Безопасность по знакомству

Весь номер в PDF-версии можно увидеть на http://issuu.com/selfmade777/docs/november_2014

Осенью этого года одна из ижевских компаний подверглась вирусной атаке, целью которой было финансовое вымогательство. После того как сотрудник фирмы открыл обычное с виду электронное письмо, озаглавленное как «Резюме», часть файлов на сервере оказалась поражена. Фирма, для которой критически важным является функционирование компьютерной сети, столкнулась с проблемой, которую можно было бы предупредить, просто поручив обслуживание компьютеров квалифицированному специалисту.

Этот пример — один из многих, иллюстрирующих недооценку важности работы ИТ-отделов в бизнесе. По словам экспертов СД, эта недооценка характерна как для небольших, так и для крупных компаний в Ижевске. Это при том, что бизнес находится в постоянной зависимости от работоспособности компьютерного оборудования, которое склонно время от времени подводить.

Между тем до сих пор абонентское обслуживание ИТ-инфраструктуры специализированной компанией не является рыночным стандартом в Ижевске и вообще вопросы ИТ-обслуживания пока не относятся к жизненно важным для многих предприятий, где чаще доминирует подход, при котором проблемы решаются по мере их поступления.

Компьютерная зависимость

Рост компьютерных и интернет-технологий, повсеместная автоматизация бизнес-процессов влечёт за собой зависимость предпринимателей от стабильно работающих компьютерных сетей, заставляя всё больше внимания уделять ИТ-обслуживанию. Предприниматели вынуждены искать оптимальную схему, при которой ИТ-инфраструктура должна работать безопасно, бесперебойно и с минимальными затратами на эксплуатацию. Однако, по оценке экспертов, для большинства руководителей бизнесов приоритеты выстраиваются в обратном порядке: дешево, бесперебойно, безопасно.

Это особенно характерно для совсем небольших микробизнесов, которые, как правило, пользуются услугами приходящих ИТ-специалистов. Это не всегда плохо, но отлично показывает заточенность руководителей на «экономии» в этой сфере.

— Наша компания небольшая, количество компьютеров и различного программного обеспечения, соответственно, тоже, поэтому мы пользуемся услугами ИТ-специалиста-фрилансера для решения конкретных задач. Это испытанный работник с большим опытом. И, что называется, работает быстро, качественно и недорого, — говорит директор дизайнерской и рекламной фирмы «Оранжевая студия» Сергей Деркачёв. — За 9 лет работы на рынке Удмуртии мы поняли, что поиск такого ИТ-специалиста, да и вообще специалистов в нашей сфере сводится к привлечению работников по рекомендации. Рекомендации знакомых, друзей — залог успеха в поиске персонала. К сожалению, по опыту могу сказать, что с сотрудниками, пришедшими с «улицы» или через агентства по подбору персонала, нам приходилось быстро прощаться в силу их низкой квалификации. В крупной типографии нашего города, где я работал, был негативный опыт использования ИТ-аутсорсинга. Неповоротливые, дорогие, неквалифицированные. В итоге компания вернулась к штатному системному администратору.

По мнению эксперта, в «компьютерном парке» любой организации могут произойти ЧП, в том числе и по вине, оплошности сотрудников, от которых не убережет ни штатный системный администратор, ни специализированная фирма, поэтому о смене формы обслуживания г-н Деркачев не задумывается.

При планировании бюджета компания закладывает расходы на обеспечение работы сети. ИТ-аудит как таковой не проводит. Время от времени самостоятельно или по рекомендации приходящего системного администратора меняют «железо» или обновляют программное обеспечение. Этого, считают в дизайн-студии, вполне достаточно для качественной бесперебойной работы.

Директор ООО «ФК Паритет» Елена Обухова также считает экономически нецелесообразным иметь штатного системного администратора.

— При выборе формы обслуживания остановились на привлечении фрилансера. Этот специалист проверен временем — его услугами мы пользуемся в течение 14 лет. На обслуживание сети мы закладываем отдельную строку в ежегодном бюджете предприятия, исходя из имеющегося опыта.

Коммерческий директор одной из строительных компаний города на условиях анонимности заявил, что руководство фирмы опрометчиво экономит на обслуживании корпоративной компьютерной сети.

— В наших фирмах в совокупности более двадцати единиц компьютерной техники. Работа организации полностью зависит от бесперебойного функционирования сети, однако вопрос её обслуживания решился в пользу привлечения фрилансера. Мы не всегда им довольны, и бывали неприятные ситуации, связанные с его работой. Мы осознаём, что это риск. Но он обусловлен экономией. Штатная должность либо услуги целой организации нам просто невыгодны. Мы ежегодно планируем бюджет с учетом потребностей по бесперебойной эксплуатации сети. Вероятно, стоит оптимизировать работу на этом направлении. Может быть, больше тратить. Но, к сожалению, руководство компании мыслит пока иначе, что называется, «петух не клюнет…

Разумеется, в компаниях, чья деятельность и любая информация должны быть максимально защищены, подходят к данному вопросу более серьезно и менее скупо. В ООО «СТМ», которое производит  сложные корпусные детали для радиоэлектронного и аэрокосмического приборостроения, обеспечением бесперебойной работы ИТ-направления занимается штатный специалист. Руководитель проекта ООО «СТМ» Денис Логинов поясняет, что этот сотрудник за счет компании повышает свои компетенции в соответствии со спецификой организации на протяжении многих лет, полностью удовлетворяя потребности по ключевым направлениям. В случае возникновения ЧП с неизвестной «историей болезни» компания может прибегнуть к услугам сторонних специалистов. Сопровождение 1С и других подобных систем в этой компании отдано на аутсорсинг.

Платят дважды

Учитывая развитие компьютерных технологий и необходимость регулярного администрирования сети, логично, что одним из основных предложений на рынке стал ИТ-аутсорсинг, который подразумевает частичную или полную передачу работ по поддержке, обслуживанию и модернизации ИТ-инфраструктуры в руки специализированных компаний. Между тем анализ спроса и предложений в этой сфере в Удмуртии показывает, что большая часть компаний малого и среднего бизнеса пользуется услугами специалистов-фрилансеров либо штатных сотрудников. Как ни странно, ИТ-аутсорсинг в регионе представлен единичными компаниями. Хотя, по словам экспертов, на рынок регулярно выходят с предложениями федеральные организации. Однако стоимость услуг последних, как правило, по карману крупному бизнесу, который, в свою очередь, предпочитает иметь ИТ-специалиста в штате.

— К сожалению, на местном уровне развитие ИТ-аутсорсинга происходит не так активно, как бы нам этого хотелось, — говорит руководитель отделения сервисного обслуживания ООО «Интерком» Михаил Ревняга. — Но, экономя на абонентском обслуживании и привлекая фрилансеров, любой руководитель организации или собственник бизнеса должен помнить о нескольких важных моментах: ИТ-аутсорсинг не предполагает прекращения услуги на время отпуска, больничного или увольнения. Эти факторы полностью исключаются. ИТ-аутсорсинг исключает влияние «человеческого фактора» на результаты работы, т. к. при такой форме обслуживания, как правило, применяется система контроля качества выполнения работ и заявок.

Эксперт отмечает, что в последнее время ИТ-аутсорсинг становится более востребованной услугой. На федеральном уровне конкуренция среди поставщиков услуг ИТ-аутсорсинга высока. Это особенно заметно по изменениям в организации технического сервисного обслуживания крупных федеральных компаний и кредитных организаций. О сколько-нибудь ощутимой конкуренции на местном рынке говорить пока не приходится. Что касается «свободных художников», они занимают немалую долю на этом рынке услуг, но в основном в малом бизнесе и у частных предпринимателей.

Представители сервисных центров по обслуживанию компьютерной техники подтверждают, что высокую конкуренцию юридическим лицам составляют фрилансеры. Действительно, менталитет предпринимателей на сегодня таков, что они предпочитают брать специалистов по знакомству и, как правило, без оформления договора. Естественно, они таким образом экономят, ведь у фрилансера нет таких издержек, как у специализированных компаний.

Дорогая экономия

Индивидуальный предприниматель, ИТ-специалист Алексей Хитрин ситуацию с обслуживанием компьютерной техники в компаниях Ижевска охарактеризовал как «скупой платит дважды». По его словам, большинство фирм склонны экономить на ИТ-обслуживании, и это касается даже крупных игроков. И только крупные федеральные сети, представленные в регионе, иногда предпочитают дорогой и качественный ИТ-аутсорсинг от специализированной компании, несмотря на то, что могут себе позволить собственный штат.

Некоторые предприниматели игнорируют комплексный подход в обслуживании своей техники, приглашая ИТ-специалистов только по мере возникновения ЧП. На профилактике проблемы в основном экономят, потому ИТ-аудит и не пользуется спросом.

Очевидно, что форму обслуживания необходимо выбирать, исходя из бюджета и стоящих задач. Если за аутсорсинг выставлен счет, сопоставимый с зарплатой ИТ-специалиста, то, пожалуй, имеет смысл задуматься о штатном сотруднике.

 

 

Средние расценки на ИТ-обслуживание в Ижевске

Величина компьютерного парка/

Вид абонентского обслуживания

1-3 компьютера3-10 компьютеров10-2020-30Более 30 единиц техники
ИТ-аутсорсинг в специализированной компанииСтоимость минимального пакета не ниже 2000 рублей в месяцСредняя стоимость обслуживания составляет 800 рублей в месяц за 1 компьютер, 750 рублей за сервер.

Итого:

800х10=8000,

2х750=1500,

8000+1500=9500

Средняя стоимость обслуживания составляет 700 рублей в месяц за 1 компьютер, 750 рублей за сервер.

Итого:

700х20=14000,

2х750=1500,

14000+1500=15500

Средняя стоимость обслуживания составляет 600 рублей в месяц за 1 компьютер, 750 рублей за сервер.

Итого:

600х30=18000,

2х750=1500,

18000+1500=19500

Примеры ИТ-обслуживания  такого большого технического парка по форме аутсорсинга в Ижевске неизвестны.

Средняя стоимость обслуживания составляет 600 рублей в месяц за 1 компьютер, 750 рублей за сервер.

600х40=24000,

2х750=1500,

24000+1500=25500

Штатный ИТ-специалистНецелесообразноПолставки – 10-15 тысяч рублей в месяцПолставки – 10-15 тысяч рублей в месяцСтавка – 20-30 тысяч рублей в месяцСтавка – 25 тысяч рублей в месяц. Учитывая преимущества нахождения в штате специалиста, рыночной нормой является привлечение системного администратора.
ФрилансерРазовый вызов специалиста от 300 рублей в зависимости от сложности работРазовый вызов специалиста от 300 рублей в зависимости от сложности работ.

Постоянное, насколько это возможно у фрилансера, обслуживание обойдется примерно в 5 тысяч рублей в зависимости от пакета.

Постоянное, насколько это возможно у фрилансера, обслуживание обойдется примерно в 10 тысяч рублей в зависимости от пакета.Привлечение фрилансера экономически не оправданоПривлечение фрилансера экономически не оправдано

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.