Архив журнала

выход есть

В течение последнего года одной из ключевых тем республиканской деловой жизни стала тема ребрендинга. Навскидку можно назвать три крупных региональных компании, сменивших за последнее время названия: «КОМОС ГРУПП», «ТИТАН», «БыстроБанк». Бренд без регионального акцента — это только одна из составляющих для достижения главной цели этих предприятий — выход на рынки соседних регионов, а в перспективе — создание компаний федерального масштаба. Есть ли у республиканского бизнеса другие инструменты, необходимые для межрегиональной экспансии, и может ли словосочетание «удмуртские инвесторы» звучать от Владивостока до Бреста с таким же придыханием, с каким у нас сейчас говорят об инвесторах из Москвы?

Стало тесно

На сегодняшний день удмуртский бизнес имеет свои интересы почти во всех регионах России. Наиболее активно местные предприятия сотрудничают с компаниями Приволжского и Центрального округов. Так, в прошлом году, по информации Удмуртстата, наш бизнес вывез за пределы республики продукции на сумму 43 млрд рублей.

Развитие на межрегиональном уровне происходит практически во всех отраслях, однако есть несколько сфер, в которых удмуртский бизнес наиболее успешно экспортирует себя на рынки других регионов.

И в большинстве случаев первыми на ограниченность регионального рынка реагируют торговые направления — они самые мобильные, поскольку по сравнению с производством их развитие требует относительно небольших затрат: на транспорт, логистику, плюс, если речь идет о рознице, на оборудование, приобретение или аренду помещений и рекламу.

Видимо, поэтому пионерами «запредельного» развития стали удмуртские сети по продаже оргтехники и бытовой электроники. В соседних регионах удалось закрепиться сразу нескольким удмуртским розничным сетям — ЭЛМИ (Пермский край и Татарстан), «Корпорация «Центр» (Кировская область, Татарстан, Башкортостан и Пермский край), Ассоциации «Ваш дом» (Коми, Башкортостан и Пермский край). Этим компаниям не только удается на равных конкурировать с федеральными сетями на домашнем рынке, но и успешно экспортировать свои бренды в соседние области. Причем перспективы расширения за пределы республики в этих компаниях рассматривают в настоящее время как приоритетные: «Сегодня у нас 19 магазинов в 12 городах России, — говорит генеральный директор компании „Ваш дом“ Юрий Тюрин. — Как видите, перспективны огромные, городов, где мы еще не открылись, намного больше, чем тех, в которых мы уже работаем».

Второе направление — продажа нефтепродуктов. Стратегия одного из крупнейших удмуртских игроков в этой сфере в последние годы была переориентирована с экспорта в сторону удовлетворения внутрироссийского спроса. Ради этого компания приняла программу по развитию филиальной сети в российских регионах, которую спешно реализует. В настоящее время филиальная сеть ЗАО «АСПЭК» по крупной и мелкооптовой продаже нефтепродуктов развернута в 14 регионах России и в течение следующего года будет расширена до 20-ти. При этом стратегия компании подразумевает, что упор будет сделан на средне- и мелкооптовые продажи, чтобы избежать конкуренции с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями.

Еще один крупный сектор межрегионального партнерства — поставки продовольственных товаров. Удмуртский пищепром «кормит» жителей Пермского края, Свердловской, Московской, Самарской областей, Татарстана, Башкирии. По словам председателя Совета директоров ООО «КОМОС ГРУПП» Андрея Шутова, региональная экспансия по отдельным группам товаров — уже свершившийся факт.

«КОМОС ГРУПП» объединяет сегодня 12 производственных предприятий в области свиноводства, птицеводства, переработки молока и производства комбикормов, каждое из которых является крупнейшим в своем сегменте республиканского рынка. В республике им просто некуда больше расти, и развитие за ее пределами — единственно возможная перспектива роста. «84% среднемесячных объемов произведенных сыров вывозится на продажу в другие регионы — Пермский край, Свердловскую область. Наше молоко в „тетра-паках“ хорошо известно в Москве, Сургуте, Ханты-Мансийске. 86% произведенных яиц реализуется в Московской области, Пермском крае, Татарстане, Башкирии, Саратове, — рассказывает Андрей Шутов. — В общей сложности за пределами республики реализуется по отдельным позициям больше половины продукции».

В последнее время на межрегиональный уровень выходят и республиканские строители. В условиях кризиса на этом рынке для них важно сохранить кадры и обеспечить себе возможность своевременных расчетов по кредитам хотя бы за счет генподрядных или проектных работ, поэтому они пытаются продавать свои услуги везде, где есть заказы.

Эту тему никогда не упускал из виду «Римский квадрат», который уже несколько лет занимается проектированием в Новом Уренгое и Салехарде. А теперь продавать себя в качестве генподрядчика готовится «ТИТАН-Строй». По словам управляющего УК «ТИТАН» Павла Титова, создание филиалов и инвестирование в строительные рынки других регионов рассматривается в перспективе — в случае, если возникнет такая необходимость и будет возможность.

В общем, как показывает практика, главное, что заставляет бизнес забывать о территориальных границах, — это ограниченность местного рынка. И любой растущий бизнес рано или поздно приходит к необходимости оценить свои силы на предмет покорения новых территорий.

«Постоянное присутствие компаний в других регионах через открытие филиалов — явление в Удмуртии нечастое, так как предполагает достаточно существенные объемы бизнеса (если не уже достигнутые, то планируемые) и требует от бизнеса немалых затрат и усилий. Но именно такие шаги свидетельствуют о серьезности намерений предприятий и уверенности в своих силах», — говорит директор Ижевского представительства инвестиционной компании «ФИНАМ» Сергей Казанцев.

От коммерции — к инвестициям

Инвестиционную активность бизнеса за пределами своей малой родины можно считать одним из показателей развития региона. К сожалению, Удмуртия пока не значится на вершинах рейтингов регионов-инвесторов среди таких передовиков, как Москва, Самара, Казань, Екатеринбург, Ханты-Мансийск и Нижний Новгород.

Тем не менее удмуртский бизнес миновал стадию первоначального развития, о чем свидетельствует тот факт, что сегодня крупнейшие его представители развивают за пределами региона не только торговые, но и производственные проекты.

В конце прошлого и в начале этого года группа компаний «АСПЭК» предала гласности свои инвестиционные планы по развитию производств за пределами республики, рассказав об открытии Соломенского лесозавода в Карелии и завода «Павловская керамика» в Московской области, а также о планах по строительству целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) и лесопильного завода в городе Мантурово Костромской области. Причем в последнем случае инвестиции запланированы весьма нешуточные — не только для региональной компании, но и для компании мирового масштаба — порядка 2 миллиардов долларов в период до 2010 года.

Группа компаний «КОМОС» в следующем году планирует приступить к развитию собственной розничной сети и дистрибутивной инфраструктуры. «Если раньше каждое предприятие, ныне входящее в группу компаний „КОМОС“, имело свою розничную торговлю, свой фирменный стиль, то сегодня можно говорить о скором появлении единой мультиформатной продовольственной сети», — делится планами Андрей Шутов.

Создание единой розничной сети и управление ею потребует и инвестиций в строительство складского комплекса, обслуживающего как региональных продавцов, так и межрегиональную дистрибуцию, — и такие планы в «КОМОСе» сегодня тоже обсуждаются.

Найти смелость и деньги

Впрочем, с точки зрения большинства экспертов, примеры крупных инвестиций в развитие бизнеса за пределами республики пока единичны, и это говорит, с одной стороны, о том, что потенциал для межрегиональной экспансии в Удмуртии, в принципе, есть, а с другой — что он пока невелик.

По мнению Юрия Тюрина, активность местных предприятий пропорциональна уровню развития бизнеса: «У нас этот уровень, я думаю, средний по стране, но ниже, чем, например, в Татарстане. В Удмуртии своя специфика — здесь очень велико число крупных государственных предприятий, которые можно считать „рыночными“ лишь с большой натяжкой. Если бы вместо „Ижмаша“, например, существовало 200 рыночных предприятий, то часть из них уже была бы успешна, нашла собственников, выпускала конкурентную продукцию. Но госпредприятия занимаются выживанием, а не завоеванием территорий».

С тем, что республиканскому бизнесу потребуется время, чтобы дозреть для активной запредельной экспансии, согласен и Денис Станкевич. По его мнению, удмуртские компании могут быть конкурентоспособными на других рынках, но к территориальной экспансии необходимо переходить постепенно: «Раздумья о региональном развитии начинаются тогда, когда бизнес в собственном регионе уже хорошо отлажен. Но для этого он должен пройти ряд стадий. Сначала следует освоение местного рынка и выход в соседний регион. Затем — попытки подняться на федеральный уровень. Такое поступательное развитие позволяет минимизировать риски выхода на новые рынки, получить необходимые знания, подготовить персонал и в конечном итоге реструктуризировать компанию».

«У многих предприятий зачастую недостаточно средств для экспансии, ведь при освоении новых рынков сбыта неизбежны немалые затраты, — добавляет Сергей Казанцев. — Кроме того, следует учитывать местные особенности: в экономически развитые регионы не так просто зайти, там свои бренды, зачастую не уступающие пришедшим».

Другие эксперты, впрочем, считают специфику конкуренции на федеральном рынке в значительной мере надуманной. «Присмотритесь внимательнее: большинство федеральных сетей начинали своё развитие вовсе не в Москве, — говорит Андрей Шутов. — Изначально это такие же регионалы, как и мы. Просто когда-то они нашли в себе силы и смелость выйти на рынки других регионов».

«Деньги и профессиональная команда, — резюмирует Юрий Тюрин, — эти два фактора составляют функциональную систему, готовую к развитию».

Придумать что-нибудь новенькое

Генеральный директор ОАО»Строительная фирма «Римский квадрат» Владимир Агеев называет еще один фактор, способный обеспечить успех компании за пределами региона, где она была основана. По его мнению, обладание новыми технологиями просто обязывает развиваться на межрегиональном уровне, и именно оригинальные технологии в проектировании он называет главным фактором, который позволяет «Римскому квадрату» 8 лет подряд получать на конкурсной основе заказы в северных регионах.

Своего рода новая технология в свое время позволила закрепиться на межрегиональных рынках и корпорации «Центр». Банки тогда предоставляли потребительские кредиты на бытовую технику с огромными скрытыми комиссиями, страховками и прочими накрутками. «Центр» же первым предложил своим покупателям рассрочку платежа. «У нас человек заплатит ровно столько, сколько написано на ценнике, — раскрыл свой секрет успеха в соседних регионах в одном из интервью нашему журналу президент корпорации „Центр“ Сергей Ощепков. — Когда мы заходим на новые рынки, конечно, приходится долго объяснять отличие рассрочки от кредита в банке, но когда люди это понимают, то местные компании тоже начинают проводить акции по рассрочке платежа».

В самом деле, оригинальная идея может иметь нулевую себестоимость и при этом окупить любые вложения в развитие бизнеса. Во всем мире ноу-хау — это главный козырь, перед которым пасуют любые конкуренты. А ведь это, по большому счету, и есть то, что нужно, чтобы преодолеть «сопротивление» нового рынка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *