Журнал

Секреты привлекательности

В сентябре 2013 года Удмуртия вошла в число наиболее перспективных с точки зрения развития въездного туризма регионов России. Более 100 тысяч туристов посетило республику за 2012 год, в 2013-м, по прогнозам местных туроператоров, эти показатели могут увеличиться еще на 10%. Между тем очевидно, что существующая инфраструктура не готова к повышенному интересу иногородних и иностранных путешественников, а местный бизнес пока сомневается в эффективности вложений средств в туриндустрию.

 Почему едут в Удмуртию?

По данным Удмуртстата, за весь 2012 год республику посетило более 100 тысяч туристов из России, ближнего и дальнего зарубежья. Причем речь идет только о тех, кто воспользовался услугами местных туроператоров и агентств. Если приплюсовать к этому числу туристов, путешествующих самостоятельно, оно, скорее всего, значительно вырастет. Что привлекает в Удмуртию туристов из других регионов? Еще десять лет назад мы вряд ли включили бы в список достопримечательностей более трёх-четырёх пунктов: Дом-музей П. И. Чайковского, Музей Сибирского тракта в Шарканском районе, охотничьи угодья и грязелечебницы. Сегодня, по мнению экспертов, в регионе есть довольно обширный перечень интересных объектов и сильных брендов, позволяющих делать благоприятные прогнозы относительно перспектив развития туриндустрии, но при условии решения проблем с инфраструктурой и прозрачности для потенциальных инвесторов.

«Только за последний месяц мы провели презентации двух новых объектов — «Музейного квартала» в Сарапуле и «Резиденции Бабы-Яги» в Алнашском районе, — рассказывает заместитель министра туризма и спорта УР Илья Кычанов. — Первый проект — культурно-исторический, созданный энтузиастами всего за несколько месяцев, демонстрирует архитектуру старого купеческого города, второй — развлекательный, достойно продолжает серию фольклорных памятников, число которых с каждым годом растет на территории России. Оба объекта были созданы на средства, выделенные министерством и районными администрациями, удалось также привлечь деньги спонсоров».

Имидж Удмуртии туристической сегодня создают «Бурановские бабушки», Михаил Калашников, Галина Кулакова, широкую известность получил этнографический музей под открытым небом «Лудорвай». Популярны у жителей соседних регионов наши горнолыжные комплексы. Высокий потенциал у событийного туризма, значительные средства в бюджет республики должны приносить Международный музыкальный фестиваль им. П.И. Чайковского, рок-фестивали, чемпионаты по зимним видам спорта. Однако туризм — это не только еще одна статья госбюджета, прежде всего, это доходный бизнес, для развития которого необходимо вкладывать деньги в реставрацию и создание объектов и инфраструктуры. Между тем при довольно благоприятной ситуации местные инвесторы не готовы пока рассматривать туризм как сферу для эффективных вложений. Большинство инвестиций в туристический бизнес Удмуртии приходит извне. Среди иногородних инвесторов, участвующих в реализации новых проектов, предприятия Татарстана и Самарской области.

Где искать инвесторов?

Ранее туристические объекты в Удмуртии выживали за счет субсидий государства и муниципальных бюджетов. Сегодня, если судить по динамике, с которой увеличивается их число, появились инвесторы, заинтересованные в развитии внутреннего туризма. По утверждению Ильи Кычанова, важным инструментом в поиске партнеров стала ежегодная «Неделя инвестора».

«Презентации, которые проводятся в рамках мероприятия, позволяют инвесторам оценить существующие ресурсы с точки зрения экономических перспектив, и сейчас, после того, как у властей появились точные представления о требованиях к организации туробъектов и сопутствующей инфраструктуры, оценки становятся более высокими. Конечно, наибольший интерес пока вызывают маршруты для охотников и рыболовов, здравницы, проекты, связанные с событийным туризмом», — говорит эксперт.

Среди коммерчески успешных проектов отмечают «Резиденцию Тол-Бабая» в Шаркане, общий объем инвестиций в который составил 60 млн руб., из них 70% — частные вложения, а также экомузей под открытым небом «Буренкина Усадьба» в Алнашах, музей-отель «Бобровая долина» в Ижевске.

Число достойных внимания туристических объектов растет. И при правильном коммерческом подходе жителям России скоро не нужно будет ехать за финно-угорским колоритом в Финляндию или Венгрию. Но к рациональному подходу и адекватному взаимодействию — коммерческих структур, властей, местных жителей — регион пока только стремится. Для того чтобы туристические объекты стали коммерчески эффективными, необходима развитая инфраструктура — дороги, гостиницы, транспорт.

Сергей Казанцев, директор представительства ЗАО «ФИНАМ», также считает, что в Удмуртии, в условиях поиска инвесторов, одной из ключевых задач для регионального правительства остается формирование и реализация комплексной стратегии с приоритетом инфраструктурного развития, создание понятных, прозрачных и привлекательных условий для частного капитала.

