Ущерб вследствие разрушения причала в Приморске танкером «Роснефтефлота» оценен в 5 млрд рублей
По предварительным подсчетам, размер ущерба, причиненного причалу №1 для налива нефти в порту Приморск при аварии 20 ноября, составляет 5 млрд рублей, сообщает газета «Известия».
Авария произошла вследствие обрыва буксировочного троса у буксира «Посейдон» компании «Роснефтефлот» при швартовке танкера «Дельта Пионер» (флаг Греции). В результате танкер кормой навалился на причал, при столкновении были повреждены как сам нефтеналивной причал, так и расположенные на нем основные средства, сильно повреждены сваи, на которых стоит причал. Из-за значительных повреждений дальнейшая эксплуатация причала невозможна.
По словам первого вице-президента «Транснефти» Максима Гришанина, убытки от аварии уточняются и в начале 2017 года будет готова проектная документация с детальными подсчетами.
В Ространснадзоре установили три основных нарушения во время причаливания греческого судна, сообщил источник «Известий» в ведомстве. По данным Ространснадзора, скорость причаливания была превышена в несколько раз, танкер должны были вести не три, а минимум четыре буксира. К тому же, танкер швартовался к причалу правым бортом вместо левого.
Источник издания также сообщил, что причиной аварии мог стать и отказ некоторых нефтяных компаний от использования услуг единого буксирного флота Приморска. Суть отказа сводится к использованию компаниями собственных буксиров для загрузки танкеров нефтью.
Буксиры ЗАО «Роснефтефлот» (собственники: «Роснефть» − 51%, «Совкомфлот» − 49%) были допущены к швартовке танкеров в июне 2013 после того, как по устному распоряжению заместителя министра транспорта РФ Виктора Олерского была остановлена работа порта. Замминистра запретил капитану порта принимать танкеры до тех пор, пока руководство стивидора ООО «Приморский торговый порт» не допустит компанию «Роснефтефлот» к оказанию услуг по буксировке. Стивидор 25 июня отказался принимать танкер «Совкомфлота» «Лиговский проспект» на 100 тыс. тонн, который заходил в порт с буксировщиками «Роснефтефлота» в связи с тем, что буксиры «Роснефтефлот» не соответствовали повышенным стандартам безопасности, которые стивидоры порта ввели в середине июня 2013 года.
В данный момент танкер «Дельта Пионер» арестован до 14 декабря по решению Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области и находится в порту Приморск. Вместе с тем, по словам источника «Известий» в порту, вина греческого танкера косвенна, так как в данном случае причина ЧП в том, что буксировочный трос не был должным образом закреплен на борту буксира.
Сергей Кислов из Lidings пояснил газете, что, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ априори в аварии виноват буксир, если не было заключено дополнительных договоров.
— По кодексу вина возлагается на судно-буксир. Но только в том случае, если не будет доказано, что вред был причинен не по вине буксира, — сказал он.
— Стороне, представляющей судно-буксир, придется доказывать, что капитан судна, следующего на буксире, допустил какие-то явные ошибки, которые привели к аварии, и капитан буксира не имеет к этому никакого отношения. В этом случае презумпция вины капитана буксира может быть отменена, — сообщил эксперт. Он резюмировал, что за причал должна будет заплатить страховая компания виновника в объеме, который предусмотрен договором страхования с этим лицом.