Хорошо ли бизнесу в Удмуртии?

Рустам Хабибуллин,
генеральный директор ЗАО «Управляющая компания „АССО-Строй“, участник Ассоциации „Деловая Удмуртия“:

— На мой взгляд, это вопрос не столько детального знания тех или иных рынков, сколько житейского опыта, который есть у каждого, кому приходится совершать покупки в магазинах и прибегать к услугам различных фирм. С позиции обывателя я считаю, что к насыщенным нишам можно отнести местные продуктовые сети, сети бытовой и компьютерной техники. Во всяком случае, в Ижевске товары этих групп не в дефиците: каждый житель может сделать выбор по своему вкусу и „кошельку“. В этом отношении приход в республику федералов на этих рынках погоды не делает. Вполне насыщенным следует признать также рынок фармацевтической продукции: в городе действует большое число аптечных сетей. В сфере услуг высоко развитой, как мне кажется, можно признать нишу транспортных услуг (такси).

В то же время, по моим наблюдениям, в Ижевске существует дефицит современных фитнес-центров, спортивных залов, предлагающих традиционный уже для столичных городов набор услуг с бассейнами и саунами. Кроме того, в республике по-прежнему сложно получить качественное медицинское обслуживание VIP-уровня, за исключением, пожалуй, услуг стоматологии. В целом же частные клиники с индивидуальным подходом к клиенту будут, на мой взгляд, вполне востребованы жителями. В сфере развлечений к числу дефицитных я бы отнес также услуги общественного питания: в городе ощущается нехватка недорогих демократичных кафе, рассчитанных на потребителей со средним уровнем дохода.

С профессиональной точки зрения, к отраслям, в которых конкуренция на сегодняшний день фактически отсутствует, я могу отнести производство строительных материалов: в республике на сегодняшний день этот рынок свободен.

Среди наиболее конкурентоспособных предприятий, которым не стоит опасаться экспансии извне, я бы выделил продуктовые сети („Айкай“, „Столичный“, „Ижтрейдинг“), а также сети бытовой и компьютерной техники (»Корпорация «Центр», «ЭЛМИ», «Ваш дом»). Все они могут быть вполне успешными как в противостоянии федеральным сетям на территории республики, так и в завоевании рынков в регионах за пределами Удмуртии.

Данил Белоголовкин,
генеральный директор ОАО «Гарант», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

— Динамика развития предпринимательства в Удмуртии лично мне внушает серьезные опасения. Например, проведенные исследования выявили две очень серьезных негативных тенденции в нашем малом бизнесе. Во-первых, идет процесс старения. Средний возраст предпринимателей перевалил за 40 лет, то есть это тот бизнес, который был начат 10 лет назад. Серьезного пополнения среди предпринимателей нет, и это настораживает. Посмотрели по инновационным проектам — тоже серьезного роста не наблюдается. В таких проектах степень риска гораздо выше, чем в торговле, и рисковать люди боятся.

Я считаю, дело в том, что при всей нашей политической стабильности все равно есть серьезный разрыв в понимании задач по улучшению предпринимательского климата между республиканскими и муниципальными властями. Мы имели уже опыт, когда в Ижевске цена на арендованную землю взлетела в 5-6, а где-то в 10-15 раз. Причем когда предприниматели обосновали, что это повышение — удар по бизнесу, их позиция очень долго не находила понимания на муниципальном уровне, и пришлось ее корректировать через совет по предпринимательству при Президенте УР. 

Поэтому мною лично была проделана работа, когда мы принимали программу по улучшению инвестиционного климата, чтобы одним из пунктов было записано согласование экономического коридора для предпринимательства — по крайней мере, на ближайшие 3-5 лет, который включал бы в себя арендные отношения с муниципалитетом, в первую очередь арендные ставки на недвижимость и землю. Это нужно для того, чтобы человек мог посмотреть, какие ему предстоят расходы в 2007, -8, -9 году, и заранее просчитать, вписывается его бизнес в эти параметры или нет.

Второй важный пункт — это создание центра субконтрактации, банка перспективных проектов. Что ввозится в республику, что вывозится, какими мощностями мы располагаем — все это должно отслеживаться, чтобы на этапе открытия бизнеса можно было сориентироваться, чего в республике не хватает и как можно организовать это производство. Заказы сегодня можно находить в большом количестве, но если бы была единая информационная база — было бы легче.

Я вижу одну из серьезных ролей Министерства промышленности и вообще промышленного блока правительства в координации этого процесса. Более того, нужно серьезное разделение тем по значимости, и если тема интересна для республики, то может быть, можно предусмотреть помощь какую-то из бюджета — президентские и правительственные гранты, гарантии перед банками, госзаказ на какую-то часть продукции.

Возьмите стройку. Перспективнейшая тема. Для республики она очень важна. Стройка — это строительные материалы. Вот вам одна из тем — любые строительные материалы (утеплители, конструктив) могут стать грантовыми темами. Или медицинская техника на том же «Аксионе» — защитите наши разработки, чтобы они попали в национальный проект. Все, что связано с техникой по благоустройству города, со стройтехникой, с сельским хозяйством. Мы ввозим тысячи тонн метизов — гаек, шурупиков. Мы это завозим, а могли бы делать сами. Можно расширять спектр изделий из пластмассы — или это завод пластмасс будет делать или небольшие предприятия. Вокруг автозавода может расти бизнес, если программа, которую автозавод декларирует до 2010 года, будет реализовываться — конечно, им потребуются комплектующие, которые можно сделать здесь, если, конечно, будет грамотно соотноситься цена и качество. Все эти темы могли бы лечь в основу банка проектов. Конечно, этот банк должен быть наполнен и нашими научными разработками — и тогда можно набрать еще массу очень интересных проектов.

Алексей Гарипов,
директор МУП «Трест «Дормостстрой», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

— Рынок предложения товаров из Удмуртии достаточно усеченный. У нас очень хорошая молочная продукция, мы делаем хорошую фанеру в Уве, неплохое нефтяное оборудование. Но в целом
производство товаров, которые можно продавать за пределами Удмуртии, скромное.

Рынок услуг развит в большей степени. Этот рынок у нас нормально сложен, в нем существует нормальная здоровая конкуренция. Об этом можно судить, например, по нашему рынку строительных услуг. Начиная со «Спецстальконструкции» и заканчивая организациями, которые занимаются благоустройством — весь цикл строительства у нас, в Удмуртии представлен достаточно неплохо, и мы эти услуги даже вполне успешно экспортируем в другие регионы. Наши строительные организации работают в Воронеже и в Москве, в Подмосковье и в Башкирии, на Севере — во многих регионах. Наши строители востребованы, нужны и важны, и даже в некоторых регионах — например, на Севере — первенство принадлежит именно удмуртским строителям.

Николай Коротков,
руководитель Удмуртской территориальной дирекции Финансовой корпорации «УРАЛСИБ», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

— Бизнес у нас очень достойный — есть очень серьезные менеджеры и предприятия федерального уровня, которые входят в первую полсотню предприятий России. И с его развитием связаны очень позитивные ожидания. И это не просто эмоции и ощущения, мы это видим, например, на росте наших объемов кредитования. Рост нашего кредитного портфеля — за год в два раза. Это ли не признак оздоровления и улучшения экономического микроклимата в Удмуртии? Финансовый портрет наших предпринимателей позволяет им дать больше денег.

Через призму роста наших объемов мы видим развитие в совершенно разных отраслевых направлениях. В сельскохозяйственном, допустим. Здесь у нас реализуются уникальные проекты — когда, скажем, командой менеджеров «Удмуртнефтепродукта» создается система «от поля до прилавка», которая включает и обработку земли, и производство зерна, и переработку, и кормовую базу, и производство и мяса и молока. Сейчас сельское хозяйство выделяется в приоритетное направление на уровне России, и это говорит о том, что в этом сегменте бизнеса нужна очень четкая координация всех усилий. У нас это налицо, и в этом сегменте мы в России в числе лучших. Это перспективно растущий рынок, мы видим, что он организационно готов к росту. И создали его именно наши, местные менеджеры.

Если говорить о других видах бизнеса, которые нам давно присущи — это машиностроение. Мы видим, что сейчас идет возврат государства к гособоронзаказу, и наши предприятия, я думаю, получат вторую жизнь. Потенциал не утрачен. Мы видим, что в этой сфере обновляются основные фонды, и заказы там будут размещаться.

Достаточно тесный рынок в Удмуртии — это, во-первых, торговля нефтепродуктами. Даже если по России сравнить качество заправочных станций — я считаю, у нас в Удмуртии, особенно в Ижевске, с этим очень хорошо. Это очень плотный рынок, и зайти на него новым операторам будет очень сложно.

Во-вторых, я считаю, у нас хорошо развит рынок продовольственных товаров, который представлен местными игроками. Федеральным игрокам, дискаунтерам, которые будут заходить к нам, придется прилагать серьезные усилия по организации, по ценообразованию, потому что рынок очень насыщен.

В-третьих, я думаю, на рынке производства автомобилей, конечно, новые игроки вряд ли появятся. «Ижавто» нашло свою нишу, производит автомобили, и сегодня как горячие пирожки покупают Kia Sorento, а на подходе уже новые модели. И ждать какого-то нового игрока, нового сборщика, в Удмуртии не приходится.

Зато у нас пока не на высоте все, что связано с сервисом. У нас отстает и гостиничный бизнес, которым надо заниматься, потому что разместить гостей, пресс-конференцию устроить, корпоративные мероприятия организовать — с этим у нас не очень хорошо. Во-вторых, при всем многообразии бытовых, коммунальных услуг — эта сфера нуждается в развитии.

В-третьих, в сфере телекоммуникаций мы отстаем по качеству каналов связи, по их организации, от близлежащих городов — Казань, Пермь, Екатеринбург. Мы сами этому свидетели, потому что с организацией каналов для продвижения банковских продуктов у нас очень сложно. Телекоммуникационное направление нуждается в развитии. Сейчас на федеральном уровне говорят уже о третьем поколении связи, а нам, дай бог, со вторым и с первым разобраться. У нас обычная телефония, оптоволокно — это все, я считаю, зоны развития.

Строительный рынок сейчас пришел в движение, но по темпам строительства мы отстаем от Уфы, от Казани и от той же Перми. Я считаю, что прорыв все же произошел, и предложение коммерческой недвижимости вскоре будет достаточным. Другой вопрос — категории этой недвижимости. Я считаю, что надо культивировать развитие загородного коттеджного строительства, недорогих домов. Сейчас идет движение в этом направлении, чтобы средняя семья могла позволить себе загородный дом — есть федеральная программа «Одноэтажная Россия», которая позволяет компенсировать основные издержки за счет бюджета — энергетику, газ, дороги. В этом мы пока отстаем, и это тоже надо развивать.

Олег Журавлев,
управляющий ЗАО «Ижторгметалл», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

— Если республика до сих пор находится в списке дотационных регионов, следовательно, развитие бизнеса у нас не на должном уровне.

На мой взгляд, наиболее широко представлена у нас в Удмуртии сфера торговли бытовой техникой — от недорогой до элитной. Здесь есть и привлекательные кредитные программы, и рассрочки оплаты, внедряются самые современные технологии торговли, строятся новые магазины. Расширяется торговля автомобилями.

С другой стороны, совершенно недостаточно предложение услуг по организации досуга — кинотеатры, театры, концертные залы. Ипподром, например, простаивает. После расширения и благоустройства набережной и очистки пруда, наверное, можно будет кому-то заняться ее освоением с целью создания современной зоны отдыха как на берегу, так и на воде.

Кроме того, не зря мы готовимся отметить юбилей ижевского оружия — таким уникальным сплавом инженерной мысли, вековых традиций и опыта производства нашей оборонной промышленности вряд ли кто-то еще располагает. Сегодня, на фоне принятых решений о качественном перевооружении нашей армии, мы смогли бы внести весомый вклад как в обороноспособность страны, так и в доходную часть своего республиканского бюджета.

Владимир Паршин,
генеральный директор ЗАО «УПК», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

— Бизнес Удмуртии является отражением тенденций российского бизнеса. Относительная экономическая стабильность в стране в последние годы способствовала росту предпринимательской активности региона. Свидетельство тому —
количественный и качественный рост в большинстве сфер бизнеса. Происходит ориентация на потребности клиентов, процесс поиска рыночных ниш сменяется поиском собственной специализации в бизнесе — как раз это и указывает на развитость бизнеса. Хотя недостаточно высокая покупательная способность в регионе ограничивает развитие бизнеса, рост бизнеса в Удмуртии очевиден, как и его дальнейшие перспективы.

В условиях приближающейся экспансии федеральных игроков важными конкурентными преимуществами является предоставление клиенту качественного товара/услуги, а также гибких условий сот-
рудничества. Опыт региональных компаний показывает, что противостоять экспансии можно. Для того чтобы закрепиться на рынке, необходимо ориентироваться на потребности клиента и постоянно укреплять рыночные позиции.

Конкурентоспособность регионального бизнеса, на мой взгляд, нужно оценивать не в целом, а в частности. К примеру, многие региональные предприятия реализуют свои амбиции далеко за пределами Удмуртии и дополнительно охватывают перспективные рынки сбыта. Выход на внешние рынки таких предприятий происходит благодаря качественно предоставляемой услуге либо товару и их востребованности в рамках всей страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.