка не иссякает, в налоговых инспекциях очереди. Особенно пострадали сельские предприниматели, доходы которых значительно ниже, чем у их коллег, работающих в городах. Поэтому сейчас наша организация собирает 100 тысяч подписей по всей стране против повышения страховых пенсионных взносов. Иначе малый бизнес просто уйдет в тень, ведь новые рабочие места для предпринимателей никто не подготовил, а кормить семьи им надо».

Повышение страховых отчислений не замедлит сказаться и на банковских кредитах, считает эксперт. Поскольку бизнес становится всё более рискованным, фискальное бремя увеличивается, банкам становится всё сложнее оценивать предприятия малого и среднего бизнеса, а потому ставки по кредитам для них будут расти.

Не воспринимают всерьез  

У 21-летней Евдокии Меньковой перед открытием своего бизнеса опасений особенно не было. Но были огромное желание и энтузиазм, которые помогли ей справиться с первыми трудностями, которые не заставили себя долго ждать. Причем они не были связаны с финансами. «Потенциальные клиенты не воспринимали меня серьезно, они не понимали, как такая молодая девушка может возглавлять компанию, — рассказывает предприниматель. — Это было самым трудным. Но со временем отношение к себе удалось переломить».

Евдокия Менькова начала свое дело в 21 год, получив специальность маркетолога в торгово-финансовом колледже, а высшее образование по этой же специальности получает только сейчас. Будучи студенткой колледжа, она увидела объявление о форуме молодых предпринимателей. Побывав на этом мероприятии, девушка решила открыть свое дело. Идею для бизнеса подсказали родственники, работающие в медицине. Так осенью 2011 года она открыла в Ижевске Центр первой помощи «Пульс жизни», в котором всех желающих учат оказывать первую медицинскую помощь. Ожидалось, что основной спрос на данную услугу будет со стороны промышленных предприятий, чьи сотрудники по закону обязаны в рамках техники безопасности обладать данными знаниями, и родителей.

Деньги на стартап Евдокии Меньковой дали родители. Основные затраты — 60 тысяч рублей — были связаны с покупкой манекенов, на которых отрабатываются медицинские приемы оказания первой помощи. Еще 20 тысяч рублей ушло на обучение сотрудников. Кроме того, был куплен проектор, также необходимый для учебного процесса. Арендовать помещение не пришлось – курсы проходят на территории заказчика.

Первых клиентов Евдокия искала, обзванивая предприятия и организации, где раньше читали скучные лекции об оказании первой медпомощи, что называется, «для галочки», и предлагала новый подход к практическому обучению. Кроме того, размещала рекламу на популярном городском форуме и посредством рассылки mail direct. В результате примерно через полгода бизнес начал приносить прибыль. «Доходы пока небольшие, первый миллион я еще не заработала, — смеется Евдокия. — Но через полгода после начала реализации проекта я купила себе иностранный автомобиль, стабильно выплачиваю сотрудникам зарплату и есть что вкладывать в развитие бизнеса. Спрос на медицинские курсы непостоянен, поэтому в ближайшее время хочу заняться еще одним коммерческим проектом».

Игра в бизнес

26-летний Андрей Попов приоткрыл дверь в мир бизнеса в 2007 году, будучи студентом 4-го курса ИжГТУ. Оказавшись в клубе предпринимателей «Стимул» (сейчас – Центр развития предпринимательства), будущий инженер-математик убедился в том, что инженером ему не быть. С тех пор все мысли Андрея были о том, какой бизнес ему открыть. В «Стимуле» он познакомился с будущим деловым партнером, с которым в 2008 году начал совместную предпринимательскую деятельность.

Молодые люди решили продавать роликовые кроссовки «Хилис». «Мой товарищ увидел эти кроссовки в Санкт-Петербурге. В Ижевске о них тогда еще никто не знал, вот мы и решили привезти пробную партию, – вспоминает Андрей Попов. – Опросили друзей, знакомых, все в один голос утверждали, что с превеликим удовольствием купят у нас роликовые кроссовки».

Чтобы купить товар, Андрей Попов занял у родителей 40 тысяч рублей. Но когда первые 40 пар чудо-кроссовок были в Ижевске, все потенциальные покупатели исчезли. Поскольку тогда мало кто из ижевчан знал о роликовых кроссовках, но спрос на разного рода околоспортивные развлечения в провинции рос, начинающие бизнесмены начали проводить ликбез. Денег на рекламную кампанию не было. Поэтому всё делали сами: раскатывали по городу с флагами, надев на ноги свой товар, расклеивали по ночам объявления на школах (поскольку сразу решили, что их целевая аудитория – школьники). И такая нехитрая реклама сработала. Через полгода Андрей Попов вернул заёмные деньги. Сейчас роликовые кроссовки «Хилис» можно купить в трех крупных торговых центрах Ижевска.

