Без права рассылки

С 1 августа этого года в России вступил в действие закон, запрещающий операторам мобильной связи рассылать рекламные sms-сообщения. Теперь на это потребуется письменное согласие абонента. Причем доказывать наличие согласия абонента будет сам заказчик рассылки. Аналитики рынка говорят о серьезных финансовых потерях, которые могут понести операторы и рекламодатели, и о недоработках в законе. Кто проиграет, а кто выиграет от действия нового закона?

Дата публикации: сентябрь 2014 г.

Рынок sms-рассылок в России в 2013 году оценивался в 101 миллион долларов и рос очень быстро — по сравнению с 2012 годом плюс 70 %.

Львиную долю sms-трафика формировали уведомления банков своим клиентам — 70 %. Оставшиеся 30 % приходились на рекламные и служебные сообщения других участников рынка: торговых сетей, автоперевозчиков, предприятий услуг, платежных систем и прочих.

Любопытно, что лишь четвертая часть из этой трети общего объема рассылок могла считаться законной — когда человек соглашался на получение сообщений. Остальные три четвертых трафика sms-рассылок — спам. Причем количество спамовых sms в последние годы росло лавинообразно. Так, по данным ижевского отделения ОАО «МегаФон», за последние два года количество спам-сообщений выросло в тысячу раз. А по данным ижевского филиала ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»), из внешних сетей в сеть компании ежедневно поступает около 10,4 миллиона спам-sms, что составляет 26 % от всего внешнего sms-трафика.

SMS-реклама

На сегодняшний день, по статистике компаний-разработчиков антивирусного обеспечения, спам по телефону получает около 80 % россиян. Казалось бы, такая реклама воспринимается получателями негативно и не достигает желаемого эффекта. Однако количество желающих воспользоваться дешевой рекламой только растет.

Попытки остановить или уменьшить поток sms-спама предпринимались в России неоднократно. Новый закон, вступивший в силу 1 августа 2014 года, разработанный Минкомсвязью и принятый Госдумой РФ, по мнению его авторов, обещает стать действенной защитой абонентов от мобильного мошенничества.

По словам одного из авторов документа, вице-спикера Госдумы Сергея Железняка, закон о запрете спама «позволит значительно уменьшить количество несанкционированных абонентами рассылок по сетям сотовой связи». Для дополнительной защиты от нежелательной рекламы он посоветовал пользователям мобильных телефонов внимательно читать договоры и анкеты в банках и магазинах, в которых клиенты сами указывают свои номера мобильных телефонов, выражая тем самым согласие на подписку. Именно этот фактор — письменное согласие пользователя телефона — и стал определяющим в законе.

Только по письменному согласию

Согласно действующему в России законодательству оператор связи не имеет права фильтровать сообщения и отказываться от их доставки. Даже при условии, если это рассылка, на получение которой абонент не давал согласия. Теперь законной признается только та рассылка, на которую абонент дал согласие, причем в письменной форме.

В соответствии с поправками к закону оператор имеет право отправлять абоненту лишь информацию о состоянии его абонентского счета, а также предложения, касающиеся своих новых тарифных планов. Сообщения же с короткого номера, носящие рекламный характер, будут причислены к спаму. К нему же относится отправка гороскопов, прогнозов погоды и похожих услуг. Исключение составили информационные sms о состоянии счета клиента или его задолженности в банке и другая подобная информация.

При этом операторы связи не несут ответственности за сообщения, согласие на получение которых абоненты дают, заполняя анкеты в банках или магазинах, это считается письменным согласием.

Кто рискует?

Ударит ли новый закон по компаниям, которые пользуются sms-рекламой? Эксперты СД во мнениях расходятся.

Как считает независимый аналитик финансового рынка Олег Криницын, пострадать финансово могут не только те компании, которые пользуются незаконными базами данных, но и те, кто получил разрешение от клиента на рассылку рекламы.  Теперь им придется доказывать это операторам, чтобы не оказаться в категории спамеров. Либо отказаться от дешевого рекламного инструмента — пользоваться таким видом рекламы выгодно компаниям с небольшим количеством клиентов и небогатым рекламным бюджетом — это стоит в среднем около 60 копеек за одно сообщение.

— Наша парикмахерская не может себе позволить тратить значительные средства на наружную или видеорекламу, и мы успешно пользовались sms-рассылками, используя базу наших клиентов. Этот вид рекламы нам обходился примерно в 2–3 тысячи рублей в месяц. Никакого письменного согласия на это мы с абонентов не брали, просто создали базу из номеров телефонов, которые наши клиенты оставляли администратору салона для контактов. Но никто на несанкционированную sms-рекламу не жаловался. Сейчас мы вынуждены будем с каждого клиента брать письменное согласие на рассылки, это очень неудобно, — комментирует управляющая ижевским салоном-парикмахерской «Глория» Наталья Сазонова.

Подготовились к ужесточению правил смс рассылок

К ужесточению правил игры в ведущих компаниях сотовой связи, работающих и в Удмуртии, отнеслись с пониманием. По закону еще с лета 2013 года авторы и распространители sms-уведомлений обязаны заключать договор с оператором. А с начала декабря 2013 года сообщения от тех, кто работает вне договора, оператором должны блокироваться.

—  В 2013 году «МегаФон» начал блокировать сообщения с коротких цифровых и символьно-буквенных номеров, а также заключать прямые договоры с рекламодателями. Только за месяц интеллектуальной платформой «Антиспам» было заблокировано 240 миллионов спам-сообщений с коротких цифровых и буквенно-символьных номеров —вдвое больше, чем до начала блокировок, при этом количество жалоб клиентов на спам уменьшилось в 3 раза. Всего за 2013 год «МегаФон» заблокировал около миллиарда подобных спам-сообщений, в том числе мошеннических или содержащих противозаконный контент, — поделилась статистикой Виолетта Чикуркова, менеджер по связям с общественностью Ижевского РО ОАО «МегаФон».

По словам директора Ижевского филиала ОАО «ВымпелКом» («Билайн») Николая Тингаева, пик спама пришелся на сентябрь 2013 года, и в компании приняли меры против его распространения.

— Начиная с октября 2013 года нам удалось значительно снизить количество несанкционированных рассылок, — говорит Николай Тингаев. — С этого времени все sms-агрегаторы, которые занимаются рассылкой сообщений и сотрудничающие с ОАО «ВымпелКом», обязаны подтвердить свои рассылки письменным согласием абонента на получение данных сообщений. Если sms-агрегаторы не могут документально подтвердить согласие абонента на получение данной рассылки, то штраф за каждый адресат рассылки может достигать 50 тысяч рублей. Если же компания продолжает заниматься рассылкой без согласия абонентов, ОАО «ВымпелКом» имеет право заблокировать ее номера и расторгнуть договор.

По словам эксперта, только за октябрь 2013 года было заблокировано более 300 спам-номеров. А, по данным «МегаФона», с начала текущего года компания отработала более 200 тысяч жалоб абонентов о спам-рассылках.

Техноборьба со спамом

Как заверили СД в обеих компаниях, операторы намерены усилить борьбу с sms-спамом. В «МегаФоне» в стадии разработки находится отдельное тематическое приложение для Android и IOS. С его помощью абонент сможет поместить в «черный список» любое количество номеров и добавить те, с которых ему еще не приходили сообщения. Уже сейчас абонент может отказаться от конкретной рассылки, позвонив в службу поддержки абонентов.

— Сейчас абоненты «Билайн» получают в среднем всего одно спам-сообщение в месяц, и в ближайшей перспективе мы планируем снизить этот показатель до 0,5 sms в день. В конце 2013 года мы приняли решение инвестировать значительные средства в защиту и доверие клиентов, — пояснил Николай Тингаев.

Удар по операторам?

Аналитики рынка прогнозируют, что от нововведения операторы сотовой связи могут понести серьезные финансовые потери. По неофициальным данным, от распространителей рассылок операторы получают в среднем 35-40 копеек за каждое sms; от банков – от 70 копеек до 1,5 рубля за сообщение. Таким образом, запрет на рассылку может привести к серьезным финансовым потерям со стороны мобильных операторов, считают аналитики.

Сами же компании-операторы утверждают, что ужесточение запрета на sms-рассылки не ударит по их бюджетам. По словам Николая Тингаева, общий доход от sms-рассылок составлял в компании менее одного процента и серьезных изменений в доходной части бюджета не наблюдается. В компании «МегаФон» данные о доходе от рекламных рассылок предоставить отказались, сославшись на «коммерческую тайну».

Предпочитают другое

В компаниях, пользующихся sms-рассылкой, к новому закону относятся неоднозначно. По словам тех, кто пользовался этим видом рекламы, они ничего не потеряют.

— Мы пользуемся sms-рассылкой только с письменного разрешения наших клиентов, тех, кто заполняет анкеты при выдаче именной клубной карты. И рассылкой мы не злоупотребляем, прекрасно понимая, что такой вид рекламы носит, отчасти, навязчивый характер. Мы действовали и будем действовать только в рамках закона, поэтому ограничения, прописанные в новом законе, не нас не отразятся, — прокомментировал запрос СД управляющий ресторанным холдингом «Фуд-сервис» Константин Котов.

По его словам, sms-рассылка как основной вид рекламы функциональна только для небольших компаний.

— Да, этот вид рекламы обходится недорого, но как имиджевая реклама он не работает. Мы предпочитаем рекламировать себя через интернет — у нас есть свой сайт — или посредством размещения рекламы в радиоэфире или на билбордах.

С ним согласна и представитель туристического агентства «Солнечный круг» Ольга Выгузова:

— Мы предпочитаем рекламировать себя либо в печатных СМИ, либо через рассылку на электронную почту наших клиентов с их согласия. От действия закона могут пострадать лишь те компании, которые и раньше работали вне правового поля: не заключая с оператором связи договор и используя «купленные» базы данных. Те, кто пользовался sms-рассылкой законно, ничего не потеряют — они как платили операторам, так и будут платить, как рекламировали себя с согласия своих клиентов, так и будут продолжать это делать.

Такого же мнения придерживается и директор ижевской компании «Такси 60» Дмитрий Чичканов. По его словам, компании с хорошей репутацией пользуются sms-рассылкой только с согласия клиентов. Те, кто выбрал для себя незаконный метод, как правило, получают в результате негативный имидж.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.