Посадку разрешаю

Ижевске появился новый альтернативный перевозчик – компания «РусЛайн». Пассажиры радуются, считая, что появившаяся конкуренция приведет к снижению цен и повышению качества обслуживания. А вот генеральный директор «Ижавиа» Михаил Хатомкин вновь собирается поднять тарифы и считает, что новоявленный конкурент долго не продержится.

Свежий поток

В последние годы покорить ижевское небо пытались несколько компаний: «ТНГ-Трансавиа», «Гарантия», «Алания». Главным направлением их интересов были пассажироперевозки по маршруту Москва — Ижевск — Москва. Но продержались они недолго: перевозки оказывались нерентабельными, а сама процедура прихода-ухода альтернативного перевозчика в Ижевский аэропорт неизменно оборачивалась скандалом.

Так или иначе, в конце августа этого года в истории ижевского аэропорта начался новый этап – без всякого скандала, как-то вдруг из Ижевска в Москву начала выполнять рейсы авиакомпания «РусЛайн». И тот факт, что «Ижавиа» «без боя» пустила в свой аэропорт конкурента, заставил задуматься о том, что, возможно, это начало новой истории ижевских авиаперевозок.

Та же авиакомпания «РусЛайн» пусть и налетала из Удмуртии пока немного, однако успела озвучить далекоидущие планы в отношении Ижевска: «Уже сейчас рейсы по направлению Москва — Ижевск — Москва достаточно востребованы, мы летаем с полной загрузкой самолетов, — рассказали «СД» в авиакомпании «РусЛайн». – Мы считаем, что развитие авиаперевозок в Ижевске имеет хорошую перспективу, и в ближайшее время планируем открыть дополнительные рейсы в Москву, а также новый маршрут Ижевск — Екатеринбург — Ижевск».

Летные характеристики

Сайт компании «РусЛайн» сообщает, что маркетинговая концепция перевозчика — построение крупнейшей сети маршрутов по всей территории России. За 13 лет существования компании удалось наладить полеты в 40 точек назначения в России и за рубежом.

Правда, судя по отзывам пассажиров, «наладить» — это сказано с большим авансом. Компанию постоянно ругают за задержки рейсов, и, согласно официальным данным, она в числе лидеров по этому показателю (по данным Росавиации, «РусЛайн» в августе выполнила 1,526 тыс. рейсов, 125 из которых были задержаны. 39 рейсов — с задержкой более двух часов, 39 — более трех часов,  17 рейсов — более четырех часов, 12 – более пяти часов, 18 – свыше шести часов. Наибольший процент опозданий приходится на регулярные рейсы http://www.favt.ru/favt_new/?q=novosti/novosti/novost/1400).

На сегодняшний день компания имеет флот, который в осоновном состоит из лайнеров канадского производства Bombardier CRJ 100/200. Это среднемагистральный самолет вместимостью 50 человек, дальность полета при полной загрузке – 3148 км. Именно этот самолет компания направляет на рейсы Ижевск — Москва.

Впрочем, если говорить о том, что в Ижевске появилась конкуренция среди авиаперевозчиков, то, вероятно, стоит рассматривать и другие направления, где пока даже намека на альтернативу нет. Есть только намерение «РусЛайн» запустить рейсы Ижевск — Екатеринбург, но это пока лишь намерение. В ежедневном режиме из Ижевска самолеты летают лишь в Москву. А во всех остальных направлениях – в том числе, например, в Санкт-Петербург – всего 1 раз в неделю!

Об этом же говорит министр транспорта УР Олег Гарин, призывающий конкурентов «Ижавиа» не зацикливаться на полетах в Москву, а осваивать другие направления: «У компаний, которые приходили и будут приходить на рынок авиаперевозок в Удмуртии, есть много других свободных ниш, где есть спрос. Это и Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь, и южное направление – Сочи, Анапа».

Под тарифным крылом

По оценке генерального директора ОАО «Ижавиа» Михаила Хатомкина, ежедневный поток пассажиров только на московские рейсы «Ижавиа» превышает 350 пассажиров, что, по его мнению, дает компании чувствовать себя недостижимой для конкурентов. Он довольно скептично относится к планам «Руслайн» перевозить не менее 200 пассажиров ежедневно – что и понятно – для этого перевозчику придется делать минимум 4 рейса (два туда, два обратно) с полной загрузкой и держать при этом более низкий уровень цен.

«Никакого увеличения, а равно и уменьшения пассажиропотока не происходит и не произойдет, — уверенно говорит Михаил Хатомкин. — Как летало самолетами определенное количество людей, так и летает. Просто новый перевозчик заберет себе, скажем, процентов 20 от нашего объема пассажиров, соответственно, загруженность наших судов снизится с 70-ти процентов до 50-ти. Вот и все. Так что нам «РусЛайн» не конкурент. А если говорить о том, что они пытаются переманить у нас пассажиров низкими тарифами, то долго они на такой популистской политике не продержатся: тот, кто сильно «балуется» с тарифами, тот обанкротится».

То, что тарифы у нового авиаперевозчика несколько ниже, чем у «Ижавиа», сразу заметили (потому что ждали именно этого) пассажиры. «РусЛайн» предлагает более дешевые билеты — от 1000 рублей (при покупке не менее чем за месяц до поездки). Однако эта цена  — без учета топливных сборов, которые составляют 1 тыс. 875 руб. То  есть полная минимальная стоимость перелета до Москвы составит от 2875 руб., а максимальная —  8975 руб., в зависимости от тарифа и посадочного ряда.

Подобную гибкую ценовую политику применяет и «Ижавиа». Правда, по словам Михаила Хатомкина, в летний сезон скидки более существенны и уже сейчас, например, самый дешевый билет обойдется в 3900 руб. (летом – 3200), но даже сам факт введения гибкого тарифа в «Ижавиа» в свое время был воспринят как вестник хороших перемен. И действительно, за последний год «Ижавиа» совершила просто технологический и сервисный прорыв: начала принимать к оплате пластиковые карты, купила принтер для посадочных талонов, сделала новый сайт и даже обещает запустить продажу билетов через интернет.

Однако в главном —  в ценах —  компания, даже несмотря на появление конкурента, остается неуступчива.

Михаил Хатомкин не считает, что «игры» с тарифами хорошо влияют на состояние компании. Он говорит, что с низкими тарифами авиакомпания налетала себе в убыток: «Мы рассматриваем вопрос о повышении тарифов. В начале сентября рынок пережил скачок цен на керосин, подорожали и коммунальные услуги, электроэнергия, газ. К повышению тарифов вынуждены будут прибегнуть все авиакомпании, не обойдет это стороной и нашего конкурента».

Нам не страшен…

Вообще, Михаил Хатомкин уверен, что никакой конкурент авиакомпании не страшен. В доказательство приводит арифметические выкладки. По его словам, чтобы удержаться «на крыле», нужно, во-первых, чтобы коммерческая загруженность судна была не менее 65-ти процентов. «У «РусЛайна» — не более 50 процентов, несмотря на то, что маленький самолет загрузить в принципе легче, чем большой, — заверяет гендиректор «Ижавиа»: А во-вторых, нужно грамотно регулировать время рейсов – думать об удобстве  пассажира. Большинство пассажиров летят в Москву по делам. Значит, им нужно попасть в город утром, а улететь – вечером. Руководствуясь этим, мы и составляли свои рейсы. Нашими самолетами можно улететь с понедельника по субботу в 7 утра, ежедневно — в 17:00, по пятницам  — в 19:10 и воскресеньям — в 13:00. У «РусЛайна» же рейсы неудобные, и всего три дня: по вторникам, средам и четвергам в 17:50. То есть пассажир прилетает в Москву под конец рабочего дня – ни то ни се. Так что «деловой» пассажир от нас не уйдет».

Как уверяет генеральный директор «Ижавиа», настоящей проверкой на прочность для нового авиаперевозчика станет предстоящий осенне-зимний сезон: «Чтобы летать зимой, нужно проходить специальное техническое обслуживание самолетов. То есть нужно иметь специализированное оборудование для  противообледенительной обработки судов, да и саму противообледенительную жидкость. Вспомните, с чем столкнулись авиакомпании в Москве прошлой зимой. А кто будет снабжать «РусЛайн» этой жидкостью и предоставлять им оборудование? Наша авиакомпания? Нет, пусть все делают сами. Вот тогда и посмотрим, как они выживут».

 Вместе или врозь

С подобным монополистским подходом, как у генерального директора «Ижавиа», сталкиваются многие российские авиакомпании, которые являются лишь перевозчиками. Напротив, те авиакомпании, которым принадлежит еще и аэропорт (как «Ижавиа»), как раз и ведут политику по типу «чужой среди своих». Во-первых, есть возможность зарабатывать на инфраструктуре аэропорта (доход с торговых площадей, гостиниц, автостоянок и т.д.). Во-вторых, доход от использования «залетными» авиакомпаниями технической базы аэропорта: ангаров для самолетов, оборудования для прохождения технического осмотра и т.д.

Такое положение дел было характерно для России вплоть до 2007 года, пока федеральное Министерство транспорта вкупе с антимонопольным ведомством не начали кампанию по принудительному отделению аэропортов от авиакомпаний. Чиновники посчитали, что если аэропорт находится в одной связке с авиакомпанией, то он прежде всего работает на свою авиацию: первым делом «отогревает» свои самолеты, да и пассажиров делит на своих и чужих. А это уже угроза свободной конкуренции.

Сторонники отделения уверяли также, что авиационные услуги, которые выполняют аэропорты, находящиеся «под крылом» авиакомпании, только мешают порту развиваться.

Принудительному разделению тогда подвергся 71 российский аэропорт (из 450-ти). Они были отделены от «базовых» авиакомпаний и стали самостоятельными хозяйственными единицами. В их число попал, например, и крупнейший аэропорт России в Санкт-Петербурге – Пулково.

Аэропорт Ижевска миновала чаша сия. Отстоять аэропорт помогло руководство республики. Сам Михаил Хатомкин объясняет дело так: «Если у нас авиакомпания отделится от аэродрома (как это опрометчиво сделали в некоторых регионах), то республиканский бюджет должен будет датировать для развития порта ежемесячно 7-10 млн руб. Ведь у аэропорта нет доходов – он только лишь оказывает услуги: прилетел самолет, улетел, и будет нуждаться в дотациях».

Точку зрения гендиректора «Ижавиа» поддерживают и в Минтрансе Удмуртии. По мнению чиновников, единство аэропорта и авиакомпании позволяет добиваться рентабельности и на многих направлениях держать цены ниже, чем у конкурентов, благодаря более низкой себестоимости полетов.

Региональная арифметика

Правда, где эти низкие цены, никто не знает, а дотации из регионального бюджета «Ижавиа» регулярно получает и сейчас. Это дает повод критикам говорить о том, что если бы аэропорт и авиакомпанию разделили, то аэропорт мог бы развиваться по примеру аэропорта «Бегишево» — привлечь многих перевозчиков и зарабатывать намного больше, чем он зарабатывает сейчас, и, возможно, выйти на самоокупаемость.

Что касается пассажиров, то о тех ценах, что предлагают авиаперевозчики в «Бегишево», в Ижевске только мечтают: например, минимальная стоимость билета на рейс до Москвы у лоукостера «Авианова» составляет всего 650 руб.

Кстати, в самом «Бегишево» конкурентоспособность цен на свои рейсы объясняют как раз своевременным отделением от авиакомпании. «В 1998 году аэропорт отделился от авиакомпании и стал самостоятельным. Появился инвестор, появились авиакомпании-партнеры, а значит, и свободная конкуренция, что и привело к умеренным тарифам», — объясняет представитель аэропорта.

«Ижавиа» же, как было сказано выше, намерено и далее направлять свою тарифную политику в сторону увеличения. И это, в общем, на руку потенциальным конкурентам ижевской авиакомпании, вот только появятся ли они – большой вопрос. Формально к этому никаких препятствий, кроме пропускной способности ижевского аэропорта и  его технических характеристик, нет. На деле их может быть множество – начиная от тарифов на обслуживание и заканчивая наличием окон в расписании. Поэтому все-таки можно предположить, что появление альтернативного перевозчика – это знак того, что руководство республики готово сделать ижевский аэропорт открытым для всех и подталкивает к этому руководство авиакомпании.

Отзывы интернет-пользователей о работе компании «РусЛайн»

01.09.11 Скрипка Эльвира:

Я вылетала рейсом компании «РусЛайн» 26 августа из Домодедово в Нальчик. Вылет намечался в 18.45. Однако вылетели мы в 01.30. Задержка на 8 часов! Никаких объяснений, никаких извинений. Гоняли от стойки одного выхода к стойке другого выхода. Наконец-то нас посадили в самолет. Мое место было у окна, и я видела, как из подъехавшей машины в самолет грузили напитки, продукты. Но в самолете нас не кормили. Это после 8 часов, проведенных в аэропорту! По прибытии в Нальчик оказалось, что есть случаи потери багажа. Я очень возмущена этой компанией. Никогда больше не воспользуюсь услугами «РусЛайна», даже если не будет других — полечу до ближайших городов, а оттуда на перекладных. и то быстрее будет, уверена.

29.08.11 старый доктор:

Мрак и ужас! Не пользуйтесь услугами «РусЛайн»! 18 июля рейс 1300 Волгоград — Домодедово задержан на 4 часа, причем это называлось «изменениями в расписании»… Никто не извинился. 27 августа рейс 1299 из Домодедово (Москва) задержан на час с мотивировкой – «командир еще не приехал». В этом же рейсе утерян багаж, в ходе поисков сообщили, что чемодан лежит в Домодедово и будет доставлен ближайшим рейсом. После второго «ближайшего» рейса чемодана не было. На вторые сутки сообщили номер рейса, которым должны доставить чемодан. Через 2 часа после приземления этого рейса удалось дозвониться до представителя компании и услышать его недоуменный ответ: «Нет вашего чемодана. Другие есть, а где ваш — не знаю. Завтра поищем». Позвонил диспетчеру отдела поиска багажа в Домодедово, которая сказала, что чемодан отправлен указанным рейсом. Пришлось звонить в Москву ответственному дежурному «РусЛайна» и орать на него так, как в жизни не орал, ибо далее терпеть это издевательство не было сил. Ровно через 10 минут перезвонила местная представительница и сладким голосом сообщила, что чемодан нашелся и можно за ним приезжать. Так и пришлось ехать самому в аэропорт за чемоданом. Не летайте никогда с «РусЛайном»!

9-08-11 Лариса:

6 августа летела из Кургана в Москву. Мало того что, как всегда, рейс был задержан, так вместо «Бомбардьера» (самолет авиакомпании «РусЛайн» – ред.) посадили на ТУ-134 какой-то авиакомпании «Космос». Самолет, похоже, был в ужасном техническом состоянии — в аэропорту Кургана его подозрительно долго обследовали, в середине полета он начал издавать очень подозрительные скрипы, а когда в Домодедово мы спускались по трапу, в воздухе ощущался очень сильный запах паленой резины. В общем, еще сутки приходила в себя от пережитого стресса. Непонятно, на каком основании был заменен самолет, и тем более непонятно, на каком основании самолет заменен на ТУ-134, которые вообще собираются запретить эксплуатировать. Одной трагедии под Петрозаводском было мало?

 

Первые отзывы о рейсах Ижевск — Москва АК «РусЛайн» (letim-v-izhevsk.livejournal.com):

SOMMOS:

Регистрация по электронному билету вполне себе проходится нормально. Распечатку не требуют, только паспорт…Сели точно по расписанию, несмотря на три круга над Домодедово. Самолет навскидку существенно меньше Як-42. Всего 54 места… В целом вполне доволен. Конкурент для «Ижавиа» более чем достойный.
Про стоимость билета: в Москву вышло 3725 руб. Обратно 4100. В обоих случаях покупался самый дешевый билет из доступных на сайте, в обоих случаях примерно за 14 дней до вылета

KredoS:

По крайней мере, это в два раза дешевле, чем на «Ижавиа». Ну, почти в два. Ко всему прочему летает не менее надежный CRJ-200. Берите за месяц и радуйтесь ценнику.

ZVER:

Вчера жена из Домодедово в Ижевск на «РусЛайне» прилетела. Передаю с ее слов: очень чисто, уютно, кожаные кресла, самолетик небольшой, не кормят, только вода и сок в тетрапаке. Все вовремя, никаких задержек.

Посадку разрешаю: 1 комментарий

  • Уведомление:Авианова долеталась — Общество — Журнал «Своё Дело»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.