Через три месяца после начала «роликовой истории» в своей жизни Андрей Попов параллельно решил заняться еще и кислородными коктейлями, о которых прочел в Интернете. Опять-таки тогда об этих оздоровительных коктейлях в Ижевске мало кто знал. «Всю осень 2008 года я пробивался со своим товаром в городские школы и детские сады. Всё это время продаж не было совсем. Но сдаваться было нельзя. Зато в декабре на меня обрушился просто шквал заявок», — с улыбкой рассказывает Андрей Попов.

После этого был опыт покупки и продажи бизнесов — службы такси и пейнтбольного клуба. Но они не приносили желаемых доходов и занимали слишком много времени.

Реклама на мониторах в поликлиниках — третье направление, которое развивает молодой предприниматель. Идею этого бизнеса подсказал товарищ из Оренбурга, с которым познакомился на молодежном предпринимательском форуме. Сейчас мониторы установлены в 23 медицинских учреждениях Ижевска.

На вопрос, что было самым трудным в начале предпринимательской деятельности, Андрей Попов честно признается: «Осознание того, что бизнес не приносит ожидаемых доходов. Надеялся, что совсем скоро проект окупится, а этого не происходило. Но жизнь заставила снять розовые очки. Вспомним Черчилля, который говорил: «Успех – это способность двигаться от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма».

К слову, свой первый миллион рублей Андрей Попов заработал в 2010 году. А в этом году купил квартиру, новый автомобиль – Chrysler 300с. Но главное в бизнесе — не возможность позволить себе атрибуты роскоши, считает молодой предприниматель.  «Предпринимательство похоже на игру — вот что мне в нем нравится, — говорит Андрей. — Успешность,  конечно, может измеряться деньгами, но я делаю бизнес не ради них. Мне просто интересно, мне нравится достигать результатов. Вы когда-нибудь играли в компьютерные игры или любую другую игру? Вот и бизнес так же захватывает. Когда работаешь по найму, не можешь принимать самостоятельные решения, тебе зачастую не дают этого сделать. А работая на себя, ты рискуешь деньгами, принимаешь решения и видишь, насколько верны они были».

Как и другие молодые коллеги, г-н Попов в ближайшее время планирует открыть еще одно дело.

Всё будет в лимонаде!

Ижевчанину Аязу Шабутдинову всего 21 год. Он директор завода по производству лимонада, а его предпринимательский стаж ни много ни мало 7 лет. В 14 лет Аяз открыл отдел «розыгрышей» в магазине («с первоначальным капиталом помогли родители»). Затем создал свой сайт – писал стихи на заказ к свадьбам, юбилеям и прочим событиям («инвестиций тут не потребовалось, сайт сделал сам, заплатил лишь 300 рублей за рекламу сайта на Яндексе»). В это же время увлекся КВНом и, как многие кавээнщики, стал подрабатывать ведущим свадеб, корпоративов и прочих развлекательных мероприятий («это занятие приносило гораздо больший доход, чем стихи»). Даже лес валил.

«Так я метался от проекта к проекту, не замечая, что совсем рядом есть отличная идея для бизнеса — почти закрытый пивоконсервный завод моего отца в поселке Куеда Пермского края, — рассказывает Аяз. – У отца до него просто руки не доходили —  он тоже предприниматель, у него много других проектов. Когда летом прошлого года я пришел на завод, там работал лишь один цех по производству лимонада. Вот в него-то мне и предстояло вдохнуть новую жизнь».

Молодой директор начал с того, что провел ребрендинг, увеличил ассортимент выпускаемых безалкогольных напитков, лично вел переговоры с представителями торговых точек. За лето месячная прибыль завода увеличилась вдвое.

На 2013 год молодой предприниматель поставил перед собой амбициозную задачу – вывести компанию на чистую прибыль в 2 млн рублей в год. В соцсетях Аяз открыто рассказывает о том, как движется к этой цели. Сейчас большую часть заработанных денег директор завода вкладывает в развитие бизнеса. Признается, что не представляет, как можно потратить такие немалые суммы на себя любимого. «Я даже немного опасаюсь того момента, когда мой бизнес уже не будет требовать больших вливаний и мне всё-таки придется вспомнить о себе», — улыбается Аяз Шабутдинов.

Конечно, трудностей в развитии бизнеса хватает, но, признается Аяз, ему нравится с ними справляться. «Еще в школе я любил решать задачи по геометрии несколькими способами,  — говорит он. — Сначала искал самый простой, потом самый оригинальный. Так и в бизнесе: ищешь несколько вариантов решения того или иного вопроса и выбираешь оптимальный».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *