Звездная болезнь

Гостиничный бизнес в России оказался в парадоксальной ситуации: российское Минспорта грозит лишить беззвездные гостиницы права на существование, а фактически получить «звезды» вот уже больше полугода невозможно. СД выяснял, что больше беспокоит отельеров, обязательность или невозможность.

Невозможно, но обязательно

«Звезды» российским гостиницам присваивали с 2005 года – в добровольном порядке. Классификацию проводили специалисты Ростуризма. Процедура выезда московских специалистов на места была волокитной и дорогостоящей, поэтому силы и средства на ее проведение за 4 года нашли только около 400 гостиниц по всей России. Чтобы подстегнуть интерес к прохождению классификации, ее решили упростить – передать функции по ее проведению более мобильным структурам.

Начали издалека. В конце 2009 года в закон «О туристской деятельности» была внесена поправка, согласно которой присвоение «звезд» отдали на откуп неким «аккредитованным организациям». Что это будут за организации и как они будут проводить оценку гостиниц, поручили определить Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ. В Минспорта задумались на несколько месяцев, и все это время пройти классификацию было невозможно.

В мае этого года Минспорта, наконец, издало приказ «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии» (согласно которому «звезды» могут иметь не только гостиницы, но и «иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи»). Еще через пару месяцев в закон «О туристской деятельности» внесли поправку, определяющую порядок аккредитации организаций-«звездочетов» — ее должны провести региональные минспорттуризма. Теперь за ними последнее слово, чтобы восстановить процедуру классификации гостиниц.

В республиканском Министерстве по физической культуре, спорту и туризму это последнее слово сказать пока затрудняются и вообще комментировать касающиеся гостиниц нововведения оказались не готовы. По всей видимости, аккредитованные  для присвоения «звезд» организации появятся у нас еще не скоро.

А между тем в российском Минспорта заявляют, что классификация гостиниц не только будет восстановлена, но и станет обязательной. Заместитель руководителя департамента туристкой деятельности и международного сотрудничества Минспорта РФ Андрей Гаврилов в телефонном разговоре заявил СД, что классификация будет проходить в «добровольно-принудительном порядке». По его словам, «дополнительные документы, которые появятся на свет в ближайшее время, поставят вне закона гостиницы, не имеющие «звезд». Какие именно это будут документы, г-н Гаврилов не уточнил, однако описал процедуру прекращения деятельности беззвездных гостиниц. «Они будут работать до первого нарекания и первой проверки, — сообщил чиновник, – в результате которой их деятельность попадает под определение «незаконное предпринимательство» и будет прекращена».

Парадоксальная ситуация, когда классификация фактически невозможна, а в перспективе – обязательна, уже который месяц держит гостиничный бизнес в напряжении.

Приблизительная звездность

В Ижевске «звездную» классификацию в добровольном порядке не прошла ни одна гостиница. В гостинице «Центральная» говорят, что пока документ не будет обязательным к исполнению, смысла тратить деньги на звездный статут нет: привлекать клиентов помогает статус одного из самых крупных и зрелых предприятий гостиничного хозяйства в городе. К слухам о том, что классификация может стать обязательной, здесь относятся философски. «Классификация по новым правилам оживит отрасль, — считает директор ижевского МУП «Гостиница Центральная» Вадим Глезденёв. — Даже те, кто будет получать минимальные баллы, все равно приведут свой номерной фонд в порядок, иначе комиссия не выдаст заключение. Клиенты получат сервис нового уровня».

«Единая система классификации просто необходима российскому рынку, — уверена управляющая отелем «ParkInn-Ижевск» Елена Алалыкина. — Во-первых, для удобства гостей: очень не просто определить уровень отеля по названию, а отзывы на сайтах отеля зачастую написаны самой администрацией. Исключение — сетевые отели, где один централизованный сайт, и на нем представлены десятки, сотни гостиниц этой цепи, и уровень сервиса в них стандартизирован. Во-вторых, для самих отельеров: чтобы понять, насколько насыщен сегмент рынка предложениями и спросом. Если отели республики пройдут классификацию, мы увидим реальную ситуацию, а не желание администрации отнести свой бизнес к какой-то категории звездности».

Официально беззвездные ижевские гостиницы тем не менее уже давно примерили на себя утвержденную приказом Минспорта систему классификации гостиниц. По оценкам Вадима Глезденёва, уровень гостиницы «Центральная» соответствует двум «звездам». А Елена Алалыкина говорит, что хотя ижевский ParkInn и не имеет классификации, сеть отелей ParkInn классифицирована по международной шкале на 4 «звезды».

Оценка и цена

В Минспорта РФ утверждают, что российская система «звезд» соответствует требованиям Всемирной туристической организации и, по сути, должна помочь отечественным гостиницам «встроиться» в мировую систему стандартов качества в этом бизнесе.

Согласно этой системе (есть на сайте Минспорта РФ), оценка гостиниц проводится в три этапа. Сначала эксперты аккредитованной организации оценивают наличие или отсутствие в ней тех или иных удобств и сервисов. Например, гостиницы, претендующие на 4 и 5 «звезд», должны быть оборудованы системой местной радиотрансляции, лифтом, время ожидания которого не превышает 30 секунд, и собственным развлекательным центром с фитнес-залом, бассейном и дискотекой. В номерах четырехзвездочного отеля в обязательном порядке должны быть кондиционеры с функцией как охлаждения воздуха, так и его нагрева. В отелях 2 «звезды» и выше должна быть бесплатная бутилированная вода в каждом номере. Для всех «звезд» обязательным требованием стало наличие телефона или кнопки вызова персонала в номере.

На втором этапе проводится балльная оценка гостиницы. Баллы присваиваются опять-таки за наличие тех или иных удобств и услуг. Самые высокие баллы присуждаются за различные дополнительные услуги типа сауны, бассейна, грязелечения. 6 баллов дают за расположение гостиницы в здании, являющемся историческим памятником федерального значения, 10 баллов – за сервис для инвалидов. А если в гостинице кроме свежести ремонта, качества мебели и сантехники оценивать нечего, то она много не наберет – по 1-3 балла за каждый пункт.

На третьем этапе баллы суммируются. Чтобы получить хотя бы 1 «звезду» маленькой гостинице с количеством номеров до 50-ти, нужно набрать 18 баллов, 3 «звезды» — 45 баллов, 5 «звезд» — 70 баллов. В общем приближении это означает, что  гостиниц без особых дополнительных услуг может считаться трехзвездочной, если в ней все новое и красивое. И каждые два года классификацию нужно подтверждать.

И когда отельеры говорят, что классификация стоит денег, они имеют в виду именно затраты на постоянное содержание гостиниц в состоянии «новая» и «красивая». Стоимость самой процедуры классификации не имеет для них решающего значения, и тот факт, что проводить ее теперь будут не федеральные чиновники, а местные аккредитованные организации, ничего не меняет в финансовом вопросе. По мнению отельеров, существенно дешевле «звезды» от этого не станут.

Без претензий

И тем не менее ижевские отельеры говорят, что если классификация станет обязательной, их услуги не подорожают. По словам Вадима Глезденева, даже в городах гораздо более привлекательных для туристов, чем Ижевск, вложения в оборудование пятизвездочного отеля окупаются в течение как минимум 15 лет, а у нас такие инвестиции просто не имеют смысла. Поэтому претендовать на высокие категории ижевские отели не будут. 

«Соотношение цена-качество в Ижевске сейчас оптимальное, — поддерживает коллегу Елена Алалыкина. — Ижевск и Удмуртия в целом ориентированы на бизнес- туристов, а это гости, как правило, с лимитированной суммой  на проживание, которым при выборе гостиницы важны прежде всего такие параметры, как чистота и порядок. Лучше быть востребованным отелем эконом-класса, чем пустой гостиницей класса «Люкс». Поэтому гостиниц, получивших 4 и 3 «звезды», будут единицы, но и этого количества для Удмуртии будет достаточно».

Еще менее вероятны претензии на высокие категории со стороны санаториев. «Если отелю для присвоения категории нужно лишь привести в соответствие номерной фонд, объем и качество услуг, то в лечебном учреждении все гораздо сложнее, — говорит руководитель службы приема и размещения ОАО санаторий-профилакторий «Энергетик» Максим Дерябин. — При изменении даже самой небольшой процедуры нужно уведомить Министерство здравоохранения, а документация на все, что связано с оздоровительной программой, готовится не один месяц, и столько же уходит на ее согласование в министерстве. Соответственно, стоимость перехода на высший уровень – это миллионы рублей и годы подготовки документации».

Первые «звезды»

Пока в Ижевске гадают, станет ли классификация обязательной для всех, в Варзи-Ятчах, что называется, держат пальцы, чтобы процедура ее прохождения была, наконец, определена.

Санаторий «Варзи-Ятчи» два года назад первым в республике получил звездный статус. Экспертная комиссия Ростуризма присвоила ему 2 «звезды». «Эту процедуру мы прошли, наверное, в первую очередь, для себя, — рассказывает заместитель руководителя санатория по маркетингу и рекламе Светлана Наумова. — Дело в том, что, получив «звезды» один раз, их нужно подтверждать раз в два года. Коллектив об этом знает, поэтому все стараются поддерживать заданный стандарт. Кроме того, наличие классификации помогает выигрывать конкурсы и гранты по здоровому образу жизни».

По словам Светланы Наумовой, «Варзи-Ятчи» гордится своим скромным, но все же имеющимся классом и хотел бы подтвердить классификацию на следующие два года. Поэтому в санатории ждут не дождутся, когда же наконец чиновники закончат реформы и классификация – добровольная или обязательная — снова станет возможной. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.