Ждем трамвай
Одним из первых кадровых решением новой ижевской администрации стала смена руководства МУП «ИжГЭТ». Говорят, Игоря Гликмана понизили в должности за слишком долгие раздумья над внедрением электронной системы оплаты проезда. СД выяснял, чем она так хороша, чтобы сносить с плеч головы тех, кто стоит на ее пути.
Результативное вложение
Электронные транспортные карты для оплаты проезда в городских автобусах ИПОПАТ внедрил в июне 2009 года. Система обошлась предприятию в 10 млн рублей. Как заявлял Андрей Батов, тогда еще заместитель директора ОАО «ИПОПАТ», окупится она в течение трех лет. Многие относились к этому скептически, однако, судя по цифрам, которые сейчас приводит руководство предприятия, дело к этому идет.
Как сообщили в ИПОПАТ, за полтора года работы системы владельцами транспортных карт различных видов (электронные проездные, дающие право на безлимитный проезд в автобусах в течение месяца за фиксированную плату, и электронные кошельки, со счета которых снимается плата за каждую поездку) стали более 60 тысяч пассажиров. Более 5,5 млн поездок в автобусах в месяц оплачивается теперь электронным способом — это порядка 40% всех поездок.
Выгода для предприятия не в авансовом методе расчетов, как многие думают, а в возможности оптимизировать расписание рейсов в строгом соответствии с пассажиропотоком.
«С помощью этой системы мы получили возможность отслеживать, когда наблюдается наибольший поток пассажиров на определенных маршрутах, — объясняет генеральный директор ОАО „ИПОПАТ“ Дмитрий Пивош. — В соответствии с ним мы изменили расписание некоторых маршрутов и за счет этого получили дополнительный доход. К примеру, за счет корректировки расписания автобуса № 12 в месяц мы смогли увеличить выручку на 101,8 тысячи рублей».
100 тысяч рублей в месяц — это 1,2 млн в год. И это результат работы только на одном маршруте. Если подобных показателей добиться на всех 30 внутригородских автобусных линиях, то нужно считать уже не срок окупаемости, а темпы роста прибыли предприятия. И в нынешнем положении предприятия — оно находится в процессе приватизации (25% + 1 акция в сентябре прошлого года проданы московскому ООО «Солагран», а в начале февраля Правительство УР одобрило продажу очередного такого же пакета) — это следует признать абсолютно правильным подходом.
Радужные перспективы
Доказавшую свою эффективность систему в ИПОПАТ планируют развивать. Если сейчас деньгами расплачиваются в автобусах 39% пассажиров, традиционные пластиковые проездные предъявляют 17%, социальные проездные — 25%, а транспортные карты только 20%, то к завершению реформы системы транспортники ожидают следующую картину: единая транспортная карта различных тарифных планов — 70%, социальная карта — 10%, наличные — 20%. Это позволит практически полностью автоматизировать учет пассажиропотока и, соответственно, отладить систему эффективного управления предприятием.
Предполагается, что в перспективе электронный проездной для льготников станет частью системы единой социальной карты, с помощью которой граждане смогут получать и другие льготы и услуги — медпомощь, пенсию, скидки в магазинах и т.д. Министр информатизации и связи УР Владимир Перешеин говорил, что эксперимент по внедрению в Удмуртии такой системы может начаться уже в 2012 году, и в ИПОПАТ с гордостью отмечают, что технически уже сейчас полностью к этому готовы.
Пока же система электронных социальных карт не отлажена, ИПОПАТ активно продвигает автоматизированную систему расчетов для тех, кто льгот не имеет. С электронными проездными все вышло просто: обычные бумажные просто перестали выпускать. А чтобы перевести в электронную форму расчеты с теми, кто ездит от случая к случаю и платит наличными, ИПОПАТ предоставляет скидки при оплате проезда по транспортным картам-кошелькам. Цена поездки по ним заморожена на уровне начала 2010 года — 10 рублей, тогда как за наличный расчет она с тех пор поднималась дважды — сначала до
Сбой в системе
Однако этого пока нельзя сказать об удобстве. Запуская систему, ИПОПАТ договорился об обслуживании транспортных карт с компанией «Элекснет». Деньги в электронный кошелек можно было внести через терминалы «Оплати» — сеть, занимающую около 50% ижевского рынка моментальных платежей, 25% акций которой на тот момент принадлежало «Элекснету». Однако осенью прошлого года новым собственником «Оплати» стала другая крупная федеральная платежная система «QIWI», и крупнейшая сеть терминалов стала недоступна для владельцев транспортных карт. Пока руководство ИПОПАТ вело переговоры с ее новым владельцем, пополнить карты можно было только в автопарках и собственных терминалах «Элекснет», которые можно было пересчитать по пальцам. Сейчас «Элекснет» расширяет сеть собственных терминалов, и с QIWI, как говорят в ИПОПАТ, тоже ведутся переговоры о сотрудничестве, но на улаживание всех формальностей и технических моментов потребуется время. Пока же в Ижевске действует всего два десятка пунктов пополнения транспортных карт. В таких условиях вряд ли стоит ждать значительных результатов от мероприятий по их продвижению.
Интерес к обслуживанию транспортных карт проявил Сбербанк. Пресс-служба банка еще в апреле прошлого года сообщила о подписании соглашения о сотрудничестве с ИПОПАТ. Тогда сообщалось, что система будет запущена после доработки программного обеспечения банковских терминалов, однако проект до сих пор не реализован.
По неофициальной информации, возможность обслуживания транспортных карт рассматривали и владельцы небольших ижевских сетей платежных терминалов, однако для них затраты на перепрограммирование оказались несопоставимы с ожидаемыми доходами от сравнительно небольших объемов транзакций по транспортным картам. Не исключено, что и крупные участники рынка проведения платежей заняли выжидательную позицию по той же причине.
Однако очевидно, что пока электронные транспортные карты и проездные не станет удобно пополнять, ни число их владельцев, ни объем платежей по ним расти не будут. Это замыкает возможности развития электронной системы оплаты в порочный круг.
Уволить, чтобы удвоить?
Выход из него вполне может быть связан с подключением к системе другого транспортного предприятия — МУП «ИжГЭТ». По информации www.izh.ru, на долю электротранспорта приходится более половины городских пассажирских перевозок (52%), то есть внедрение электронных платежей в троллейбусах и трамваях могло бы удвоить обороты по транспортным картам.
Перед предприятием «ИжГЭТ», которое в отличие от ИПОПАТ приватизировать пока не собираются (по крайней мере, официально об этом городские власти не сообщали), задача извлечения прибыли не стоит: МУП создано для обеспечения горожан надежными и качественными транспортными услугами. Однако это не отменяет необходимости сокращать издержки и изыскивать средства хотя бы на ремонт и реконструкцию подвижного состава, контактной сети и трамвайных путей, не говоря уже о развитии перевозок. Поэтому система, позволяющая оптимизировать управление бизнес-процессами, предприятию тоже не помешала бы.
Игорь Гликман, который до недавнего времени возглавлял ИжГЭТ, неоднократно подтверждал, что внедрение электронных транспортных карт входит в планы. Однако сроки перехода на современную систему расчетов с пассажирами неоднократно сдвигались. В апреле прошлого года Игорь Гликман сообщил журналистам, что он состоится в октябре. Но ни в ноябре, ни в декабре дело с мертвой точки не сдвинулось. А в январе генеральным директором ИжГЭТ был назначен Андрей Батов — бывший зам. гендиректора ИПОПАТ, один из активных участников организации электронной системы оплаты проезда в автобусах.
Андрей Батов от общения с журналистами пока воздерживается, а Игорь Гликман, который теперь работает его заместителем по общим вопросам, свое понижение в должности с транспортными картами не связывает. «Я не был против введения транспортных карт, — сказал он СД. — Мне хотелось, чтобы электронный билет был более удобен для пассажиров. Разрабатывались иные формы и методы его внедрения, не такие, как в ИПОПАТ». В чем заключалось преимущество его предложений, Игорь Гликман рассказывать не стал, так как «теперь это уже не имеет значения в свете назначения нового руководителя».