Более лучше одевать

Региональный рынок одежды еще далек от насыщения и в то же время ограничен невысокой покупательной способностью. Очевидно, именно последний фактор тормозит появление в Удмуртии мировых брендов повседневной одежды, таких как Zara или H&M. Пользуясь этим, нишу занимают менее мощные с маркетинговой точки зрения марки — преимущественно российского происхождения.

Региональный рынок одежных брендов

В соответствии с потребностями рынка в стране появилось большое количество розничных операторов западных и российских брендов, которые открывают магазины в регионах и не самых крупных городах. Именно региональную экспансию многие эксперты рассматривают как чуть ли не самую главную тенденцию последних лет.

— Стремление ретейлеров развиваться в регионах через местных партнеров, а не самостоятельно продиктовано многими факторами, и в первую очередь стремлением минимизировать риски и нежеланием нести расходы на открытие магазинов, ухудшением ситуации внутри страны, масштабом рынка и необходимостью ресурсов для выстраивания системы управления и контроля, — объясняет аналитик отдела исследований и консалтинга компании «МАГАЗИН МАГАЗИНОВ» Юлия Ситникова. — За 2014 год на российский рынок вышло порядка сорока новых мировых брендов, менее десяти из которых решили развиваться у нас самостоятельно.

При оценке региона с точки зрения его перспективности для открытия магазина одежная компания учитывает множество факторов. Среди них — численность населения города, средний доход на семью или на человека, развитие розничной инфраструктуры, присутствие ведущих девелоперов, условия аренды, наличие вакантных площадей. Как отметила в интервью СД генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс, международные сети в большей степени уже освоили столичные рынки и некоторые города-миллионники. Однако порядка 24 % иностранных ретейлеров, работающих в России, до сих пор не вышли за пределы Москвы. Это, в частности, обусловлено ценовым позиционированием сетевых компаний в верхнем, среднем и премиальном ценовых сегментах. На региональных рынках, напротив, активно развиваются отечественные компании, ориентированные в основном на средний-нижний и экономичный ценовые сегменты.

Одной из российских особенностей, в значительной мере тормозящих развитие одежной розницы в регионах, по мнению экспертов, является всё еще значительная популярность вещевых рынков. При этом сетевая розница в нижнем и среднем ценовых сегментах предлагает зачастую гораздо более конкурентные цены. Так, цены на вещевых рынках в первой половине года были на 15-20 % выше цен на аналогичные товарные категории в таких магазинах сетевой розницы в нижнем ценовом сегменте, как Oodji, SELA, Gloria Jeans и Jennyfer. Тем не менее на вещевые рынки к 2015 году всё еще будет приходиться около общего 35 % объема продаж.

Ижевск — магазинов одежды слишком много

По мнению участников рынка, главной характеристикой ижевской розницы, к сожалению, является невысокая покупательная способность жителей не только республики в целом, но и Ижевска.

По словам управляющей бутиком бренда израильской одежды SACK`S Софьи Алексеевой, магазинов одежды сейчас больше, чем нужно жителям Ижевска с их невысокой покупательной способностью. На рынке становится много недорогой одежды, причем в периферийных районах города много магазинчиков, которые продают китайскую или турецкую одежду по невысокой цене.

С невысокой оценкой уровня благосостояния ижевчан согласен и директор компании «Модный дом» Валерий Еделев. Под его управлением находятся пять брендов – ТВОЕ, INCITY, Befree, Love republic и детский Acoola.

— Всё-таки ижевский рынок характеризуется преобладанием ценовых сегментов среднего и ниже среднего уровня. Мы пытались выходить и на более высокие сегменты, но поняли, что на него не стоит рассчитывать в плане больших прибылей. Покупатели, которые могут себе это позволить, хотят единичный экземпляр и, соответственно, делают покупки либо в Италии, либо в более развитых в этом плане регионах. Мы же отталкиваемся от покупательной способности ижевчан.

Правда, по словам г-на Еделева, Ижевск по выручке и совокупной работе брендовых магазинов выглядит довольно неплохо на фоне Казани и Перми. В ТВОЕ средний чек составляет около 500 рублей, в INCITY — около 700 рублей, в Befree — 1-2 тыс. рублей, в Love rеpublic — около 3-4 тыс. рублей.

По мнению многих экспертов, наиболее популярны и, соответственно, распространены мультибренды и мультиформатные универмаги. Отчасти это связано с наследованием советской модели потребления, когда универмаг был главным местом совершения покупок. Сегодня в зданиях этих советских ЦУМов и ТЦ располагаются игроки нижнего ценового сегмента, по ассортименту мало отличающиеся от вещевых рынков.

Вместе с ними активно развиваются гипермаркеты, предлагающие в своем ассортименте различные категории текстиля, в том числе и готовую одежду. Такие гипермаркеты, как «Ашан», «Карусель» или Metro Cash&Carry, ведут экспансию вглубь страны, также отвоевывая у вещевых рынков часть аудитории в нижнем ценовом сегменте, предлагая сопоставимую по качеству и цене одежду.

Марки эконом-класса 

Но всё же в целом по развитию рынка брендовой одежды Ижевск пока не может угнаться за соседними городами ПФО. Согласно недавнему исследованию компании МАГАЗИН МАГАЗИНОВ в Ижевске по состоянию на середину 2014 года присутствуют 49 международных операторов. По этому показателю наш город далеко не лидер — это всего порядка 10 % от общего количества глобальных сетей, присутствующих в России. В основном это сети среднего ценового сегмента, как, например, Adidas, Benneton, Calzedonia, Mango, Intimissimi, Mexx, Motivi, и сегмента «эконом» — Reserved, Terranova, Women’s Secret. Как отмечает аналитик компании Юлия Ситникова, в настоящий момент говорить о развитости рынка и серьезном уровне конкуренции между брендами всё же преждевременно. Тем не менее о полном отсутствии интереса к городу со стороны международных сетей утверждать нельзя: в 2014 году ими было открыто 17 магазинов, и это второй результат в ПФО после Уфы.

В целом, и это характерно для всей России, международные бренды следуют в города за современными торговыми центрами, которые удовлетворяют техническим требованиям международных операторов. Это справедливо и для Ижевска: 69 магазинов под международными брендами (из 82) открыты в городе именно в крупных торговых центрах.

В Ижевске на 1000 жителей приходится 183 кв. метра GLA (арендопригодной площади) в торговых центрах современного уровня. Для сравнения, в кластере городов с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек Ижевск отстает от Краснодара (713 кв. м/1000 жителей — общероссийский лидер), Тюмени (346), Рязани (332), Оренбурга (389) и Ярославля (307). Привлекательность города в будущем для выхода сюда новых международных брендов и расширения присутствия существующих во многом будет зависеть от уровня предложения на рынке современной торговой недвижимости.

— При появлении нового торгового центра мы должны в нем открыть отдел, иначе либо партнеры с этим брендом встанут, либо сами сети. А прибыль не прямо пропорциональна количеству точек. Открывается новый магазин, какой-то процент клиентов прежнего идет туда. С предложением торговой недвижимости в Ижевске уже перебор, хотя, с другой стороны, для крупных мировых сетей, таких как Inditex с брендами Zara, Bershka, Stradivarius, условия еще не созданы, поскольку у них жесткие и высокие требования к собственным представителям, качеству арендуемых площадей, — говорит г-н Еделев.

Продажа одежды по франчайзингу

Для предпринимателей, открывающих монобрендовый магазин, наиболее привлекательной формой начала собственного дела является приобретение франшизы у компании-собственницы бренда. Работа по франшизе имеет явные преимущества для собственника магазина: он не только может пользоваться раскрученным брендом, но и становится частью большой, стабильно и прибыльно работающей бизнес-машины. Владелец бренда предоставляет сезонные коллекции товара для продажи, а также полное описание технологии работы, расчет требуемых для запуска и ведения бизнеса средств, проводит обучение сотрудников. Конечно, есть и нюансы.

Валерий Еделев скептически относится к идее франчайзинговых проектов.

— Здесь много подводных камней, о которых узнаешь только тогда, когда уже отправился в плавание. И чем больше сотрудничаешь с франчайзером, тем камни крупнее.

По словам предпринимателя, из-за жестких условий франчайзеров гораздо проще работать с мультибрендовыми форматами — здесь свободнее ценообразование, хотя и выше конкуренция.

В магазине молодежной одежды Munchen представлены различные европейские бренды, иногда одежду привозят на заказ.

— На мой взгляд, построение сети брендовых магазинов — один из оптимальных вариантов развития бизнеса в современных условиях, — говорит владелец магазина Руслан Раджабов. — Ведь, развивая сетевой розничный бизнес, есть возможность добиться больших результатов в расчете на один сетевой магазин по сравнению с независимым магазином. Чтобы поднять оборот, надо иметь 3-4 точки в Ижевске. Чем больше магазинов, тем выше узнаваемость.

С этим согласен и Валерий Еделев, который концепцию собственного бизнеса строит на создании сетей, — «мы создаем инструкции, по которым все работают и всё происходит автоматически».

Кстати, отношение торговых центров к небольшим игрокам, как правило, мультибрендового формата, бывает достаточно жестким. Как отмечает Руслан Раджабов, администрация ряда торговых центров не дает предпринимателям арендовать небольшие помещения до 50 кв. м, сразу предлагая минимум 100 кв. м и по 2 тысячи рублей за «квадрат».

Для запуска собственного проекта необходима сумма от двух до восьми миллионов рублей в зависимости от формата. Директор по развитию сети магазинов «Модный папа» Мария Коробейникова подсчитала, что оптимальной суммой для открытия является 2,5 млн рублей.

— Арендная ставка в большинстве торговых центров города составляет 2 тысячи рублей за метр. Оптимальная площадь магазина — 100 квадратных метров, в итоге ежемесячный платеж обойдется в сумму 200 тысяч рублей. Как правило, торговый центр просит оплатить несколько месяцев, то есть уже 600 тысяч, чтобы подвести электричество, сделать ремонт, приобрести оборудование, понадобится еще один миллион рублей. Еще один миллион уйдет на закупку коллекции.

Доходы от продаж также разнятся в зависимости от формата торговли. Подходы к ценообразованию у них разные. Софья Алексеева утверждает, что в монобренде наценка и заработок будет ниже, чем у мультибренда. Владельцы мультибрендовых точек закупаются оптом и на распродажах, они могут поехать в Италию, Францию, что дает им возможность экономить.

По информации Валерия Еделева, мультибрендовые магазины стараются продавать вещи с 200-300%-ной накруткой, а у монобрендовых магазинов маржа может быть на уровне 25 %, и держатся они за счет высокого оборота.

Рынок брендовой одежды — замедление роста

Нынешний год для регионального рынка брендовой одежды был непростым. Хотя бы тем, что до сих пор предприниматели, занимающиеся, по большому счету, любимым делом, находятся в ожидании чего-то более определенного. Определенного от рынка, поставщиков, государства, курса валюты. Но уже заметны среди них и пессимистические настроения на будущий год по поводу ситуации в целом и собственных продаж в частности. Правда, некоторые всё же с уверенностью говорят о развитии и даже о завоевании рынка.

По данным компании Fashion Consulting Group, сегодня заметно замедление темпов роста fashion-рынка во всех трех сегментах (женская, мужская, детская одежда). Уже в первом полугодии 2014 года оборот брендового рынка снизился примерно на 7-8 % по отношению к тому же периоду прошлого года в валютном эквиваленте (евро). Ожидается, что даже с учетом относительно стабильных показателей продаж первого полугодия рынок одежды в рублевом эквиваленте в 2014 году сократится не менее чем на 20 % (по отношению к 2013 году).

При этом Валерий Еделев говорит, что его компания готовится к открытию в новом году своих торговых точек в строящемся ТРЦ «Счастье». Эксперт утверждает, что, несмотря на скачок валютного курса, магазины и их поставщики стараются не повышать цены на одежду, сокращая свою прибыль. И в этом смысле 2014 год пока сильно не поменял ситуацию. Как отметил г-н Еделев, их спасает то, что в их пакете несколько брендов, которые могут компенсировать некоторые потери.

По поводу повышения цен на одежду опрошенные предприниматели высказались примерно одинаково: они пока не растут, но очень скоро это произойдет. По словам Руслана Раджабова, магазины вынуждены делать минимальную накрутку, несмотря на то, что закупают товар в валюте.

По мнению Анны Лебсак-Клейманс, наиболее чувствительны к ценам «эконом» и средний-нижний сегменты, и здесь бренды максимально осторожны в повышении цен. Наиболее грамотные ретейлеры этих сегментов пытаются максимально долго удержать «стартовые» розничные цены, чтобы не отпугнуть покупателей, — например, за счет уменьшения собственной маржи и снижения текущих издержек. Делается это путем сокращения планов по развитию собственных сетей, работы с администрацией ТРЦ по пересмотру стоимости арендных платежей, уменьшения инвестиций в рекламу и PR и, наконец,  работы с поставщиками.

Определенные возможности предоставляет и одновременно бросает вызов ретейлерам интернет. Все предприниматели имеют свои представительства и в Глобальной сети, а кто-то из них замахивается и на интернет-продажи, хотя чаще на этом пытаются заработать представители микробизнеса, у которых просто нет средств на офлайн-магазин. Только в соцсетях насчитывается более 100 групп по заказу одежды в Ижевске.

По словам Юлии Ситниковой из компании «МАГАЗИН МАГАЗИНОВ», ситуация способствует развитию интернет-торговли — статистика показывает рост объемов электронной коммерции  в целом и роста объема трансграничных сделок.

— Скорее всего, учитывая скорейший рост цен, даже принимая во внимание такое колоссальное ослабление рубля, заказ на иностранных сайтах может оказаться более выгодным предприятием. Что интересно, к трансграничной онлайн-торговле активно подключаются и регионы. Например, у Aliexpress регионы России занимают примерно 80 % от их выручки по России.

Представленность международных брендов одежды в крупных городах ПФО

ГородИжевскПермьКазаньУфаНижний НовгородКиров
Международных брендов, шт.498310410711030
Магазинов МБ, шт.8211918922621241
Из них в ТЦ, шт.698416019818833

По данным компании МАГАЗИН МАГАЗИНОВ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.