Социальное предпринимательство – совместная экономия
Совместная экономия не только возможность не потратить лишние деньги, но и при нужном применении — способ их заработать. Группе немецких студентов удалось простую идею совместных поездок превратить в успешный бизнес. Корреспондент журнала «Свое дело» Андрей Скрипкин рассказывает о «карпулинге» — одном из способов совместной экономии и одновременно бизнесе.
Термин sharingeconomyстал появляться в обиходе с начала 2000 годов. Именно такое название получила новая бизнес-модель, основанная на разделении расходов. Разновидность совместной экономии — совместное использование автомобиля — еще более старая идея. Впервые она появилась еще в начале XX века и в очередной раз набрала популярность в 70-е годы — во времена нефтяного кризиса в США. В то же время в Европе набирал популярность автостоп, который к 90-м годам в Германии перерос в более организованный способ передвижения. По всей стране стали появляться специальные пункты — mitfahrZentrale (центры совместных поездок), — благодаря которым удалось объединить водителей и их попутчиков, за такие посреднические услуги mitfahrZentrale брали комиссию в размере 30-50 процентов от стоимости поездки.
Сервис, о котором сегодня пойдет речь, появился в начале 2000-х в Германии, и тогда он назвался Mitfahrgelegenheit.de. Его создали три студента — Михаэль Райнеке, Штефан Вибер и Матиас Зидлер. На тот момент им хотелось создать бесплатную базу данных, в которой каждый мог бы разместить информацию о планирующейся поездке — чтобы найти себе попутчика и благодаря этому сэкономить на транспортных расходах.
До 2007 года проект не приносил никаких доходов и был для ребят просто хобби. Но количество пользователей и общественный интерес к сервису рос, и в 2010 году Mitfahrgelegenheit.deполучил инвестиции от EarlybirdVentureCapital. Позже, в 2012 году немецкий автопроизводитель DaimlerAG инвестировал в Carpooling $10 млн — эти средства призваны помочь экспансии на американский рынок.
Поначалу сервис был популярен только среди молодежи, но к настоящему моменту его активно используют и люди более старшего поколения (45 % пользователей в возрасте от 25 до 39 лет, 9 % старше 40, 6 % старше 50). Этот способ передвижения понемногу теряет атмосферу авантюризма. Во многом из-за того, что пользователь знакомится со своим попутчиком еще перед поездкой: видит его фотографию, профили в соцсетях, отзывы предыдущих попутчиков, многие подтверждают свою личность кредиткой или даже паспортом. В такой, новой, вариации автостопа ездить куда безопаснее, к тому же можно подобрать себе подходящего попутчика: некурящего водителя или водителя женщину (многие женщины предпочитают путешествовать с женщинами).
У Carpooling’а очень интересная модель монетизации. Первым источником доходов стала реклама. Постепенно о проекте узнавало все больше людей и появлялись новые партнеры: на сегодняшний день Carpooling.comсотрудничает со всеми немецкими автобусными междугородними транспортными компаниями и с основным железнодорожным перевозчиком — DeutscheBahn.
Сервис «совместных поездок» за комиссию продает билеты своих партнеров через свой сайт или приложения для мобильных устройств. С прошлого года появилась комиссия за онлайн-транзакции (11 % от суммы оплаты вычитается у получателя, т. е. у водителя). И последний источник доходов — это продажа программного обеспечения крупным компаниям, у которых офисы разбросаны по всей стране. ПО представляет собой всё тот же Carpooling.comтолько в рамках одной компании. Дело в том, что, когда у компании достаточно большой транспортный парк, можно постараться оптимизировать его использование. Так, например, когда один сотрудник собирается ехать из пункта А в пункт Б, он всем сообщает об этом через приложение на телефоне, и если кто-то из его коллег тоже собирался поехать по подобному маршруту, то они просто едут на одном автомобиле — экономя ресурсы компании.
Михаэль Райнеке — один из основателей Carpooling.com, сейчас является финансовым директором. Михаэль защитил докторскую степень в области «облачных вычислений» в Байройте (Германия). В 2006 году он преподавал информатику в университетах Фрайбурга и Нюрнберга. С 2009 года Михаэль решил всё время уделять работе над проектом Mitfahrgelegenheit.
— Расскажите, пожалуйста, как появился ваш проект? Почему вы решили его создать?
Михаэль Райнеке: В то время, когда появилась мысль о создании mitfahrgelegenheit.de я, Стефан и Маттиас учились в маленьком городке на севере Баварии — в Вюрцбурге. А наши девушки жили примерно в двух часах езды на машине от нашего университета. Конечно, нам хотелось как можно чаще встречаться с ними, но мы были простыми студентами — и в финансовом плане было достаточно сложно совершать подобные поездки каждую неделю.
Однажды мы заметили, что в основном по автобанам в машинах едут только водители, а пассажирские места — пустые. Из-за этого происходит огромный перерасход ресурсов и загрязнение атмосферы! И мы подумали, а что, если найти попутчиков и поделить стоимость поездки — это сократит количество машин на дорогах — будет меньше пробок, меньше будет уничтожаться ресурсов и меньше вредных веществ в итоге окажется в нашей атмосфере — в конце концов, это получается просто дешевле. Сказано — сделано: на разработку первого сайта у нас ушло всего 4 недели. Именно так начался проект, который стал называться Mitfahrgelegenheit.de, а позже — Carpooling.com.
— Как вы его рекламировали и продвигали в самом начале, ведь для успешного функционирования этой системы необходимо большое количество участников?
Михаэль Райнеке: Мы были простыми студентами, и у нас не было денег на маркетинг. Поэтому мы сделали по-простому — стали раздавать бумажные флаеры с адресом нашего сайта в студенческой столовой. И это дало очень хороший результат. Очень быстро наш сервис стал популярен среди студентов.
— Когда вы закончили университет, вы продолжали развивать свой проект? Вы помните тот момент, когда Mitfahrgelegenheitпревратился для вас из хобби в полноценный бизнес?
Михаэль Райнеке: Мы проводили всё свое свободное время — вечера после работы, выходные и отпуска — в работе по улучшению проекта. Например, мы полностью переделали дизайн, договаривались с первыми партнерами и, конечно, отвечали на письма наших пользователей. Мы потихоньку развивались: если в 2001 году ежемесячно было всего 80 000 посетителей, в 2003-м — 250 000, в 2005 году проект стал самым крупным в Германии, а в 2006 году была преодолена отметка в 1 000 000 посетителей. Самое интересное, что на протяжении всего этого времени мы ничего не тратили на маркетинг, пользователи узнавали о нашем сервисе из уст в уста.
Конечно, мы всегда мечтали заниматься этим проектом полноценно — вместо работы, но, честно говоря, нам не верилось, что это возможно. Однако с 2007 года это стало казаться более реальным, потихоньку начал расти наш доход. Но мы достаточно долго вынашивали идею о том, чтобы покинуть свою основную работу, и только с 2009 года мы стали тратить всё свое время на развитие Mitfahrgelegenheit.de.
— Как вам удалось заполучить инвестиции от EarlybirdVenturecapital? Как эти средства помогли в развитии проекта?
Михаэль Райнеке: С этими инвестициями получилась довольно необычная история. Дело в том, что не мы обратились в венчурный фонд (как это принято у молодых компаний), чтобы получить деньги, а сам венчурный фонд обратился к нам с предложением. Они просто позвонили нам и рассказали про венчурный капитал, про то, что это такое и как это работает. Долгое время мы вели переговоры с Earlybirdи в итоге подписали договор об инвестировании, но только после того, как мы пришли к мнению, что дополнительное финансирование ускорит рост и в целом положительно отразится на развитии нашего проекта.
Эти инвестиции помогли нам выйти с рынков немецкоговорящих стран на рынки Италии, Испании, Франции, Британии, Польши и Греции. Интересно, что во всех этих странах, за исключением Италии, в том или ином виде существовала культура подобного способа передвижения. А в Италии всё было немного сложнее, так как в итальянском языке даже отсутствовало слово для обозначения нашего сервиса — пришлось придумывать самим и рассказывать людям, что это, зачем и как этим пользоваться.
До 2011 года наш сервис в каждой стране назывался по-разному и не воспринимался международным сообществом как одна компания, поэтому было принято решение о создании одного бренда — Carpooling.com.
— Что было самым сложным на протяжении вашей предпринимательской карьеры?
Михаэль Райнеке: Первое — продолжающееся изменение компании, каждый год штат сотрудников увеличивается примерно в два раза. И надо понимать, что всему коллективу каждый раз достаточно тяжело переживать такие изменения: процесс адаптации новых сотрудников в коллективе (адаптация старых сотрудников к новым), а из-за быстрого роста нашего сервиса задачи, стоящие перед нашими сотрудниками, постоянно меняются.
А второе — новая модель монетизации. Порядка 11 лет наш сервис был абсолютно бесплатным для наших пользователей, но в прошлом году было принято решение о переходе на другую модель работы. Теперь с каждой онлайн-транзакции мы берем 11 %. Было очень сложно переходить от одной модели работы к другой, но тем не менее это оказалось очень успешным шагом для нас, сейчас мы зарабатываем хорошие деньги. К тому же мы смогли предложить клиенту дополнительные бонусы и гарантии. Например, если по какой-то причине водитель задерживается более чем на полчаса — неважно, попал он в пробку или оказался непорядочным, — наши пользователи могут пойти на ближайший ж/д или автовокзал купить билет и доехать до точки назначения — транспортные расходы будут покрыты нашей страховой компанией-партнером.
— А что было самым захватывающим?
Михаэль Райнеке: Наверное, осознание того, что ежемесячно благодаря Carpooling путешествует около миллиона человек. Конечно, это еще далеко от объемов перевозок DeutscheBahn (основной ж/д перевозчик Германии), но достаточно значимая цифра как для Германии, так и для Европы в целом.
Я и сам очень часто пользуюсь нашим сервисом как пассажир. Садясь к незнакомым людям в машину, я говорю, что меня зовут Майкл, я студент, который решил немного попутешествовать, и слушаю, что они думают о нашем проекте. Каждый раз их реакция меня сильно вдохновляет. Они рассказывают, как это удобно или как они познакомились с очень хорошими людьми. Потрясающе, когда то, что вы делаете, приносит людям счастье!
— Что для вас значит ваш бизнес?
Михаэль Райнеке: Carpooling.com— это мое детище, которое я взращивал со студенческих лет, сейчас этот проект является очень большой и важной частью моей жизни.
— А деньги?
Михаэль Райнеке: Для запуска компании, конечно, деньги — это важная составляющая. Они помогают развивать и продвигать проект. Но для меня лично деньги не столь важны, разумеется, есть какой-то необходимый минимум — я имею в виду, что деньги необходимы для удовлетворения первостепенных потребностей — пропитания и жилья. Но когда я запускал компанию, я не думал о своем заработке, мне нравилось работать в этой сфере, развивать проект, продвигать его, соперничать с конкурентами, привлекать клиентов, это гораздо важнее, чем деньги.
— Что для вас значит быть счастливым?
Михаэль Райнеке: Я счастлив, потому что мои старания по созданию Carpooling.com не прошли даром, теперь каждый месяц порядка миллиона людей использует этот сервис, и он им нравится!
— Какой бы вы дали совет юным российским предпринимателям?
Михаэль Райнеке: Перво-наперво — обладать мужеством, чтобы начать самостоятельно свое дело. Я знаю — существует большая вероятность того, что вы провалитесь, ведь очень многие молодые проекты проваливаются еще в самом начале. Но некоторые предприниматели смогут создать успешную компанию, и, надо сказать, это просто потрясающий опыт, когда у вас получается создать успешный бизнес — на пути к нему вы научитесь очень многому. Лучшего времени для бизнеса, чем юношество, не будет — у вас еще нет семьи, которую нужно кормить, двух машин, взятых в кредит (который нужно регулярно гасить), — вам особо нечего терять! Вам стоит попробовать!
Немного цифр о Carpooling.com
Самый крупный сервис совместных поездок в мире.
На этом сервисе зарегистрировано 5 000 000 пользователей.
Благодаря ему ежемесячно совершается 900 000 поездок.
С момента запуска проекта было сэкономлено 500 миллионов литров топлива.
Удалось сократить выбросы углекислого газа на 1 миллион тонн.
Удалось избежать 90 000 километров пробок.
По сообщениям Carpooling, благодаря сервису подружились тысячи людей, а у 16 пар дело дошло до свадьбы.