Архив журнала

Вырастить заемщика

Главная тенденция этой весны в финансовом секторе – снижение ставок по кредитам как для физических, так и для юридических лиц. При этом кредитные организации активно пошли навстречу индивидуальным предпринимателям и малому бизнесу, чтобы диверсифицировать портфели и тем самым снизить собственные риски. За малый бизнес теперь разворачивается настоящая борьба. О том, что может привлечь в банки эту категорию клиентов, СД побеседовал с начальником отдела кредитования среднего и малого бизнеса Удмуртского отделения №8618 Сбербанка России ОАО Ириной Сухих.

– Ирина Владимировна, какова на данный момент ситуация с кредитованием малого бизнеса, есть ли спрос на кредиты со стороны этой категории клиентов?

– Чувствуется, что рынок оживился. По количеству кредитов, выданных малому бизнесу, мы уже вышли на докризисные значения, и рост продолжается. В банк стали чаще обращаться, больше сделок финансируется. Клиенты вновь ощутили потребность в обновлении и улучшении основных фондов, испытывают необходимость в оборотных средствах. И, анализируя заявки, мы видим, что многие предприниматели смогли выровнять свой бизнес после кризиса, кредитование малого бизнеса сейчас уже не сопряжено с таким существенным  риском для банков, как в прошлом году.

– Каких масштабов, по Вашим прогнозам, достигнет наметившееся оживление до конца этого года?

– Мы планируем в 2010 году увеличить объем кредитования малого и среднего бизнеса на 30%.

– На какие меры готовы пойти банки для привлечения заемщиков из категории малого и среднего бизнеса?

– Прежде всего, смягчение ценовых условий кредитования. Кредиты для малого бизнеса в этом году стали дешевле во всех российских банках. Сбербанк снизил ставки по всем кредитным продуктам для этой категории заемщиков на 1-2%. А в мае, ко Дню российского предпринимателя, Удмуртское отделение Сбербанка России проводит акцию «Берите выше»: в течение месяца малые предприятия и ИП при получении кредита освобождаются от платы за его предоставление и открытие расчетного счета.

– Насколько важна цена кредита для малого бизнеса? Является ли она определяющим фактором?

– Как показывает практика, цена кредитов играет существенную роль в наращивании портфеля. То оживление, которое сейчас наблюдается в секторе кредитования малого и среднего бизнеса, – это, конечно, в первую очередь, результат снижения ставок. И акции, в рамках которых заемщикам предоставляется возможность снизить затраты, связанные с получением кредита, тоже зарекомендовали себя как эффективный маркетинговый инструмент. Например, прошлой осенью в рамках акции «Легкий кредит» отделения Сбербанка России на территории Удмуртии выдали более 170 «легких» кредитов на общую сумму свыше 130 млн рублей – почти в полтора раза больше, чем за весь третий квартал 2009 года.

– Но сами потенциальные заемщики из категории малого и среднего предпринимательства все чаще поднимают вопрос о неценовых условиях кредитования: оценке финансового состояния и залогов, требовании личного поручительства. Для многих малых предприятий именно они делают невозможным получение кредита…

– Банки идут на смягчение и этих требований. К примеру, Сбербанк пересмотрел подход к оценке финансового состояния заемщиков и может принять во внимание не только остаточную, но и рыночную стоимость активов.

– Но в целом требования кредитных организаций к заемщикам все равно остаются достаточно жесткими. Как в таком случае банки могут наращивать кредитные портфели?

– Один из инструментов – формирование клиентоориентированных моделей работы. По этому пути идут сейчас многие банки.

В Сбербанке на базе офисов, специализирующихся на оказании услуг малым предприятиям, созданы центры роста малого бизнеса. В Удмуртии их восемь: пять – в Ижевске, по одному – в Глазове, Воткинске, Сарапуле. Их работа построена по принципу супермаркета: все услуги, которые необходимы предпринимателям, можно получить в одном офисе. Здесь можно получить консультацию не только по услугам банка, но и по другим вопросам, связанным с финансовой деятельностью малых предприятий и ИП. А в рамках приуроченной ко Дню предпринимателя акции с 24 по 28 мая в центрах роста малого бизнеса Сбербанка будут проводиться дни открытых дверей.
В эти дни для консультации клиентов в центры будут приглашены специалисты из налоговых, консалтинговых, аудиторских компаний.

Банки заинтересованы в росте малого бизнеса не меньше самих предпринимателей – ведь это наши потенциальные клиенты. Чтобы они соответствовали нашим требованиям, нужно помочь им встать на ноги. И мы готовы это делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *