Архив журнала

В последний путь

Кому приносит доход всероссийская утилизация? Журнал «Свое дело» проследил траектории движения людей, автомобилей и денег в рамках программы утилизации старых машин.

Опередили конвейер

Автосалон официального дистрибьютора АвтоВАЗа в Ижевске «Иж-Лада» открывается в девять, но за полчаса до открытия у входа уже толпа владельцев автохлама. Составлять списки желающих сдать в утиль старый автомобиль и взамен получить скидку в 50 тыс. руб. на покупку нового в «Иж-Ладе» начали еще до официального старта программы (она действует с 8 марта), и в первое время записаться на утилизацию можно было по телефону. Но когда программа заработала и покупатели стали буквально атаковать салон всеми возможными способами, телефонную запись прекратили – и чтобы телефон не сломался, и чтобы избежать ошибок при записи, и, наконец, чтобы все клиенты были равны в правах, возможностях и качестве сервиса.

В девять утра очередь на запись выстраивается уже в помещении автосалона, занимая его наполовину. Нас встречает специалист по связям с общественностью ОАО «Иж-Лада» Елена Ревина, но брать у нее интервью в присутствии клиентов оказывается невозможно: она, автор и ведущая программы «LADA Новости», уже несколько недель подряд рассказывает об утилизации с телеэкранов, и, узнавая в ней знающего человека, люди поминутно прерывают нас вопросами. Для разговора приходится прятаться в подсобном помещении.

«К концу марта запись приблизилась к четырем тысячам человек, – рассказывает Елена. – Если нужный автомобиль есть в наличии, мы можем начать оформлять документы даже в день обращения. Но порядка 80% хотят купить по программе утилизации «пятерку» или «семерку». При этом производитель лимитирует число автомобилей для дилеров, и наш лимит на «классику» – 150 автомобилей в месяц. Они ушли мгновенно, поэтому тем, кто хочет «классику», приходится ждать своей очереди. А сейчас АвтоВАЗ вообще прекратил запись на «классику», потому что на сегодняшний день она перекрывает объем производства до ноября, то есть до конца действия программы. Теперь выстроилась очередь на «четырнадцатые». Конечно, для нас программа оказалась очень эффективной. Работая такими темпами, как сейчас, мы за месяц можем сделать годовой план продаж. И наша задача сейчас не только свою прибыль увеличить, но и обеспечить нашего потребителя. Дилеры разбирают свидетельства об утилизации на сайте Минпрома России в режиме он-лайн, и пока мы спим, они уходят во Владивосток. Почему мы их должны кому-то отдавать? Если у нас машин будет хватать, то мы, возможно, продлим рабочий день до 24 часов».

Пересесть на «ино»

Всего в Удмуртии в программе участвуют 15 автосалонов-официальных дилеров различных марок. Кроме всего вазовского модельного ряда скидку в 50 тыс. руб. можно получить при покупке еще более 50 моделей российских машин и собранных в России иномарок.

Впрочем, приоритеты владельцев автохлама стали ясны уже в первые две недели действия программы – люди выбирают что подешевле. В автосалоне Volkswagen (ООО «ИТС-Авто») зарегистрировали за этот период всего одного претендента на скидку по программе. В автосалоне «Ssang Yong и УАЗ» (ООО «Интерпартнер») скидка помогла продать за это время только два автомобиля Kyron (от 775 тыс.), зато порядка  20 российских внедорожников (в основном спросом пользуется Patriot – от 475 тыс., к тому же в рамках программы производитель предоставляет дополнительную скидку 15 тыс. руб.).

В автодеревне АСПЭКа очень удивились единственной за это время заявке на Nissan, совершенно не удивились отсутствию заявок на Toyota, зато возросший интерес к Ford и  Skoda прогнозировали – за первые две недели в этих салонах зафиксировали по полтора десятка владельцев. В автосалоне Ford в основном берут Focus (от 439 тыс.), а в Skoda утиль, как правило, меняют на Fabia (от 389 тыс.).

«Пока не совсем понятно, то ли мы «снимаем сливки» в начале реализации программы, то ли это тенденция», – сомневается начальник отдела продаж автосалона Skoda Евгения Лебедева.

В общем, среди иномарок наиболее ходовым товаром в рамках программы оказались среднеценовые машины стоимостью от 300 до 500 тыс. руб. Внутри этого диапазона выбор определяется уже не только ценой, но и популярностью бренда. К примеру, в ижевский автосалон Fiat за первые две недели в рамках программы обратилось всего пять человек, в основном за Albea (от 366,5 тыс.), хотя этот автомобиль дешевле тех же Skoda, Ford и УАЗ, которые за тот же срок привлекли от 12 до 20 покупателей. А поменять старые машины на новые Chevrolet  (в основном Niva – от 420 тыс.) за те же две недели решили 30 человек.

Запоздалый спрос

Самыми востребованными по программе утилизации иномарками оказались Renault, чем в салоне удмуртского дилера марки оказались не очень довольны. Купить с утилизационной скидкой Renault Logan (от 340 тыс.) или  Sandero (от 350 тыс.) за две недели решили больше 100 человек.

«Мы, конечно, заинтересованы в увеличении продаж,– говорит старший менеджер автосалона Renault Алексей Стулов, – но сейчас сезонный рост спроса, к тому же наши модели попадают под кредитование по субсидированной Правительством РФ ставке, и еще  производитель дает собственный кредит от 0% годовых. Словом, у нас и без утилизации продажи пошли. Дополнительных машин под эту программу дистрибьютор нам не дает, поскольку мощности завода небезграничны, и нам приходится вести предварительную запись, а клиентам ждать свои автомобили до трех месяцев. Поэтому я считаю, что программа опоздала примерно на год, она была бы выгоднее в прошлом году, когда автосалоны «стояли».

Для Ижевского автозавода программа уж совсем опоздала. Российский Минпром включил в список автомобилей, которые можно купить со скидкой, сдав на утилизацию старую машину, наши Иж-2717 и Kia Spektra и Sorento, но первая модель снята с производства еще в 2005 году, а в прошлом году конвейер завода полностью остановлен. Сейчас ижевских машин, доступных в рамках программы утилизации, нет ни на складах завода, ни у местного официального дилера Kia «Экстерьер-Авто», поэтому фактически «ИжАвто» в программе не участвует.

Кладбище старых машин

Покупатели опаздывать в запоздавшую программу не хотят. Юрий из Увы поспешил привезти свою старую машину в Ижевск на импровизированном эвакуаторе. Думал, сдаст ее в металлолом, получит в пункте приема свидетельство об утилизации, потом в ГИБДД – снимать с учета, а потом в «ИжЛаду» – покупать со скидкой новую «четырнадцатую». По телевизору говорили, что это одна из возможных схем утилизации. Но машину в утиль не приняли и свидетельства не дали. В пункте приема «Кировчермета» Юрию объяснили, что Минпром России внес в программу изменения, и теперь только дилеры могут выдавать заветные свидетельства, которые они распечатывают с официального сайта министерства, заходя туда под своим логином и паролем, – что поделаешь, программа экспериментальная, а потому многие ее условия дорабатывались и менялись в последний момент. 

Юрий приехал в «Иж-Ладу», но сдать машину и получить свидетельство не получилось и тут. Его записали в четырехтысячный список желающих поменять старую машину на новую со скидкой и пообещали позвонить, как только подойдет очередь. Юрий и его «старушка» отправились обратно в Уву – ждать звонка.

«Зато у нас в республике нет того, что творится в других регионах, – комментирует Елена Ревина, – где дилеры приняли у людей машины, выдали им свидетельства об утилизации, а новых автомобилей не продали. Естественно, там люди возмущаются, что им вместо 50 тысяч подсунули какую-то бумажку. У нас все четко: мы приглашаем
человека только тогда, когда есть нужная ему машина и подошла его очередь, и назначаем точное время, когда он должен доставить свой старый автомобиль на наш пункт приема в Старых Мартьянах».

 Найти пункт приема в Старых Мартьянах несложно – кладбище старых автомобилей видно с дороги, ведущей в аэропорт. Точнее, это еще не кладбище, а некий перевалочный пункт на последнем пути – здесь машины хранятся, пока за ними не приедет автовоз, который отвезет их к утилизатору. Но именно здесь владельцы навеки прощаются с тем, что долго служило им верой и правдой. К примеру, Николай из Ижевска на своей «семерке» проездил 12 лет. Выходя из нее в последний раз, он выглядит немного растерянным. Говорит, всю ее перебрал своими руками, теперь вот кузов стал ржаветь – собирался менять, да сын отговорил: мол, если эту сдать в утиль и взять такую же новую, по деньгам выйдет совсем немного дороже.

Специалист пункта приемки внимательно проверяет комплектность старой «семерки» Николая и составляет акт. Вся процедура занимает не более 20 минут, и как раз к ее завершению подъезжает на буксире старая «Волга». А Николай отправляется в автосалон оформлять документы.

Пять копий свидетельства и три часа в ГИБДД

В «Иж-Ладе» Николаю распечатывают пять копий свидетельства об утилизации. В каждой из них нужно поставить отметку об утилизации и о снятии с учета в ГИБДД. Обе эти организации оставят по одной копии у себя. Еще две копии заберет дилер – одну положит в свой архив, другую отправит в Минпромторг России, чтобы получить компенсацию за предоставленную Николаю 50-тысячную скидку на новый автомобиль. А пятая копия – для Николая. Ее можно предъявить при оформлении кредита в банке – чтобы сумму кредита рассчитали с учетом скидки.

АвтоВАЗ участвует в программе в качестве не только производителя, но и утилизатора, его дилеры, в том числе и «Иж-Лада», сами делают отметку об утилизации в свидетельствах. Дилеры других марок принимают старые машины на ответственное хранение, а набрав достаточный объем автохлама, везут его на утилизацию в пункт, с которым у них заключен договор, то есть и в этом случае автовладельцам беспокоиться об отметке утилизатора не приходится – это дело автосалона.

Именно во избежание лишней волокиты Минпромторг РФ с самого начала рекомендовал обращаться напрямую к дилеру, который берет на себя прохождение всех связанных с утилизацией процедур, а затем и вовсе оставил эту схему единственно возможной. Однако, как выяснил Николай, без волокиты все же не обойтись – ехать в ГИБДД, чтобы снять машину с учета, придется самому.

«Хоть в программе и указано, что дилер может снять автомобиль с учета, имея простую доверенность от владельца, в ГИБДД требуют, чтобы этот документ был нотариально заверен, – объясняет Елена Ревина. – Это стоит 500 рублей, и для тех людей, кто участвует в программе, чтобы сэкономить, и приобретает самый дешевый автомобиль, это, как правило, существенная сумма. Поэтому наши клиенты снимают машины с учета сами. К тому же, сами понимаете, у нас сейчас нет свободных сотрудников, которые могли бы этим заниматься».

В общем, в автоинспекцию Николай отправляется сам. Там, как сообщил нам зам. начальника управления ГИБДД МВД по УР Николай Шушаков, для участников программы утилизации сделаны два исключения из общих правил: предъявлять машину к осмотру не нужно, как и платить пошлину. В остальном – все в общем порядке, очереди в регистрационных подразделениях в связи с утилизацией увеличились не более чем на 5%, и по времени процедура займет, как и полагается по регламенту, не больше трех часов с момента приема заявления. «Но и никак не меньше», – заверили Николая коллеги по утилизации.

Елена Ревина говорит, что к бумажной волоките нужно отнестись с пониманием: «Свидетельство – это документ строгой отчетности. Если в ГИБДД или у нас при оформлении запятую не там поставят, нам государство эти 50 тысяч, которые покупатель получает в качестве скидки, не компенсирует. Поэтому и у нас, если обычно оформление автомобиля занимает 20 минут, то в рамках программы утилизации на это уходит час, а то и больше. Но сейчас мы работаем до последнего клиента, поэтому, если утром сдать машину и в тот же день снять ее с учета, можно вечером уехать на новом автомобиле».

В долг тоже со скидкой

Чтобы в этот же день уехать на новом автомобиле, нужно в тот же день его оплатить. Даже дешевая вазовская «классика» и даже с 50-тысячной скидкой в 50% случаев покупается в кредит, поэтому программа утилизации принесла оживление и в кредитные отделы дилеров, и в банковские отделы кредитования физических лиц.

Один из самых популярных вопросов участников программы к представителям банков: можно ли использовать 50-тысячный сертификат в качестве первоначального взноса по кредиту, чтобы вообще не платить наличных? «Согласно программе утилизации, автосалон предоставляет скидку в размере 50 тыс. руб. на приобретение нового автомобиля, – объясняет начальник отдела кредитовании Удмуртского отделения № 8618 Сбербанка России ОАО Людмила Зорина. – По условиям кредитования Сбербанка России в рамках государственного эксперимента по утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей разрешается принимать в качестве собственных средств заемщика, вносимых для оплаты первоначального взноса за приобретаемый автомобиль, утилизационное свидетельство. При этом дополнительно к пакету документов, необходимых для заключения кредитного договора, заемщик должен предоставить в банк справку из автосалона, содержащую информацию о заключении заемщиком договора купли-продажи автомобиля, о принятии автосалоном Свидетельства на утилизацию вышедшего из эксплуатации автомобиля и информацию о полной стоимости приобретаемого автомобиля».

Кроме того, в банке обращают внимание на то, что список автомобилей, доступных в рамках программы утилизации, во многом пересекается с перечнем машин, включенных в другую федеральную программу – субсидирования процентных ставок по автокредитам, действие которой правительство России продлило до конца 2010 года. Поэтому те, кто сдает в утиль старый автомобиль, также может воспользоваться  Правительственной программой субсидирования процентных ставок и взять кредит – по ставке, уменьшенной на 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В том, что такие условия вполне приемлемы для многих жителей республики, в Удмуртском отделении Сбербанка успели убедиться: с апреля прошлого года по программе субсидирования ставок выдано 958 автокредитов на сумму 189 млн рублей. Специалисты полагают, что программа утилизации сделает льготное автокредитование еще более популярным. А чтобы получить деньги строго к моменту, когда подойдет очередь в автосалоне, оформить заявку на кредит советуют заранее.

«Человек может обратиться к нам заранее, чтобы банк принял решение с отлагательным условием, – говорит Людмила Зорина. – Мы рассчитаем первоначальную сумму кредита, исходя только из его доходов и не ориентируясь на стоимость приобретаемого автомобиля. Имея положительное решение банка, он может спокойно ждать, когда в автосалоне подойдет его очередь на утилизацию и появится в наличии нужный ему автомобиль. Когда это произойдет, ему останется только предоставить в банк документы на автомобиль. После этого будет определена окончательная сумма кредита, а кредитная документация будет оформлена в короткие сроки».

Обналичка

Дождавшись своей очереди в автосалоне, преодолев процедуры снятия с учета в ГИБДД и оформления кипы бумаг, наконец, раздобыв деньги, купить новые машины со скидкой в 50 тыс. руб. в Удмуртии к концу марта смогли несколько сотен человек – цифра меняется ежедневно. А вот превратить сертификат на скидку в деньги, насколько нам известно, не смог в республике пока никто. Хотя желающие были.

В Интернете на ижевском автофоруме программа утилизации обсуждается с начала января, и вопрос: «Нельзя ли как-нибудь получить 50 тысяч за автохлам наличными?» поднимался неоднократно. Один из тех, кто этим интересуется, – Михаил из Ижевска. У него Opel 1981 года выпуска. Машина на ходу, даже техосмотр пройден – Михаил на ней пока ездит. Программа утилизации заинтересовала его тем, что по ней любой автомобиль старше 10 лет оценивается в 50 тысяч. Выручить столько от продажи своей машины Михаил не рассчитывает, поэтому и изучает вопрос обналички свидетельства об утилизации.

Просто продать свидетельство невозможно – оно именное, и вся процедура его оформления такой вариант исключает. Поэтому Михаил просчитывает другую схему: найти желающего купить автомобиль со скидкой 10 тысяч, получить от него соответствующую сумму, затем сдать свою машину в утиль, купить новый автомобиль со скидкой, тут же переоформить его на нового хозяина, а сдачу оставить себе. «50 тысяч – скидка по свидетельству, минус 3 тысячи за утилизацию, минус 10 тысяч подарок покупателю – итого, 37 тысяч остается мне», – подсчитывает Михаил.

Дилеры – единственные, кто в рамках программы имеет безоговорочное право на обналичку, – тоже смогут обменять свидетельства об утилизации на реальные деньги далеко не сразу. «Первые заявления дилеров о предоставлении средств в возмещение потерь от предоставления скидки при продаже автомобиля должны были быть направлены в Минпромторг РФ в срок до 5 апреля, – объясняют в республиканском Министерстве промышленности. – Затем не позднее чем 20 апреля Минпромторгом РФ будет принято решение о предоставлении субсидии. Соответственно, поступление средств на счета торговых организаций возможно не ранее окончания мая 2010 года».

В автосалонах признаются, что это вызывает определенное беспокойство. «Делая скидку покупателям, с производителем мы рассчитываемся в полном объеме, – объясняет Алексей Стулов из автосалона Renault. – Для этого приходится привлекать кредитные ресурсы, соответственно, дилер теряет часть своих доходов на процентах». «Дилеры сейчас «в минусе», – соглашается директор по продажам автосалона Ford Дамир Абашев. – Мы теряем и на процентах по кредитам, которые приходится привлекать, и на различных дополнительных расходах, которые мы несем в связи с программой. например, чтобы доставлять старые машины к утилизатору, мы оплачиваем услуги эвакуатора. В итоге маржа дилера с каждой машины уменьшается процентов на сорок. Конечно, продажи при этом, по нашим предварительным оценкам, вырастут процентов на двадцать, так что участие в программе для нас все равно выгодно, но при условии, что компенсации предоставленных скидок мы получим из федерального бюджета в обещанные сроки».

«Иж-Лада» первой отправила документы на рассмотрение в Минпромторг России. «Мы сделали это первыми из всех участвующих в программе российских дилеров, можно сказать, что на наших документах и сам Минпромторг учится, – с гордостью отмечает Елена Ревина. – Мелкие ошибки были, но в целом мы получили подтверждение, что наши документы приняты и компенсацию мы получим».

Последняя инстанция

Без всяких «но» деньги по программе в Удмуртии пока получают только утилизаторы: дилеры берут с владельцев автохлама по 3 тысячи рублей, которые должны перечислить утилизатору, сдавая ему старые автомобили.

Главный инженер ООО «Удмуртвтормет» Вячеслав Макогин показывает первые поступившие на утилизацию машины. Они, впрочем, и сами обращают на себя внимание – выделяются среди груд металлолома своей полнокомплектностью: колеса, стекла, руль, панель, обшивка салона, сиденья – все на месте, в отличие от машин, сданных в металлолом в обычном порядке. «В обычном порядке мы принимаем металлолом по 5 тыс. руб. за тонну, – говорит Вячеслав Макогин. – Кузов легкового автомобиля весит около 800 кг, то есть мы платим за него около 4 тысяч. А по программе утилизации люди платят 3 тысячи нам. Конечно, нам выгодно в ней участвовать».

Немецкая машина «пресс-ножницы» вмещает враз два легковых кузова и мелко шинкует их за считанные минуты. В таком виде металлолом можно переплавлять в электропечах. По словам Вячеслава Макогина, спрос после кризиса начинает восстанавливаться, и металлурги сейчас покупают вторсырье тысяч по шесть-семь за тонну.

Участвуя в правительственной программе, утилизаторы фактически получают двойную плату за сырье – и от поставщика, и от потребителя. И они считают это справедливым. «Машины поступают к нам в полной комплектации, соответственно, их необходимо разобрать, – объясняет Вячеслав Макогин. – Для этого мы планируем организовать три пункта, на каждом из которых будут работать по два сотрудника. Кроме того, в связи с рециклингом увеличивается список отходов, которые образуются на нашем производстве, соответственно, вырастает экологический сбор».

«Мы приняли новых работников, закупили новую технику, емкости для хранения технических жидкостей, – говорит зам. директора ООО «Кировчермет» Фаиль Хайдаров. – Думаю, все участвующие в программе утилизаторы столкнулись с проблемой переработки неметаллических отходов – стекло, масло, резина, пластмасса и т.д. Если сдавать их организациям, которые занимаются их уничтожением, то за это мы должны будем заплатить. Сейчас мы занимаемся поиском организаций, которые занимались бы их переработкой. По ряду отходов уже есть договоренности, только по стеклу вопрос пока остается открытым. Мы рассчитываем, что те деньги, которые в рамках федеральной программы люди платят за утилизацию старых машин, как раз окупят наши вложения и затраты. Но все, конечно, будет зависеть от объемов».

За объемы между республиканскими утилизаторами идет нешуточная борьба. Сначала они «поделили» между собой дилеров, каждый из которых заключил договор только с одним из утилизаторов. Однако уже к концу марта многие автосалоны заключили соглашения и с «Кировчерметом», и с «Удмуртвторметом», и теперь у них есть возможность выбирать, куда отправить очередную партию автохлама, в зависимости от текущих условий, предлагаемых тем и другим партнером.

Главной схваткой в борьбе за объемы стал тендер, объявленный АвтоВАЗом. К концу марта, очевидно, оценив объемы скопившегося у дилеров автохлама, завод решил поделиться им с другими утилизаторами. В Удмуртии тендер выиграл «Кировчермет», хотя «Удмурт-втормет», по словам Вячеслава Макогина, был готов поделиться с заказчиком частью утилизационного сбора – принимать машины не по 3 тыс., а по 2,5 тыс. руб. Фаиль Хайдаров секретов победы «Кировчермета» не раскрывает: «Дело ведь не только в цене, но и в объемах, которые мы способны освоить, и в ряде других условий сотрудничества».

Впрочем, окупаемость вложений утилизаторов зависит не только от объемов, но и от сроков действия программы: если ее продлят, то на длинном-то промежутке времени затраты точно окупятся.

Продолжим?

Первые результаты программы сомнений в том, что она будет продолжена, не оставляют: к концу марта в России выдано более 33,5 тыс. свидетельств на утилизацию, а продажи АвтоВАЗа за месяц выросли на 60%.

В республиканском Минпроме говорят, что отладить взаимодействие всех участников процесса утилизации удалось уже на первом этапе эксперимента, но на всякий случай на сайте министерства разместили анкету для дилеров, ответы на вопросы которой позволят выявить оставшиеся шероховатости. Заключения по итогам эксперимента республиканские чиновники отправят в Минпромторг России, который к 1 сентября должен окончательно сформулировать концепцию программы. Учитывая, что в целом эксперимент заинтересовал всех участников, дальнейшая судьба программы будет, по всей видимости, зависеть, главным образом, от возможностей федерального бюджета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *