«Эксперт РА» прогнозирует сокращение числа страховщиков на 30%

По прогнозам «Эксперт РА», к концу 2010 г. из работающих сегодня примерно 700 страховщиков на рынке останется чуть более 500 компаний, а без учета страховщиков жизни и страховых медицинских организаций – около 350. На докризисный уровень 2008 г. рынок может выйти лишь к 2011 г. В 2010 г. сборы составят около 532,3 млрд руб., или на 3,6% больше, чем в 2009 г.

Ускоренное развитие рынка возможно только с введением новых широкомасштабных обязательных или вмененных видов страхования (страхования ответственности по опасным объектам, противопожарного страхования, страхования ответственности перевозчиков). Иначе рынок будет восстанавливаться незначительными темпами, говорится в исследовании рейтингового агентства «Страховой рынок в 2009 году: Ледниковый период».

По прогнозу «Эксперт РА», наибольший вклад в рост рынка в 2010 г. внесут:

  • ДМС (по сравнению с 2009 г. сборы вырастут на 9 млрд руб., или на 12%);
  • осаго (+5 млрд руб., или +6%);
  • страхование имущества физлиц (+1,5 млрд руб., или +7%);
  • страхование от несчастных случаев и болезней (+1,5 млрд руб., или +5%).

Отрицательную динамику сохранят страхование:

  • сельскохозяйственных рисков (–1 млрд руб., или –10%);
  • жизни (–1 млрд руб., или –7%);
  • ответственности за неисполнение обязательств по государственным и муниципальным контрактам.

В 2009 г. сборы российских страховщиков без учета ОМС сократились на 7,5% – до 513,6 млрд руб., уровень выплат вырос на 10,5 п.п. Однако наиболее значимые изменения произошли не в количественной плоскости, а на уровне идеологии, полагает агентство. В частности, страховая розница и банкострахование, наиболее перспективные сегменты рынка до кризиса, из лидеров роста превратились в лидеров падения, стали источниками проблем и роста убыточности. В 2009 г. страховщики всеми силами старались диверсифицировать свои портфели, увеличивая долю корпоративного сегмента.

Если ранее высокие комиссии страховым посредникам позволяли быстро нарастить рыночную долю, то в условиях кризиса возможности посредников существенно сократились, при этом участились случаи их недобросовестного поведения. В результате страховые компании переориентируют свою маркетинговую политику на страхователей – обновляют и расширяют линейки страховых продуктов, создают бюджетные продукты, более активно используют франшизу, развивают прямое страхование.

Изменилась и основная стратегия собственников страховых компаний. Если до кризиса они были ориентированы на захват рыночной доли и последующую продажу компании, то теперь главная цель – выживание, а основные целевые показатели – ликвидность, убыточность, рентабельность. В результате оптимизации бизнес-процессов в 2009 г. был отмечен всплеск реструктуризации страховых групп, объединений страховых компаний под одним юридическим лицом (реструктуризация системы «Росгосстрах», группы «МСК»).

Изменились ориентиры и у страхнадзора. Если раньше усилия ФССН почти полностью были направлены на пресечение деятельности схемных компаний, то теперь надзор переориентировался на борьбу с неплатежеспособными страховщиками. В условиях отсутствия адекватных инструментов раннего выявления финансовых затруднений у страховщиков практически единственным основанием приостановления и отзыва лицензии у неплатежеспособных компаний стали жалобы страхователей, говорится в исследовании агентства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.