Журнал

Социальное предпринимательство – совместная экономия

 Совместная экономия не только возможность не потратить лишние деньги, но и при нужном применении способ их заработать. Группе немецких студентов удалось простую идею совместных поездок превратить в успешный бизнес. Корреспондент журнала «Свое дело» Андрей Скрипкин рассказывает о «карпулинге» одном из способов совместной экономии и одновременно бизнесе.

Термин sharingeconomyстал появляться в обиходе с начала 2000 годов. Именно такое название получила новая бизнес-модель, основанная на разделении расходов. Разновидность совместной экономии — совместное использование автомобиля — еще более старая идея. Впервые она появилась еще в начале XX века и в очередной раз набрала популярность в 70-е годы — во времена нефтяного кризиса в США. В то же время в Европе набирал популярность автостоп, который к 90-м годам в Германии перерос в более организованный способ передвижения. По всей стране стали появляться специальные пункты — mitfahrZentrale (центры совместных поездок), — благодаря которым удалось объединить водителей и их попутчиков, за такие посреднические услуги mitfahrZentrale брали комиссию в размере 30-50 процентов от стоимости поездки.

Сервис, о котором сегодня пойдет речь, появился в начале 2000-х в Германии, и тогда он назвался Mitfahrgelegenheit.de. Его создали три студента — Михаэль Райнеке, Штефан Вибер и Матиас Зидлер. На тот момент им хотелось создать бесплатную базу данных, в которой каждый мог бы разместить информацию о планирующейся поездке — чтобы найти себе попутчика и благодаря этому сэкономить на транспортных расходах.

До 2007 года проект не приносил никаких доходов и был для ребят просто хобби. Но количество пользователей и общественный интерес к сервису рос, и в 2010 году Mitfahrgelegenheit.deполучил инвестиции от EarlybirdVentureCapital. Позже, в 2012 году немецкий автопроизводитель DaimlerAG инвестировал в Carpooling $10 млн — эти средства призваны помочь экспансии на американский рынок.

Поначалу сервис был популярен только среди молодежи, но к настоящему моменту его активно используют и люди более старшего поколения (45 % пользователей в возрасте от 25 до 39 лет, 9 % старше 40, 6 % старше 50). Этот способ передвижения понемногу теряет атмосферу авантюризма. Во многом из-за того, что пользователь знакомится со своим попутчиком еще перед поездкой: видит его фотографию, профили в соцсетях, отзывы предыдущих попутчиков, многие подтверждают свою личность кредиткой или даже паспортом. В такой, новой, вариации автостопа ездить куда безопаснее, к тому же можно подобрать себе подходящего попутчика: некурящего водителя или водителя женщину (многие женщины предпочитают путешествовать с женщинами).

У Carpooling’а очень интересная модель монетизации. Первым источником доходов стала реклама. Постепенно о проекте узнавало все больше людей и появлялись новые партнеры: на сегодняшний день Carpooling.comсотрудничает со всеми немецкими автобусными междугородними транспортными компаниями и с основным железнодорожным перевозчиком — DeutscheBahn.

Сервис «совместных поездок» за комиссию продает билеты своих партнеров через свой сайт или приложения для мобильных устройств. С прошлого года появилась комиссия за онлайн-транзакции (11 % от суммы оплаты вычитается у получателя, т. е. у водителя). И последний источник доходов — это продажа программного обеспечения крупным компаниям, у которых офисы разбросаны по всей стране. ПО представляет собой всё тот же Carpooling.comтолько в рамках одной компании. Дело в том, что, когда у компании достаточно большой транспортный парк, можно постараться оптимизировать его использование. Так, например, когда один сотрудник собирается ехать из пункта А в пункт Б, он всем сообщает об этом через приложение на телефоне, и если кто-то из его коллег тоже собирался поехать по подобному маршруту, то они просто едут на одном автомобиле — экономя ресурсы компании.

 

Михаэль Райнеке — один из основателей Carpooling.com, сейчас является финансовым директором. Михаэль защитил докторскую степень в области «облачных вычислений» в Байройте (Германия). В 2006 году он преподавал информатику в университетах Фрайбурга и Нюрнберга. С 2009 года Михаэль решил всё время уделять работе над проектом Mitfahrgelegenheit.

Расскажите, пожалуйста, как появился ваш проект? Почему вы решили его создать?

Михаэль Райнеке: В то время, когда появилась мысль о создании mitfahrgelegenheit.de я, Стефан и Маттиас учились в маленьком городке на севере Баварии — в Вюрцбурге. А наши девушки жили примерно в двух часах езды на машине от нашего университета. Конечно, нам хотелось как можно чаще встречаться с ними, но мы были простыми студентами — и в финансовом плане было достаточно сложно совершать подобные поездки каждую неделю.

Однажды мы заметили, что в основном по автобанам в машинах едут только водители, а пассажирские места — пустые. Из-за этого происходит огромный перерасход ресурсов и загрязнение атмосферы!  И мы подумали, а что, если найти попутчиков и поделить стоимость поездки — это сократит количество машин на дорогах — будет меньше пробок, меньше будет уничтожаться ресурсов и меньше вредных веществ в итоге окажется в нашей атмосфере — в конце концов, это получается просто дешевле. Сказано — сделано: на разработку первого сайта у нас ушло всего 4 недели. Именно так начался проект, который стал называться Mitfahrgelegenheit.de, а позже — Carpooling.com.

Как вы его рекламировали и продвигали в самом начале, ведь для успешного функционирования этой системы необходимо большое количество участников?

Михаэль Райнеке: Мы были простыми студентами, и у нас не было денег на маркетинг. Поэтому мы сделали по-простому — стали раздавать бумажные флаеры с адресом нашего сайта в студенческой столовой. И это дало очень хороший результат. Очень быстро наш сервис стал популярен среди студентов.

Когда вы закончили университет, вы продолжали развивать свой проект? Вы помните тот момент, когда Mitfahrgelegenheitпревратился для вас из хобби в полноценный бизнес?

Михаэль Райнеке: Мы проводили всё свое свободное время — вечера после работы, выходные и отпуска — в работе по улучшению проекта. Например, мы полностью переделали дизайн, договаривались с первыми партнерами и, конечно, отвечали на письма наших пользователей. Мы потихоньку развивались: если в 2001 году ежемесячно было всего 80 000 посетителей, в 2003-м — 250 000, в 2005 году проект стал самым крупным в Германии, а в 2006 году была преодолена отметка в 1 000 000 посетителей. Самое интересное, что на протяжении всего этого времени мы ничего не тратили на маркетинг, пользователи узнавали о нашем сервисе из уст в уста.

Конечно, мы всегда мечтали заниматься этим проектом полноценно — вместо работы, но, честно говоря, нам не верилось, что это возможно. Однако с 2007 года это стало казаться более реальным, потихоньку начал расти наш доход. Но мы достаточно долго вынашивали идею о том, чтобы покинуть свою основную работу, и только с 2009 года мы стали тратить всё свое время на развитие Mitfahrgelegenheit.de.

Как вам удалось заполучить инвестиции от EarlybirdVenturecapital? Как эти средства помогли в развитии проекта?

Михаэль Райнеке: С этими инвестициями получилась довольно необычная история. Дело в том, что не мы обратились в венчурный фонд (как это принято у молодых компаний), чтобы получить деньги, а сам венчурный фонд обратился к нам с предложением. Они просто позвонили нам и рассказали про венчурный капитал, про то, что это такое и как это работает. Долгое время мы вели переговоры с Earlybirdи в итоге подписали договор об инвестировании, но только после того, как мы пришли к мнению, что дополнительное финансирование ускорит рост и в целом положительно отразится на развитии нашего проекта.

Эти инвестиции помогли нам выйти с рынков немецкоговорящих стран на рынки Италии, Испании, Франции, Британии, Польши и Греции. Интересно, что во всех этих странах, за исключением Италии, в том или ином виде существовала культура подобного способа передвижения. А в Италии всё было немного сложнее, так как в итальянском языке даже отсутствовало слово для обозначения нашего сервиса — пришлось придумывать самим и рассказывать людям, что это, зачем и как этим пользоваться.

До 2011 года наш сервис в каждой стране назывался по-разному и не воспринимался международным сообществом как одна компания, поэтому было принято решение о создании одного бренда — Carpooling.com.

Что было самым сложным на протяжении вашей предпринимательской карьеры?

Михаэль Райнеке: Первое — продолжающееся изменение компании, каждый год штат сотрудников увеличивается примерно в два раза. И надо понимать, что всему коллективу каждый раз достаточно тяжело переживать такие изменения: процесс адаптации новых сотрудников в коллективе (адаптация старых сотрудников к новым), а из-за быстрого роста нашего сервиса задачи, стоящие перед нашими сотрудниками, постоянно меняются.

А второе — новая модель монетизации. Порядка 11 лет наш сервис был абсолютно бесплатным для наших пользователей, но в прошлом году было принято решение о переходе на другую модель работы. Теперь с каждой онлайн-транзакции мы берем 11 %. Было очень сложно переходить от одной модели работы к другой, но тем не менее это оказалось очень успешным шагом для нас, сейчас мы зарабатываем хорошие деньги. К тому же мы смогли предложить клиенту дополнительные бонусы и гарантии. Например, если по какой-то причине водитель задерживается более чем на полчаса — неважно, попал он в пробку или оказался непорядочным, — наши пользователи могут пойти на ближайший ж/д или автовокзал купить билет и доехать до точки назначения — транспортные расходы будут покрыты нашей страховой компанией-партнером.

А что было самым захватывающим?

Михаэль Райнеке: Наверное, осознание того, что ежемесячно благодаря Carpooling путешествует около миллиона человек. Конечно, это еще далеко от объемов перевозок DeutscheBahn (основной ж/д перевозчик Германии), но достаточно значимая цифра как для Германии, так и для Европы в целом.

Я и сам очень часто пользуюсь нашим сервисом как пассажир. Садясь к незнакомым людям в машину, я говорю, что меня зовут Майкл, я студент, который решил немного попутешествовать, и слушаю, что они думают о нашем проекте. Каждый раз их реакция меня сильно вдохновляет. Они рассказывают, как это удобно или как они познакомились с очень хорошими людьми. Потрясающе, когда то, что вы делаете, приносит людям счастье!

Что для вас значит ваш бизнес?

Михаэль Райнеке: Carpooling.com— это мое детище, которое я взращивал со студенческих лет, сейчас этот проект является очень большой и важной частью моей жизни.

А деньги?

Михаэль Райнеке: Для запуска компании, конечно, деньги — это важная составляющая. Они помогают развивать и продвигать проект. Но для меня лично деньги не столь важны, разумеется, есть какой-то необходимый минимум — я имею в виду, что деньги необходимы для удовлетворения первостепенных потребностей — пропитания и жилья. Но когда я запускал компанию, я не думал о своем заработке, мне нравилось работать в этой сфере, развивать проект, продвигать его, соперничать с конкурентами, привлекать клиентов, это гораздо важнее, чем деньги.

Что для вас значит быть счастливым?

Михаэль Райнеке: Я счастлив, потому что мои старания по созданию Carpooling.com не прошли даром, теперь каждый месяц порядка миллиона людей использует этот сервис, и он им нравится!

Какой бы вы дали совет юным российским предпринимателям?

Михаэль Райнеке: Перво-наперво — обладать мужеством, чтобы начать самостоятельно свое дело. Я знаю — существует большая вероятность того, что вы провалитесь, ведь очень многие молодые проекты проваливаются еще в самом начале. Но некоторые предприниматели смогут создать успешную компанию, и, надо сказать, это просто потрясающий опыт, когда у вас получается создать успешный бизнес — на пути к нему вы научитесь очень многому. Лучшего времени для бизнеса, чем юношество, не будет — у вас еще нет семьи, которую нужно кормить, двух машин, взятых в кредит (который нужно регулярно гасить), — вам особо нечего терять! Вам стоит попробовать!

 

Немного цифр о Carpooling.com 

Самый крупный сервис совместных поездок в мире.
На этом сервисе зарегистрировано 5 000 000 пользователей.
Благодаря ему ежемесячно совершается 900 000 поездок.
С момента запуска проекта было сэкономлено 500 миллионов литров топлива.
Удалось сократить выбросы углекислого газа на 1 миллион тонн.
Удалось избежать 90 000 километров пробок.
По сообщениям Carpooling, благодаря сервису подружились тысячи людей, а у 16 пар дело дошло до свадьбы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *