Золотая молодежь

Накануне завершения учебного года мы решили составить список лучших выпускников республиканских вузов – молодых специалистов, которые уже этим летом выйдут на республиканский рынок труда с прикладными идеями и энергичной инициативой. Список получился короткий, и, как выяснилось, никто в республике ничего не предпринимает, чтобы он стал длиннее.

Ничего не умеют

Вопрос: «Кого из нынешних выпускников вы особенно рекомендуете работодателям?» – вызвал в вузах некоторое недоумение: в списках претендентов на красные дипломы сотни фамилий. Объяснив, что нам нужны не просто отличники, а лучшие из лучших – дипломанты, стипендиаты, получатели грантов, те, кто показал себя не только в учебных аудиториях, но и за их пределами, — мы получили из пресс-служб списки из нескольких десятков титулованных выпускников. Уточнив на факультетах и кафедрах, где учатся и защищаются все эти вундеркинды, чем, собственно, они заслужили свои титулы, мы выяснили, что в большинстве случаев речь идет об отличном знании теории. В итоге список сократился до четырех человек и одной научной группы, которые за время учебы в вузе успели набрать не только теоретический багаж, но и придумать пригодные для практического применения проекты, а кое-кто уже и приступил к их реализации.

В вузах признают, что выпускают ничтожно мало таких звезд. «Образование сегодня — это знание правильных ответов на определенный список вопросов, — говорит проректор по связям с общественностью и СМИ УдГУ Владимир Байметов. – И все грамоты, награды, гранты – это все знания, но не умения. А как научить умению? Вот это-то пока и неясно. Пока еще преподавателям проще сказать: прочитайте ту или иную книжку, в то время как на Западе уже давно перешли на прикладную систему обучения. Студентов учат что-то делать, создавать своими руками. У наших преподавателей до сих пор нет подходящих навыков, чтобы обучать прикладным вещам, они сами этого не умеют. А привлечь в вузы специалистов-практиков очень сложно, поскольку мало кто идет на такую маленькую зарплату, какую мы предлагаем».

По тем же финансовым причинам, по словам Владимира Байметова, вузы отстают и от технического прогресса – не могут себе позволить приобрести современную технику и программное обеспечение. В итоге, когда выпускник приходит на предприятие, он видит там оборудование, на два-три поколения более продвинутое, чем то, на котором он умеет работать. «Фактически выпускник очень много знает, но ничего не умеет, – признает Владимир Байметов. – И это огромная проблема для вуза».

Никому не нужны?

Работодатели тоже считают это огромной проблемой, и в кризис она особенно обострилась. «До кризиса мы позволяли себе работать со студентами, у нас даже был институт наставничества, – рассказывает менеджер по персоналу компании «Ассо-строй» Инна Иванченко, – но сегодня нужно делать все очень быстро, и на обучение и переобучение студентов просто нет времени. Дело в том, что у вчерашних студентов неплохое знание теории, но они совсем не владеют практическими навыками. А все время выходить в вуз и там проводить мониторинги, искать и обучать студентов – слишком дорого».

Речь о том, чтобы совсем отказаться от приема молодых специалистов, конечно, не идет. Но их берут на работу на общих основаниях, предъявляя фактически те же требования, что и к кандидатам, имеющим опыт работы: они должны не только знать, но и уметь. В этом смысле у вузовских звезд из составленного журналом «Свое дело» списка, конечно, больше шансов на трудоустройство. Другое дело, что даже вундеркиндам республиканские предприятия согласны в первое время платить в среднем только от пяти до восьми тысяч рублей.

«Несмотря на строгий отбор, основная проблема при рассмотрении кандидатов в том, что в большинстве случаев выпускники не имеют достаточно знаний, умений и практического опыта, который бы обеспечивал заявленный уровень зарплатных ожиданий», — говорит Екатерина Тихонова, начальник отдела развития и управления персоналом ООО «КОМОС ГРУПП».

Запросы самих выпускников, по наблюдениям республиканских рекрутеров, составляют 15-20 тысяч рублей. А еще они хотят хорошую должность. По мнению директора «Консалтингового агентства Донских» Андрея Донских, формированию завышенных ожиданий способствует несовершенство   существующей системы высшего образования, оторванной от реальных потребностей экономики и поставленной в условия выживания. Вузы готовят специалистов по «модным» специальностям, подкрепляя их курсами типа «От идеи до бизнеса», «Стань лидером», «Успешный руководитель – кто он?», которые поддерживают юношеские иллюзии быстрого карьерного роста.

Индзаказ

Расхождение способностей и запросов выпускников с потребностями и предложениями работодателей не устраивает ни тех, ни других. «Мы уверены, что ситуация будет выровнена, когда будет построена эффективная работа вузов и предприятий в области организации стажировок и производственных практик, усовершенствования программ обучения с учетом реальных потребностей предприятий и современного рынка труда», – считает Екатерина Тихонова.

Подобные попытки в республике предпринимались и предпринимаются. Например, В ИжГТУ уже несколько лет практикуют так называемые «реальные дипломы»: в рамках дипломного проекта студент выполняет не теоретические построения, а реальную работу по заказу реального предприятия. Студент при этом получает необходимый ему практический опыт и некоторые умения, а работодатель – возможность испытать, доучить и впоследствии принять на работу специалиста, по сути, подготовленного по его индивидуальному заказу.

Правда, работодателю приходится за это платить. Цена «реального диплома» варьируется в зависимости от объема выполняемых в рамках проекта работ, но в среднем она составляет около 20 тыс. руб. Большую часть этой суммы составляет зарплата дипломника – ведь он же работает, а 7% накладных расходов остается в кассе вуза – ведь научный руководитель ему помогает.

На вопрос, каковы гарантии того, что работа будет выполнена на должном уровне, а студент впоследствии сможет и захочет работать у заказчика, проректор ИжГТУ по инновационной работе Юрий Михайлов отвечает вопросом:  «А если выпускник защитит диплом на кафедре, а потом придет на это же предприятие, где его все равно придется многому учить, то есть тратить те же самые деньги и время, – где в этом случае гарантия, что из него выйдет хороший специалист? В рамках реального дипломного проекта эти затраты будут более эффективны, благодаря поддержке и контролю со стороны наших преподавателей».

Тем не менее Юрий Михайлов признает, что «реальные дипломы» не стали широко распространенной практикой. В докризисном 2008 году из 1,5 тысячи выпускников так защищались всего около трехсот, в кризисном 2009-м – только 280, нынче число договоров с предприятиями еще процентов на 40 меньше. Юрий Михайлов говорит, что до конца учебного года еще есть время подтянуть показатели, но не припоминает случая, когда инициатива исходила бы от самого работодателя – студентам приходится самим искать заказчиков для своих проектов. Чаще других это удается дипломникам факультетов информационных технологий и рекламы и дизайна, иногда везет разработчикам энергосберегающих технологий. Заказчики – в основном предприятия малого и среднего бизнеса, заинтересовать «реальными дипломами» крупнейших работодателей пока не удается. «Мы ежегодно проводим выставки разработок наших студентов, и работодатели их охотно посещают, отмечают, что с каждым годом работы становятся все лучше и лучше, но на этом разговор и заканчивается. Люди не понимают, что хороший специалист, подготовленный специально для конкретной работы и даже должности, стоит дорого», — резюмирует Юрий Михайлов.

Кадровый резерв

«Индпошив» молодых специалистов – не единственная возможность привести способности выпускников вузов и потребности работодателей к единому знаменателю. Специалисты в области рекрутинга говорят о необходимости систематизировать данные о выпускниках республиканских вузов – сформировать кадровый резерв, в котором предприятия и организации могли бы выбирать кандидатуры по мере появления вакансий.

Подобная работа ведется в рамках федеральной Президентской программы подготовки управленческих кадров, в том числе и в Удмуртии, но только не со студентами. «Мы формируем кадровый резерв на руководящие должности, – объясняет ответственный секретарь удмуртской региональной комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ Наталья Черных. – Туда нужны люди с опытом и с уже сформировавшимися прикладными навыками. Поэтому со студентами мы не работаем вообще».

Работу со студентами несколько лет назад начало кадровое агентство «Донских»: по заказу одного из предприятий была проведена оценка четырех тысяч молодых специалистов на предмет их пригодности для работы в нефтяной отрасли. Однако практически заказчик так и не применил результаты оценки в подборе кадров, а с началом кризиса их и вовсе отложили в долгий ящик…

«Из сегодняшних выпускников сложно сформировать какой-либо резерв, – считает Андрей Донских. – Резерв формируется под решение определенных стратегических задач и учитывает определенные компетенции отобранных резервистов, а не является только лишь базой учета всех желающих. Работа с кадровым резервом – достаточно дорогое занятие, которым сейчас в России с полной эффективностью не занимается никто, – ввиду отсутствия четких стратегий выхода из кризиса и перспективного социального заказа на подготовку кадров».

«Мы пытаемся создать ресурсный центр подготовки специалистов совместно с крупными работодателями, – говорит Юрий Михайлов, – чтобы они вложили в это свои средства и имели четкое понимание, что этот центр для них будет работать. Нам хотелось бы видеть поддержку этой работы со стороны  Минобраза, но они считают, что раз мы федеральная структура, то и помощь должны просить на федеральном уровне».

Тарас Гордийчук, выпускник физического факультета ИжГТУ, победитель Всероссийской олимпиады по физике, стипендиат Президента РФ за разработку программного продукта «Оптимизация движения транспортных потоков». Программа позволяет рассчитать оптимальную скорость движения транспорта, необходимость запрета или ограничения движения, остановки или стоянки на отдельных участках дороги для формирования рациональной структуры транспортного потока.

Александр Тимофеев, выпускник факультета информатики и вычислительной техники ИжГТУ. Доказал теорему, позволяющую быстро вычислять точки пересечения двух орбит. В случае необходимости с ее помощью можно сбить ракетой падающий на Землю метеор.

Дмитрий Майков, Екатерина Трушкова, Валентина Ходырева, Денис Нефедов, Юлия Ижболдина,
выпускники факультета прикладной математики ИжГТУ, готовая команда с готовым проектом в области альтернативной энергетики. По заказу Министерства промышленности, топлива и энергетики УР разработали концепцию республиканской целевой программы «Снабжение населения и объектов социально-бытовой сферы местными видами топлива, альтернативными природному газу». Программа предполагает использование вместо газа торфа и опила.

Василий Алексеев, выпускник института экономики и управления УдГУ, стипендиат Сбербанка России 2008-2010 гг., стипендиат «Ак Барс» Банка 2008-2009 гг., стипендиат ученого совета УдГУ 2007-2008 гг. за работы в области наноэкономики. Изучает возможности оптимизировать управление предприятием, воздействуя на группу из пяти-десяти его сотрудников. Участник форума победителей года молодежи «Прорыв-2010» в г. Москве, победитель научно-практической конференции УдГУ в секции «экономика» в 2009 г., лучший председатель студенческих советов УдГУ 2008-2009 гг., один из руководителей Межвузовского студенческого экономического центра.

Игорь Ботов, выпускник факультета информационных технологий и вычислительной техники УдГУ, обладатель главного приза на Всероссийском осеннем конкуре IT-специалистов компании ООО «Майкрософт Рус» (г. Москва) за изобретение мобильного магазина. Сконструировал первый wap-портал — аналог web-сайта для интернет-магазина.

Андрей Ижболдин, выпускник сарапульского филиала ИжГТУ, во время прохождения практики на заводе «Элеконд» разработал ряд решений по оптимизации контроля работы двигателя. Сейчас его разработка внедряется на производстве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.