Рауф Каримов: «Торговля в малонаселенных пунктах убыточна»

Государство в государстве

 Эту некоммерческую структуру, благополучно пережившую царей, советских руководителей и сумевшую приспособиться к рыночным реалиям, сохранив социальные функции, не случайно называют «народной организацией» или «государством в государстве». Удмуртская потребкооперация остаётся важной составной частью социальной инфраструктуры села и играет существенную роль в жизнеобеспечении сельского населения — в этом уверен руководитель Удмуртпотребсоюза Рауф Каримов, давший эксклюзивное интервью журналу «Свое дело».

— Рауф Мухаметович, структура Удмуртпотребсоюза в цифрах выглядит весьма внушительно: 145 тысяч пайщиков, 8 тысяч работников, 26 райпо, 1100 розничных торговых предприятий, 87 тысяч квадратных метров складов, 15 хлебозаводов, 18 пекарен, 88 цехов по производству колбас, рыбы, молока, 16 аптек, 365 приемных пунктов по закупке молока, 2 зверохозяйства и даже свой техникум. При этом на поддержку потребкооперации ежегодно выделяются средства из республиканского бюджета. Например, в этом году объем господдержки составит 23,5 млн рублей. Столько же было выделено в прошлом. На какие цели направляются эти деньги?

— Эти средства выделяются в рамках мероприятий поддержки сельского хозяйства, которое в текущей ситуации в этом нуждается как никогда. Именно поэтому это, наверное, единственная отрасль в бюджете республики, где размер государственной поддержки не был сокращен и остался на уровне прошлого года. Вообще, наша работа в известной мере и социальная. Это всегда понимали в правительстве республики. Так что все меры по господдержке оказываются взамен на определенные обязательства с нашей стороны. Например, с 1994-го по 2009 год мы заключали соглашения, в которых прописывались наши обязательства, связанные с торговым обслуживанием сельского населения во всех населенных пунктах независимо от размера, а также с развитием заготовительной, перерабатывающей отраслей. В 2010-2012 годах действовала целевая программа «Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики». Во второй программе (2013-2015 гг.) конкретно указывались размеры господдержки в 15 млн рублей ежегодно, но в основном эти деньги шли на субсидии на возмещение части стоимости оборудования, техники и на возмещение транспортных расходов по доставке продовольственных товаров в сельские магазины. Такая практика по возмещению средств существует уже последние шесть лет. В этом году, как и в 2014-м, в бюджете предусмотрено 23,5 млн рублей. Господдержка потребкооперации будет и в рамках программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

– Механизм потребкооперации простой – райпо закупают у населения мясо, рыбу, ягоды, грибы, лекарственные растения, перерабатывают и реализуют в своих магазинах — тому же населению. В этом смысле социальная роль потребсоюза для жителей села двойная — это и возможность сдать свою продукцию, и возможность (часто единственная) купить продукты в сельском магазине. А как в современных условиях наша потребкооперация находит баланс между социальными задачами и предпринимательской деятельностью?

— Коммерческой деятельностью мы занимаемся за счет рентабельной работы всего многоотраслевого хозяйства: торговой, производственной, заготовительной деятельности, переработки сельхозпродукции, социальных и бытовых услуг населению. Но надо понимать, что торговля в малонаселенных пунктах убыточна: там мы получаем ежегодно порядка 60-70 млн рублей убытка. Но мы стараемся развивать торговлю на экономически выгодных площадках: в райцентрах, крупных населенных пунктах. Мы везде присутствуем, но за счет рентабельных площадок у нас есть возможность содержать и убыточные магазины. Кроме того, каждый руководитель кооперативной организации стремится найти приемлемые для себя новые, нетрадиционные и нужные населению своего района виды деятельности. Например, в Кезском райпо и Балезинском потребобществе занимаются кролиководством, в Вавожском райпо держат пасеку, в Игринском установлено оборудование для шоковой заморозки культурных и дикорастущих ягод, что приводит к увеличению объема закупок в два раза, в Шарканском райпо — освоили производство маринованных и соленых грибов, в Алнашском райпо — организовали прудовое хозяйство, разведение гусей. Для того чтобы полноценно работала цепочка «заготовка – производство – торговля», развиваем материально-техническую базу перерабатывающих предприятий и цехов системы Удмуртпотребсоюза, занимаемся их реконструкцией и модернизацией, переходим на энергосберегающее оборудование, внедряем современные технологические процессы. Все это помогает повышать вклад производства и общественного питания в формирование собственных товарных и финансовых ресурсов потребительских обществ. По результатам 2014 года все отрасли деятельности системы Удмуртпотребсоюза — рентабельны.

— Каковы ваши экономические показатели?

— Совокупный объем деятельности по системе потребсоюза за 2014 год составил 13,2 млрд рублей — по этому показателю Удмуртпотребсоюз занимает третье место среди потребсоюзов России. Оборот розничной торговли и общественного питания составил 8 млрд рублей. Кооперативным оборотом охватывается более 40 % денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров. Доля товарооборота организаций потребительской кооперации в объеме продаж районов республики составляет от 30 до 60 %.

— Есть мнение, что в условиях экономического кризиса в стране, санкций против России развитие потребительской кооперации и личных подсобных хозяйств могло бы стать механизмом, компенсирующим рост безработицы и социальную напряженность на селе. Что Вы об этом думаете?

— В этом есть доля истины. Негативные внешнеэкономические факты заставили отечественного производителя перестроиться: увеличивать производство собственной продукции, больше закупать продукции у владельцев личных подсобных хозяйств, фермеров, обеспечивать рынок отечественными товарами. По итогам 2014 года в республике произведено сельхозпродукции на 11,1 % больше, чем в 2013 году.

Мы, например, активно развиваем заготовительную отрасль, используя новые формы сотрудничества с населением, — на договорной основе организуем работу мини-ферм для разведения кроликов, птицы, овец. Организуем прудовые хозяйства, пасеки. Кроме того, обеспечиваем население молодняком скота и птицы, откорм которых ведется на частных подворьях. Только птицы мы ежегодно доставляем до 200-250 тысяч голов. В последние 2-3 года появились трудности в заготовке молока из личных подворий граждан. На снижение объемов заготовок влияет в основном уровень закупочной цены. Наши перерабатывающие предприятия принимают молоко от коллективных хозяйств (СПК) на 3-4 рубля дороже, чем от кооперативов. Кроме того, они имеют еще и дотацию от государства на каждый литр сданного молока. Владелец подворья оказался в неравных условиях, поэтому в республике в частных подворьях сохраняется тенденция сокращения коров. Мы считаем, в целях поддержки и развития молочного производства (роста поголовья коров) в личных хозяйствах граждан необходимо установить адресную поддержку в виде дотации сдатчикам молока.

Ежегодно мы заготавливаем до 150 тонн трав и сырья. К этой работе привлекаем школьников, пенсионеров, временно безработных, заключаем договоры с районными центрами занятости. Всю продукцию отгружаем в ООО «Травы Башкирии», с которым сотрудничаем более десяти лет.

— Каковы преимущества потребкооперации перед федеральными торговыми сетями?

— В первую очередь — торговля собственной продукцией кооперативных организаций, отвечающей требованиям качества. Ассортимент товаров, производимых кооперативными промышленными предприятиями, не меньше, чем в федеральных сетевых магазинах. Немаловажен и тот факт, что потребительская кооперация является единственным поставщиком товаров первой необходимости для жителей малонаселенных и отдаленных пунктов, которые неинтересны для других представителей торгового бизнеса. Обслуживают населенные пункты, не имеющие стационарной торговой сети, автомагазины.

Продукция, выработанная на предприятиях нашей системы, составляет 40 % в обороте продовольственных товаров. По другим позициям, если говорить о торговле, закуп товаров централизованный. У нас много федеральных поставщиков, с которыми мы уже не один год сотрудничаем. Причем они работают только с сильными покупателями, у них очень жесткие условия. Поэтому в наших магазинах и цены на товары, которые мы берем от федеральных поставщиков, практически такие же, как в «Магните».

— А федеральные сети не предлагали взять на реализацию вашу продукцию?

— У нас есть договоры с 250 предприятиями. Сейчас, например, мы рассматриваем вопрос, чтобы поставлять нашу минеральную воду из Увы, и, если у нас будут излишки, мы будем и ее поставлять в федеральные сети.

— Какие райпо традиционно являются передовыми?

— Все райпо самодостаточные, прибыльные. Можно выделить по отраслям. Если по торговле — Дебесское, Селтинское райпо и еще с десяток. Если говорить о переработке, то — Глазовское, Алнашское, Увинское, Селтинское. По заготовкам молока от населения самое продвинутое — Алнашское. У каждого своя фишка есть.

— Ощущается ли интерес жителей городов к экологически чистой продукции из села? Как удовлетворяется их спрос?

— Мы ежегодно участвуем в традиционных республиканских ярмарках. В Ижевск приезжают кооператоры почти из всех райпо. Популярность нашей продукции здесь просто потрясающая. Горожане часто приходят посмотреть на сельские разносолы, которых в городе не купить. Например, шарканские соленые рыжики, которые производит Шарканское райпо. Каракулинское райпо удивляет широким ассортиментом камской рыбы: щука, сом, лещ, судак, чехонь. А Вавожское райпо имеет свою пасеку и всегда привозит на ярмарку мед — сотовый и весовой.

— Все у вас хорошо, но тем не менее, наверное, есть что  развивать? Каковы ближайшие планы Удмуртпотребсоюза?

— Один из важных проектов, который уже начат, —  «Автоматизация торговых процессов на базе единой IT-платформы». Это ключевой инструмент для централизованного управления торговлей всей нашей системы. Сегодня почти 400 из 1100 магазинов автоматизированы. Через пару лет, я думаю, у нас будет единая торговая сеть, которая управляется из одного места. Также запланированы строительство и реконструкция объектов торговли, общественного питания. Развивается сеть фирменных магазинов «Радамир», «Кулинария», отделов «Готовая еда». Обновляются интерьеры обеденных и банкетных залов, открываются кафетерии, магазины «Мир детства», специализированные отделы — всё делается для того, чтобы сельскому покупателю было комфортно, развивалась инфраструктура села, а кооператоры могли получить дополнительные доходы и направить их на повышение заработной платы своим работникам, специалистам, открывать новые производства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.