В розовом цвете

Рынок цветов в Удмуртии вступил в новую фазу –произошла консолидация крупнейших игроков рынка. Теперь общая цель вчерашних конкурентов – отвоевать долю рынка у зарубежных поставщиков. И они уже знают как.

В рознице тесно

Пиковый спрос на срезанные цветы приходится на март, май, сентябрь и декабрь. Цены на наиболее популярные позиции в пиковые периоды могут повышаться в 2-5 раз. В этом году накануне 8 Марта чемпионами роста стоимости, как всегда, стали тюльпаны, которые продавались как минимум по 50 рублей за штуку (при обычной цене в сезон цветения – 10-20 рублей), местные розы – они поднялись в цене почти в два раза, до 100-110 рублей, и розы импортные — взлетели до 200-250 рублей.

Ажиотажный спрос и вздутые цены позволяют цветочным магазинам ежегодно в период со 2 по 11 марта делать 10-15% годового оборота. Таким образом, один праздник обеспечивает продавцам месячную выручку.

В год же емкость республиканского цветочного рынка, по разным оценкам, составляет около 1 млрд рублей. В рознице этот объем делят между собой множество безымянных торговых точек «шаговой доступности» и несколько цветочных салонов с именем, некоторые из них пытаются создать нечто вроде торговой сети, открывая дополнительные магазины под одним брендом.

«На розничном рынке сейчас сложилась очень острая конкуренция, можно даже сказать, что он перенасыщен, — оценивает ситуацию генеральный директор ООО «Цветы Удмуртии» Марат Аухадеев. — Достаточное количество торговых сетей и единичных торговых мест.  Недостатка в цветах нет».

Жесткая конкуренция не мешает розничным продавцам делать наценку к оптовой цене в 100 и более процентов. С одной стороны, это объяснимо: когда цветочные магазины на каждом углу, можно предположить, что продать удастся не весь товар. С другой – если рассчитывать, что непроданной останется половина цветов, почему сразу не заказать меньшую партию?

Сами участники рынка размер наценки объяснять не склонны. До недавнего времени логику их действий оправдывал стабильный спрос и постоянный рост рынка. По оценкам аналитиков, в последние годы он увеличивался на 25-30% в год.

«В 2008 году спрос, на мой взгляд, достиг своего пика, перекрыть который в ближайшее время не удастся. Заметному увеличению спроса могло бы помочь разве что появление нескольких новых всенародных праздников, — считает Александр Шишкин, аналитик Удмуртской оценочной компании. —  А вот поводов для снижения спроса гораздо больше: это и снижение покупательной способности граждан в свете последних событий в экономике, и рост цен, вызванный скачком курса евро (этот рынок зависит от импорта)».

Снижение спроса, вероятно, поспособствует росту конкуренции в розничной торговле цветами. Возможно, в этом случае продавцам станет выгоднее четко планировать продажи и устанавливать разумную торговую наценку.

Производители вне конкуренции

В отличие от розничных торговцев, оптовики на цветочном рынке чувствуют себя не в пример вольготнее – и конкуренция меньше, и большинство из них, кроме опта, занимаются розничными продажами, а также – что делает их позиции совершенно неуязвимыми – собственным производством.

Вообще, оптовый рынок цветов в Удмуртии делится между местными производителями и импортными в пропорции примерно 50 на 50. Импортную половину, поставляя товар с цветочных плантаций Голландии, Эквадора, Израиля, Колумбии, Турции, делят порядка 10 компаний. Крупнейшими удмуртскими импортерами сами участники рынка называют «Уральскую цветочную компанию» и «Мир цветов».

Другая половина цветов в магазинах выросла в местных теплицах. В этом сегменте крупнейший оптовик – компания «Розалия». А собственно производством занимаются три крупных предприятия.

Старейший участник рынка – предприятие «Декоративно-цветочные культуры» (отметило в прошлом году тридцатилетний юбилей) – специализируется в основном на выращивании гербер, а также производит саженцы и рассаду. Доля ДЦК на рынке составляет, по данным журнала «Свое дело», порядка 15%.

 ООО «Цветочная компания «Лилия» (Сарапул) специализируется на лилиях (250 тысяч штук в год, разных сортов). Примечательно, что это предприятие, занимающее около 10% рынка в Удмуртии, поставляет цветы и на рынки других регионов – в основном в Поволжье и на Урале. 

Лидерство среди местных производителей удерживает ООО «Цветы Удмуртии», специализирующееся на промышленном производстве роз. Сейчас в теплицах предприятия выращивается 35 сортов этого цветка. Проектная мощность тепличного комплекса (общей площадью 6 га!) — более 12 миллионов штук роз в год. Доля предприятия на рынке – 20%.

Специализируясь на различных видах цветов, удмуртские производители и раньше не конкурировали, а с 2007 года, когда ОАО «ДЦК», ООО «ЦК «Лилия» и ООО «Цветы Удмуртии» объединились в группу компаний, конкуренция в производственном секторе республиканского цветочного рынка существует только между местными производителями и «заграницей». Впрочем, до недавнего времени она была условной: местным компаниям хватало для развития ежегодного роста рынка.

Но сейчас, когда рынок насыщен и ожидает падения спроса, эксперты прогнозируют настоящую конкурентную схватку между «нашими» и «заграничными».

«Назревает изменение конъюнктуры рынка, — прогнозирует Александр Шишкин, — которое будет в первую очередь связано со сменой закупочной ориентации — с импорта на отечественные тепличные комплексы. Тем более наши уже сегодня, используя передовые посадочные материалы, выращивают достаточно качественный товар. Работа с оте-чественными цветоводами позволит оптовикам помимо экономии на логистике нивелировать риск непредсказуемости курса валют».

Миллионы алых роз

По мнению наших экспертов, республиканские производители цветов подошли к обострению конкурентной ситуации достаточно хорошо подготовленными. Например, вложения  «КОМОС ГРУПП» (850 миллионов рублей в 2007 году) в ООО «Цветы Удмуртии» позволили компании построить современный оранжерейный комплекс проектной мощностью более 12 млн шт. роз в год.

Рынок цветочной продукции эксперты называют одним из самых прибыльных и быстроокупаемых, и по прошествии всего пяти лет инвестор рассчитывает на ежегодную прибыль на уровне 330 млн рублей.

Марат Аухадеев гордится: «Теперь в магазинах уже не наши розы пытаются выдать за голландские, а голландские за наши. Хотя в денежном выражении такая подмена – убыток продавцу, когда покупатель просит – не отказывают».

В магазинах признают: спрос на местные цветы растет. Татьяна Потапова, менеджер магазина «Цветы», говорит, что «из-за долгих перевозок импортные цветы в вазе стоят гораздо меньше, поэтому сейчас мы пользуемся поставками местных производителей».

Руководитель службы доставки цветов по России и миру «Букет» Денис Буйницкий считает, что успех производителя цветов зависит от налаживания хорошей дистрибьюторской сети и выхода на рынки соседних регионов.  По словам г-на Аухадеева, у «Цветов Удмуртии» с этим проблем возникнуть не должно: «В Ижевске у нас есть своя розничная сеть — три магазина. Каждый из них оснащен специализированным оборудованием для поддержания жизнестойкости цветка».

Что касается межрегионального рынка, то значительный опыт и успехи в его освоении есть у ЦК «Лилия», которая уже давно поставляет свою продукцию в Татарстан, Башкирию, Кировскую, Свердловскую, Челябинскую, Самарскую, Саратовскую, Тюменскую области и Пермский край.

Единственное, в чем местные цветоводы еще не научились конкурировать с зарубежными компаниями, – это в производстве посадочного материала. Чтобы выращивать розы не хуже голландцев, саженцы все равно приходится везти из Голландии. Вариант «срезать черенок со взрослого куста» в данном случае не проходит: даже если новый куст даст розы, очень похожие на сортовые, документов, подтверждающих сортность этих цветов, не будет, и продавать такие цветы под известной маркой будет нельзя, а следовательно, и стоимость будет низкой.

Для собственного производства посадочного материала нужна специальная лицензия, выданная компанией-селекционером. До сих пор таких документов нет ни у кого в  России. И это даже в большей степени делает наш рынок зависимым от импорта, чем прямые поставки цветочного среза. В планах компании «Цветы Удмуртии» — получить первую в России лицензию на производство посадочного материала. Начать решили с  сорта «Гранд Аморе» (Большая любовь).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.