«Туристическая индустрия Удмуртии, без сомнения, многообещающий сектор региональной экономики — потенциал развития более чем значительный, — говорит Сергей Казанцев. — Но для его реализации прежде всего необходимо активное привлечение частного капитала. Такие позитивные факторы, как уникальные природно-ландшафтные комплексы и богатейшее культурно-историческое и этнографическое наследие, формируют сильную ресурсную базу. Благодаря ей в регионе формируются благоприятные условия для развития туристско-рекреационных проектов разной специфики. Но тормозят рост индустрии в первую очередь дефицит инфраструктуры и недостаток финансовых ресурсов. Учитывая, как правило, высокую капиталоёмкость и долгосрочный характер таких проектов для потенциальных инвесторов, важным условием остается наличие государственных гарантий, различных льгот и субсидий».

По словам Ильи Кычанова, с прошлого года в республике действует федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма. В рамках этой программы в период с 2012-го по 2018 год федеральным и республиканским бюджетом будет выделено 70 млн рублей на создание и реконструкцию туристических объектов и соответствующей инфраструктуры. «Данная программа должна стать индикатором финансовой эффективности для потенциальных инвесторов», — считает заместитель министра спорта и туризма.

Методы продвижения

По мнению экспертов СД, для того, чтобы повысить ценность туристических объектов, необходим кластерный подход. Такой подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, в том числе и деятельностью, смежной с туризмом. Формирование туристско-рекреационных кластеров предполагается с использованием механизмов государственно-частного партнерства и инвестиционных проектов. Однако кластеры в Удмуртии пока не созданы, поскольку у местных туроператоров просто нет достаточного опыта для проведения такой работы. Но, по заверению г-на Кычанова, в 2014 году первые кластеры в республике появятся.

Еще одним сильным инструментом для продвижения туристических услуг должен стать ТИЦ — туристический информационный центр, который появится в республике в январе 2014 года. «ТИЦ — многофункциональная организация, участвующая в создании и продвижении туристических услуг и брендов региона, — поясняет Илья Кычанов. — Помимо информационных услуг, ТИЦ осуществляет подготовку квалифицированного персонала для работы на объектах, участвует в формировании кластеров и разработке маршрутов, курирует работу по продаже туров, оперативно предоставляет информацию о ценах, состоянии объектов, инфраструктуре, культурной программе. Один из наиболее удачных на сегодняшний день примеров работы ТИЦ — информационный центр в Казани. В Ижевске подобная структура появится уже в начале 2014 года, но поскольку общей практики по организации работы ТИЦ пока нет, мы будем опираться на опыт наиболее успешных коллег».

В региональном Министерстве спорта и туризма полагают, что активное участие в федеральных выставках и отраслевых форумах играет в узнаваемости республики и ее туристической привлекательности большую роль.  Чиновники отмечают, что стенд Удмуртии, организованный в рамках выставки «Интурмаркет» в Москве, посетили 2500 человек. В сентябре, тоже в Москве, республика представит наиболее интересные объекты и туры на выставках «Отдых/Leasure», в октябре примет участие в ежегодном фестивале «Открой Приволжье». В этом году «Открой Приволжье» пройдет в Уфе, а в 2014-м Удмуртия станет уже не гостем, а хозяином этого форума.

Гостиничный вопрос

Ожидается, что поток въезжающих туристов ежегодно будет увеличиваться на 5-10%.

«Но, прогнозируя увеличение числа туристов, нельзя забывать о том, что к этому пока не готов наш гостиничный бизнес, — замечает Валентина Низамиева, директор представительства «Пермской Гильдии Туриндустрии» в Удмуртии. — Апартаментов категории VIP сегодня даже более чем достаточно, а вот «эконом-класса» как такового нет. Мы не имеем права заниматься организацией многодневных групповых туров до тех пор, пока не сможем гарантировать безопасное и комфортное размещение. Полноценная туристическая инфраструктура не может считаться сформированной без цивилизованных «хостелов» и эконом-отелей. В целом же сфера туризма в Удмуртии действительно начала развиваться стремительными темпами, возможно, это происходит потому, что к нам ежегодно приходят новые, хорошо подготовленные кадры, воспитанные уже в сегодняшних условиях и умеющие генерировать не только интересные, но и коммерчески обоснованные идеи».

Удмуртия, туризм, Ижевск

Эксперты СД сходятся во мнении, что, несмотря на позитивные изменения в индустрии туризма за последние годы, туристский потенциал Удмуртской Республики используется малоэффективно. Уникальные природные ресурсы и культурное  наследие, которыми обладает республика, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия успешного развития отрасли в регионе — всё это лишь один из элементов туристско-рекреационного потенциала.

Справка 

Туристский комплекс Удмуртии составляют около 84 коллективных средств размещения (гостиницы, санаторно-курортные учреждения, детско-оздоровительные и спортивные лагеря, базы отдыха), 32 музея (из них музей-усадьба — 1, музеи-заповедники — 2), более 2 тысяч памятников истории и культуры, 1 национальный парк, 2 природных парка, 2 природных заказника и 283 памятника природы (регионального и местного значения), 4 спортивных комплекса (из них 2 — горнолыжные).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *