Рынок наружной рекламы Ижевска

Рынок наружной рекламы Ижевска переживает самый острый кризис за всю историю его существования. Причина случившегося — в отсутствии прозрачных правил, которые могли бы разрешить противоречия, возникающие между его участниками. С одной стороны, джентльменские договоренности между ведущими операторами наружной рекламы больше не действуют, с другой — собственные правила пытается навязать рынку администрация города.

Призрачная прозрачность

За последние 5-7 лет на рынке наружной рекламы прочно утвердились несколько сильных и проверенных игроков. Острую конкурентную борьбу между собой здесь ведут такие компании, как «Гарант-реги», «Remas-city», «Знак», «SDM», «НРТ», «Парацельс», «Нео-city», «Рондомит» и другие. Одно время ими предпринимались попытки через создание ассоциации достичь устной, джентльменской договоренности о разделе зон влияния в городе. Однако они не увенчались успехом.

Тем не менее, рекламисты руководствовались в своем бизнесе чем-то вроде пакта о ненападении. В отсутствие конкурсной системы распределения мест под новые рекламные конструкции, перспективы развития рекламных агентств определялись их связями в администрации города. При этом никто из них не выходил за рамки правового поля. Рекламные конструкции устанавливались с соблюдением всех действующих норм и требований регулирующих органов.

Существующее положение вещей до определенного времени всех устраивало. Система саморегулирования рынка, выработанная его участниками, была обречена в силу своей непрозрачности.

Ситуация изменилась после того, как в администрации города было принято окончательное решение об образовании нового МУП, к которому должна перейти часть функций, связанных с рекламным рынком. Создано оно было с целью, как выражаются сами чиновники, придать всему процессу большую четкость и прозрачность.

Но та методика, которая была выбрана для его продвижения, с самого начала вошла в противоречие с провозглашенными мэрией принципами. С середины июня директора независимых рекламных агентств столкнулись с тем, что в районных администрациях им перестали выдавать разрешения на установку новых рекламных конструкций. Свои действия чиновники объяснили негласным распоряжением из мэрии.

Первыми с мораторием столкнулись директора агентств «SDM» и «Remas-city». «В районных администрациях у нас просто перестали брать паспорта и принимать заявления на выделение новых земельных участков. Когда я пришла к начальнику торгового отдела и спросила, что происходит, мне просто ответили — не знаем, — рассказывает Ирина Борисова, директор по наружной рекламе „Remas-city“. — Образовался некий вакуум. Прошла одна неделя, другая — ничего не изменилось. Тогда я попросила, чтобы мне дали официальное обоснование отказа, но ответа так и не последовало».

Не нашла объяснения происходящему и главный художник города Елена Чугуевская: «О том, что такая структура должна появиться и поэтому необходимо притормозить процесс выдачи новых паспортов, нам дали понять уже давно. Но так и не было объяснено, чем же должно заниматься это муниципальное предприятие. Может быть, через него имеет смысл проводить конкурсы по продаже рекламных мест или оно возьмет на себя функции по регистрации и выдаче разрешений? Мы пока что не знаем. Это все не проговорено. На деле же получилось так, что мы оставили нишу, а пока все остальные участники рынка ждали цивилизованного подхода к решению проблемы, она оказалась заполненной — все ушло в одно место».

Кто на новенького

Формальным поводом к созданию нового МУП для мэрии послужила необходимость решения проблемы с размещением социальной рекламы и праздничным оформлением города. Но руководитель нового предприятия Алексей Тимофеев понимает свои задачи шире. По его словам, нужно навести порядок в платежах за аренду мест для размещения рекламных конструкций и исключить случаи несанкционированной рекламы. Именно с этой целью чиновники занялись переучетом и регистрацией всех рекламных конструкций и мест в городе.

Представители рекламных агентств считают иначе. По их мнению, муниципальное предприятие рассчитывает стать еще одним игроком на рынке, наделенным к тому же исключительными правами. Алексей Тимофеев не скрывает, что МУП «Городская реклама и информация» собирается перевести порядок распределения рекламных мест на конкурсную основу и само будет в них участвовать. Свои шансы на победу в таком тендере рекламисты оценивают не очень высоко.

Опасения независимых игроков этого рынка уже начинают оправдываться. В то время пока они получают отказ за отказом, комитет по благоустройству при управлении архитектуры города активно действует, прорабатывая для муниципального предприятия земельные участки. «Нас каждую неделю спрашивают из администрации города, что мы сделали для муниципального предприятия, — рассказывает Елена Чугуевская. — Приоритет отдается ему. Другим заявкам мы пока отказываем в связи с тем, что необходимо наработать резервы для этой новой структуры и пересмотреть правила игры».

Нет ответа и на вопрос, почему мэрия решает создать еще одно МУП в то время, как концепция муниципальной реформы подразумевает акционирование и приватизацию уже созданных местным самоуправлением структур.

Похожую ситуацию в недавнем прошлом пережил рынок наружной рекламы в Перми, где городская администрация также пыталась построить собственный бизнес в наружке. Вмешательство административного ресурса в рыночные отношения закончилось тем, что часть местных игроков ушла с рынка, продав свой бизнес федеральным агентствам.

В настоящее время более четверти пермского рынка наружной рекламы контролируется федеральными игроками, которые демпингуя, постепенно выдавливают оставшиеся местные агентства. Что же касается муниципального бизнеса, то он так и не сложился — тратить деньги проще, чем их зарабатывать.

Нечто похожее может произойти и в Ижевске. Существует даже мнение, что муниципальное предприятие создается лишь для того, чтобы, получив хорошие места под рекламу, перепродать их впоследствии иногородней структуре.

Новые пиратские технологии

В попытке администрации города навести порядок в наружной рекламе есть свой резон. Механизма эффективного государственного регулирования до сих пор отсутствует. Одновременно ужесточение конкуренции между рекламными агентствами заставило некоторые из них отказаться от прежних договоренностей.

В роли нарушителя «конвенции» выступила компания «НРТ», установившая несанкционированные рекламные конструкции на «чужой» территории (юридически она закреплена за компанией «Знак»). При этом были нарушены требования ГОСТа и норм ГИБДД. Администрация города была поставлена рекламным сообществом в известность о происходящем, однако каким-либо образом воздействовать на нарушителя она не может. Бессилие администрации стимулировало «НРТ» к продолжению пиратства.

«Получается, что любой может поставить конструкцию, разместить рекламу и получить доход, не уплатив при этом никаких налогов. Кстати, за разрешение на распространение рекламы только на одном щите агентства выплачивают от 4 до 7 тысяч рублей ежегодно. Аренда самой земли, где расположен билборд, составляет от 7 до 9 тыс. рублей в год. В то же время снести пиратскую конструкцию тоже не просто — это связано с определенными затратами», — считает директор управляющей компании «Leasing Print» и один из основателей «Remas-city» Алексей Лимонов.

Сейчас все ждут реакции властей. По мнению рекламного сообщества, она должна быть жесткой и немедленной. Рекламисты справедливо считают, что если самовольство «НРТ» останется без ответа, то это приведет к массовому пиратству в этой сфере и администрация уже не сможет справиться с этим процессом. Пока же попытка муниципалитета решить проблему через создание специализированного предприятия спровоцировала неразбериху на рынке. Возможно, именно ситуация неопределенности подвигла «Новые рекламные технологии» пойти ва-банк. «НРТ» побоялась после необъявленного моратория оказаться в положении стороннего наблюдателя, за спиной которого происходит перераспределение территории.

Операторы рынка наружной рекламы надеются, что им еще удастся сохранить ситуацию в правовом поле. Известно, что вице-мэр Ижевска Александр Ушаков намерен пригласить все заинтересованные стороны для обсуждения сложившейся ситуации. Возможно, власти и операторам рынка удастся выработать компромисс. И те, и другие в нем кровно заинтересованы. Однако его достижение потребует жертв. Рекламисты должны стать более открытыми и научиться работать в условиях честной конкурентной борьбы. Что касается Администрации Ижевска, то ей стоит определиться, кем быть — участником рынка или его регулятором.

Станислав Лысков, «Гарант-реги»:

Каждый начинает играть по своим правилам

— Мы как один из самых сильных игроков на этом рынке, имея за спиной холдинг и неограниченный потенциал оборотных средств, могли бы, по идее, вести себя совершенно наглым образом. Но мы этого целенаправленно не делаем. Дикости на нашем рынке никогда не было. Я этим занимаюсь более пяти лет. «Remas» работает дольше нас на три года. Мы всегда находились в правовом поле. Теперь возникает следующий момент. Если люди, которые напрямую должны следить здесь за порядком, начиная с ГИБДД, управления архитектуры и заканчивая администрациями районов, не делают этого; если действия «НРТ» останутся без какой-либо реакции с их стороны, то почему мы не должны отвечать адекватно? Мы будем вести себя точно так же. Чем мы хуже? Это прямое ущемление наших интересов.

Елена Чугуевская, главный художник города:

Ситуация очень тяжелая

— Елена Станиславовна, что происходит в городе с рынком наружной рекламы? Почему не выдаются новые паспорта на рекламные конструкции?

— Действительно, с новыми заявлениями сегодня работать сложно, потому что нет такого официально объявленного моратория и нет распоряжения мэра города. Пока идет ряд рабочих совещаний у вице-мэра Ушакова по поводу создания муниципального предприятия и необходимости обеспечения его рекламными местами. Кроме того, поставлены под вопрос все наработанные ранее документы. С одной стороны, может быть, и правомерно вклинивать в этот процесс муниципальное предприятие, т.е. оно должно быть участником рынка, но, к сожалению, пока непонятны его полномочия.

— Какой, на ваш взгляд, возможен выход из ситуации, сложившейся вокруг компании «НРТ»?

— Пока что нами у них запрошен проект, согласованный со всеми соответствующими службами. Я думаю, что «НРТ» придется пожертвовать некоторыми конструкциями, потому что они были поставлены без учета действующих норм. Эта компания просто выдержала ритмичный ряд, не учитывая требования ГОСТа и правила МВД РФ.

Новые требования довольно жесткие, и они влияют в принципе в целом на всю систему размещения рекламы на городских магистралях. Поэтому мы еще так долго тормозили процесс введения в городе новых рекламных конструкций. Между тем небольшие фрагменты улиц были проработаны пилотными проектами, которые впоследствии будут осуществляться.

Между тем «НРТ» ежедневно продолжает устанавливать новые конструкции, что однозначно толкает рекламное пространство города к хаотичному формированию как в градостроительной, так и в экономической плоскостях. Так что в скором времени мы можем получить бессистемно размещенных за счет зеленых зон города 7-метровых рекламных монстров с пустыми плоскостями.

— Елена Станиславовна, как не допустить скатывания рынка наружной рекламы в сторону дикости и анархии?

— На мой взгляд, решение проблемы, в первую очередь, зависит от доброй воли мэра города, его понимания этой проблемы. Мы сейчас пытаемся предоставить ему всю информацию, может быть, он какие-то подробности и не знает. А во-вторых, очень важна готовность к диалогу всех участников рынка, иначе может сложиться очень конфликтная ситуация.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.