Архив журнала

Власть он-лайн

Ижевские чиновники готовятся предоставлять муниципальные услуги через Интернет. В администрации города составлен четкий график перевода этой работы в электронную форму. СД разузнал о том, где и когда получить нужную информацию или оформить необходимые документы можно будет не отходя от компьютера.

На первом этапе

О том, что у российских граждан появится возможность получить информацию и запрос на оформление документов в органы власти через Интернет, все слышали, но пока мало кто понимает, куда для этого нужно обращаться. Хотя в действительности все довольно просто.

И  именно для того, чтобы все было просто и система работала по одинаковым алгоритмам вне зависимости от региона и города, где проживает человек, переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде – это общероссийский процесс.

В рамках этого процесса в России создается система сайтов, на которых можно будет найти информацию и получить в электронном виде услуги, предоставляемые всеми уровнями власти: единый портал государственных и муниципальных услуг
www.gosuslugi.ru будет связан с аналогичными региональными и муниципальными порталами – в Удмуртии это официальный сайт многофункционального центра www.mfc-izhevsk.ru. Ну и конкретно  об услугах, предоставляемых администрацией Ижевска, можно подробно узнать на официальном сайте города www.izh.ru.

Впрочем, в настоящее время на указанных интернет-порталах можно заказать довольно ограниченный набор услуг, который пополняется по мере того, как создается и реестр услуг, которые муниципальные и госорганы власти смогут оказывать в электронном виде. Скажем, недавно МФЦ-Ижевск взял на себя обязанности по защите прав потребителей вместо соответствующего управления администрации города. 

Как поясняют в администрации  Ижевска, пока система находится в стадии становления: «Дело в том, что наполнение системы информацией еще только начинается. И как раз сейчас идет первый, организационный этап перехода к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде. На этом этапе нужно упорядочить сам процесс оказания услуг: разработать регламенты, в которых подробно прописать, что нужно сделать гражданину, чтобы получить услугу, что и в какие сроки должны сделать исполнители и каким должен быть конечный результат этого процесса. Органы власти оказывают огромное количество услуг населению и юридическим лицам, и для каждой нужно продумать свою схему. Это долгая и кропотливая работа, в Ижевске она идет уже на протяжении двух лет. Нужно понимать, что этот процесс будет постоянным: какие-то услуги будут видоизменяться, передаваться из одного ведомства в другое, будут появляться новые. Это перманентный процесс. Просто сейчас оформление регламентов оказания услуг – это новая и немножко даже пугающая некоторых чиновников функция. А наша задача отладить эту работу так, чтобы она стала привычной и понятной».

Пока несовершенна

В самом общем виде процесс заказа и получения услуги очень прост. Человек заходит на сайт, находит нужную ему услугу и получает форму, которую нужно заполнить для ее предоставления. Дальше возможны варианты: либо он заполняет ее прямо в Интернете, отправляет, а потом ему приходит сообщение, куда и когда подойти за готовыми документами; либо форму нужно заполнить, распечатать, поставить собственноручную подпись и принести ее по указанному адресу.

По идее все услуги должны быть доступны полностью в электронном виде, без всяких бумажек и ходьбы по инстанциям. И это, безусловно, большой плюс для людей: и время сэкономит, и нервы сбережет. И для власти это тоже плюс: она становится более открытой и доступной, снижаются коррупционные риски, а значит, возрастает доверие к ней. 

Но все это перспектива, для этого требуется усовершенствование российского законодательства, которым сейчас предусмотрено, что на ряде документов обязательно должна стоять собственноручная подпись гражданина. А во многих случаях в оказании услуги задействованы разные структурные подразделения и разные уровни власти, и с этим тоже связаны определенные организационные и технические сложности.

Логично, что поскольку все проблемы разом решить все равно не удастся, властью определены услуги, которые переводятся в электронный вид в первую очередь. Они определены специальным распоряжением Правительства Удмуртской Республики.

Это, прежде всего, услуги информационного характера – такие, как информация об организации дошкольного, среднего общего и начального профессионального образования; о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг, приема в центры социального обслуживания и учреждения помощи семье и детям; о том, как оформить опекунство или создать приемную семью;
об имеющихся в Ижевске памятниках истории и культуры, театральных представлениях, концертах и гастролях; о недвижимости, которую муниципалитет сдает в аренду.

По мере работы в данной области этот список будет расти, и, как планируется,  к 2014 году 58 услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Ижевска, будут доступны ижевчанам через Интернет (сегодня на сайте МФЦ-Ижевск список из 33 услуг).

Интересно, что в Ижевске некоторые из услуг оказываются в электронном виде довольно давно. Например, Управление дошкольного образования города уже несколько лет принимает заявления на путевки в детские сады в электронном виде. И как рассказали в городской администрации, количество «электронных» заявлений ежегодно растет.

Впрочем, как отмечают в муниципалитете, несмотря на то, что основная масса заявителей в данном случае – молодые родители, большинство из которых с Интернетом на «ты», – все равно они предпочитают традиционную форму, хотя никаких преимуществ она не дает. Видимо, должно пройти какое-то время, пока уже электронная форма получения услуг станет традиционной.

Одной из проблем на пути быстрого продвижения проекта «власть-он-лайн» стало отсутствие единой для всех органов власти системы документооборота. Именно она могла бы существенно сократить сроки оказания услуг.

Ведь сегодня, чтобы избавить людей от необходимости предоставлять всевозможные документы, справки, выписки, которые сейчас требуются для получения услуги, чиновникам-исполнителям придется собрать всю эту информацию самим. В идеале для этого необходима единая для всех органов власти, причем всех уровней, система документооборота. В Удмуртии и в Ижевске работа в этом направлении ведется, но чтобы создать единое информационное пространство, требуются немалые вложения – в программное обеспечение, в приобретение компьютерной техники, в обучение сотрудников.

А пока при получении запроса на услугу в электронном виде исполнители будут собирать необходимые данные традиционным способом: запрашивать и получать информацию в письменном виде. Так что чиновникам переход на оказание услуг через Интернет жизнь не облегчит. Но пока речь идет не об их удобстве, а об удобстве граждан.

Административная реформа в Российской Федерации

Реализуется в соответствии с принятой
в 2005 году «Концепцией административной реформы в Российской Федерации».

Концепция административной реформы предусматривает:

– реализацию комплекса мер в области внедрения в деятельность органов исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

– внедрение стандартов государственных и муниципальных услуг;

– разработку и внедрение административных и электронных административных регламентов;

– повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд;

– создание и реализацию особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах;

– создание механизмов досудебного обжалования и административного судопроизводства (административной юстиции);

– завершение пересмотра избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти и устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику;

– реформу контрольно-надзорных органов, развитие системы аутсорсинга административно-управленческих процессов;

– реформирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

– обеспечение прозрачности и эффективности взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.

Реализация реформы продолжена в 2009 году. Сегодня одним из основных направлений реформы является перевод механизмов оказания государственных и муниципальных услуг в электронные формы – в том числе посредством сети Интернет. Для этого Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555р одобрен план перехода 74 государственных услуг (функций) для первоочередного перевода в электронный вид до 2012-2014 годов.

В настоящее время создаются Реестры государственных (муниципальных) услуг (функций) – государственные (муниципальные) информационные системы, включающие информацию о поставщиках государственных (муниципальных) услуг и предоставляемых (исполняемых) ими государственных (муниципальных) услугах (функциях), которые ведутся в целях обеспечения граждан и организаций полной, актуальной и достоверной информацией об указанных услугах (функциях). В первую очередь в реестре размещаются услуги, оказываемые гражданам и предпринимателям по их запросу: выдача справок, разрешений, лицензий, сертификатов, свидетельств, информации, регистрация, аккредитация и прочие аналогичные услуги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *