Банки: Непроцентный доход

Полную версию журнала в формате pdf можно посмотреть и почитать здесь:http://issuu.com/selfmade777/docs/mart_2015

 Альтернативные доходы

Высокие процентные ставки по займам привели к значительному снижению объемов кредитования. Как физические, так и юридические лица стараются в этом году максимально сократить зависимость от заимствований, больше полагаясь на собственные средства. Между тем именно кредитование являлось всегда одним из основных источников прибыли банков, что заставило последние более активно развивать услуги, позволяющие зарабатывать на комиссии, а не на процентах. 

Зарабатывают на комиссии

Ключевая ставка ЦБ в 15 % крайне отрицательно сказалась на объемах кредитования в российском банковском секторе. По большому счету, кредиты стали недоступны ни для бизнеса, ни для населения.

Падение объемов кредитования хорошо иллюстрирует сравнение показателей декабря 2014 года с декабрем 2013 года. В последний месяц 2014 года население заняло в банках чуть больше 8,5 млрд рублей, что на 500 млн меньше, чем в декабре 2013-го. В целом за прошлый год объемы кредитования физлиц увеличились всего на 1,8 %.

По юрлицам сокращение еще более существенное: за декабрь 2013 года было выдано кредитов на 15 млрд рублей, за декабрь 2014-го — 10,7 млрд. При том, что в целом по году бизнес занимал деньги охотно —  несмотря на декабрьское снижение, объемы заимствований в корпоративном секторе выросли на 11 %.

Однако статистика говорит, что рынок кредитования в прошлом году рос в основном за счет крупных заемщиков, тогда как в сегменте малого бизнеса снижение началось задолго до декабрьского обвала.  За последний месяц 2014 года кредитов МСБ было выдано в 2 раза меньше, чем в декабре 2013-го, — 2,2 млрд рублей. За весь год объем кредитования этой категории сократился на 15 %. Индивидуальные предприниматели позаимствовали в банках в декабре 2014-го всего 352 млн рублей, хотя год назад сумма декабря составляла 1,2 млрд рублей. Объемы кредитования ИП за год снизились на 20 %.

Такая ситуация вынуждает банки активно искать альтернативные источники получения дохода.

— В наступившем году банки сконцентрируют свои усилия на получении комиссионного и транзакционного дохода, будут более активны на рынке пассивов, — говорит директор сети операционных офисов Райффайзенбанка по Удмуртской Республике Петр Сычугов. — При этом фокусом 2015 года станет средний бизнес (с годовой выручкой от 400 млн рублей), поскольку кредитование этого сегмента позволяет банкам диверсифицировать свои риски и к тому же, как правило, именно средний бизнес концентрируется на работе с одним банком. В целом для многих банков задачи по увеличению кредитного портфеля уйдут из числа приоритетных. Очень важно будет удержать текущую клиентскую базу. Первостепенное значение сегодня приобретет оперативное и конструктивное взаимодействие банка с клиентами, повышение эффективности работы и качества услуг.

При этом участники рынка отмечают, что банки продолжат привлекать заемщиков и вкладчиков. Даже несмотря на кризис, есть люди и компании, остро нуждающиеся в заемных средства и готовые брать кредиты по нынешним ставкам. Но поскольку таких клиентов не так много, то конкуренция среди банков, несомненно, усиливается. В первую очередь борьба идет за сохранение лояльности действующих заемщиков и кредитование держателей зарплатных карт. Такие сделки для банков наименее рискованны и, соответственно, позволяют предложить, насколько это возможно, низкий процент.

Расчетно-кассовое обслуживание

Одно из направлений, которое сейчас активно развивают банки, — расчетно-кассовое обслуживание. Потребность в РКО есть у всех средних и крупных предприятий, а также у большей части малых предприятий. Необходимость оптимизировать свои расходы будут побуждать компании искать наиболее выгодные предложения банков.

— В ситуации, которая складывается сегодня в банковской системе, расчетно-кассовое обслуживание становится одним из важных источников комиссионных доходов, — отмечает г-н Сычугов. — Дефицит ликвидности приводит к тому, что банки начинают активнее использовать разного рода маркетинговые ходы для привлечения новых клиентов. В частности, в Райффайзенбанке с декабря прошлого года компаниям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям мы предложили экономить на услугах по РКО таким образом: организации, оплатившие данную услугу авансом за год или два, теперь получают до шести месяцев бесплатного обслуживания.

Ряд банков пытаются привлечь клиентов с помощью «пробников». Организациям предлагают приобрести тестовый пакет обслуживания, чтобы оценить достоинства банка.

— Борьба за клиента на финансовом рынке никогда не ослабевает, и банкиры придумывают все новые ходы, способные привлечь внимание аудитории, — рассказывает начальник операционного офиса «Ижевский» Уральского банка реконструкции и развития Елена Никитина. — Так называемые «пробники», отлично зарекомендовавшие себя в розничных торговых сетях, теперь, похоже, нашли свое воплощение и в банковской сфере. Хочется верить, что их и здесь ждет блестящее будущее. Взяв такой пакет, компания сразу может определить, насколько ей удобно и комфортно взаимодействовать с банком, насколько полезны сервисы банка для решения бизнес-задач и достаточное ли количество услуг банк может предложить.

По ее словам, Удмуртия — активный бизнес-регион и банк рассчитывает на дальнейшее развитие и рост показателей по РКО.

Эквайринг

Стабильные комиссионные доходы банки получают посредством эквайринга и проведения безналичных платежей. Широкое распространение банковских карт сделало наличие платежного терминала в магазине фактически обязательным требованием со стороны покупателей. Торговые сети предпочитают предоставить возможность клиентам оплатить покупку безналичным способом. С каждого проведенного платежа банку отчисляется комиссия.

—  Развитием эквайринга мы занимаемся уже не первый год и уже достигли хороших результатов, — отмечает управляющий Удмуртским филиалом ВТБ24 Екатерина Шумкова. — Доходность данных операций напрямую зависит от оборота организации, в которой он установлен, здесь банк получает комиссию с каждой проведенной операции, но при этом и организация получает существенную экономию на инкассации выручки.

Услугу эквайринга можно найти в арсенале практически любого банка. Развитие этого направления эксперты считают достаточно перспективным, так как число банковских карт растет, а федеральное правительство всячески побуждает торговые сети принимать безнал. Так, с 1 января 2015 года все торгово-сервисные предприятия с ежегодным наличным оборотом более 60 млн рублей обязали предоставлять своим клиентам возможность оплачивать товары и услуги банковскими картами.

— Доходность эквайринга для банка формируется из нескольких критериев. Помимо очевидных, таких как объем операций, проводимых при эквайринговой поддержке банка, большое значение имеет вовлеченность предприятия в сопутствующие эквайрингу услуги (такие как расчетно-кассовое обслуживание в банке-эквайере — обязательное условие для предоставления услуги в большинстве российских банков) и прочие банковские услуги, не связанные с эквайрингом. Наш банк всячески стремится поощрить комплексное сотрудничество клиента с банком, предлагая индивидуальные решения для своих клиентов, учитывая степень проникновения во все банковские услуги, — рассказывает г-жа Никитина.

Привлекательность своего предложения банки повышают за счет дифференциации ставок в зависимости от оборотов предприятия и количества терминалов.

По словам г-жи Шумковой, рынок эквайринга в Удмуртии уже поделен , и 95 % рынка принадлежит четырем банкам. Дальнейшее развитие ей видится в перераспределении долей тех или иных игроков за счет новых технологий, отсутствия сбоев в работе и удобства как для организации, так и ее клиентов.

Основные игроки на рынке эквайринга в Удмуртии — Сбербанк, ВТБ24, «Уралсиб» и «Русский стандарт». Г-н Сычугов не видит здесь с начала кризиса особых изменений по предложениям и по расстановке сил участников рынка.

— Нельзя сказать, что конкуренция сильно увеличилась, она всегда была большой, — говорит эксперт. — Банки всегда соревновались за предоставление компаниям малого и среднего бизнеса максимально широкой линейки продуктов и сервисов. Как правило, именно тот банк, который предоставит компании самый удобный и разнообразный перечень услуг, получит максимальный объем бизнеса клиента.

По мнению г-жи Никитиной, по сравнению с началом прошлого года уровень конкуренции несколько ослаб.

— Весь 2014 год был весьма продуктивным как для направления эквайринга в нашем банке, так и для развития эквайринга в России в целом. Однако качественное поддержание инфраструктуры крупной эквайринговой сети требует серьезного подхода, поэтому многие банки, занимавшиеся эквайрингом в качестве непрофильного бизнеса или в качестве посредников, ушли из этого бизнеса либо полностью передали свои терминальные сети на аутсорсинг. Мы, напротив, показали заметный рост по направлению эквайринга.

Новые услуги

В условиях экономического спада банки разрабатывают новые модели для привлечения клиентов, запускают дополнительные услуги, которые могли бы быть интересны бизнесу и населению. Банки работают над сервисом, повышением лояльности постоянных клиентов. Причем некоторые кредитные организации не скрывают, что выбрали для себя сейчас приоритетом обслуживание населения с более высокими доходами. Так, ВТБ24 открыл в Ижевске в этом году отдельный офис для ВИП-клиентов. В самом банке поясняют, что люди с большим личным капиталом меньше замечают кризисные явления, а значит, продолжают инвестировать.

— Среди новых продуктов, прежде всего, это более широкая линейка депозитов и инвестиционных продуктов, пакеты страховых услуг, пакет услуг «Привилегия для состоятельных клиентов». Я бы не ставила здесь за основу вопрос о получении дополнительного дохода банком. Прежде всего, мы становимся более универсальными, расширяя продуктовое предложение, чтобы клиент, приходя к нам, получал максимум услуг, в том числе от дочерних компаний банка, — рассказывает г-жа Шумкова.

Банки стали плотнее взаимодействовать со страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами, предлагая их услуги на своих площадях, активнее работают над развитием собственных интернет-банков, расширяя их возможности и улучшая сервис.

Впрочем, традиционные банковские услуги по кредитованию и депозитам тоже не стоят на месте. В банках понимают, что сейчас клиенты еще внимательнее смотрят на ставки и условия, а потому активно продвигают свои предложения, постоянно совершенствуя существующие линейки кредитов и вкладов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.