Архив журнала

Трезвым взглядом

Начатая в конце 2009 года новая антиалкогольная кампания пока не продемонстрировала каких­то впечатляющих результатов. Да в принципе и не должна была – только первый этап «Концепции госполитики по снижению масштабов злоупотребления…» рассчитан на период до 2012 года. Начало  первого этапа вряд ли принесло существенное сокращение потребления спиртного гражданами, но зато вызвало довольно заметный переполох на алкогольном рынке – в том числе и Удмуртии.

Пить надо меньше

Основная цель документа с длинным названием «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ» состоит в значительном снижении масштабов потребления алкоголя россиянами с растиражированных 18 литров до 5-8 литров чистого алкоголя в год. То есть через 10 лет (к 2020 году) россияне должны пить в 2-3 раза меньше, чем сегодня.

Добиться этого государство планирует в два этапа. На первом из них (2010 – 2012 гг.) предполагается создать условия для уменьшения остроты сложившейся негативной ситуации, сформировать правовую, организационную и финансовую базы реформы.

Что это значит на деле? В частности, уже приняты меры, касающиеся ужесточения требований к розничной продаже алкогольной и слабоалкогольной продукции. Уже с января этого года действуют ограничения на ночную торговлю алкогольными напитками крепостью свыше 15 градусов с 23.00 до 07.00. Кроме того, предполагается сокращение магазинов и кафе, торгующих алкоголем. Только в Удмуртии, по информации Министерства торговли и бытовых услуг УР, вместо 3717 таких точек останется только 306. Сокращение более чем в 12 раз!

Планируется также ужесточить административную ответственность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции. Это в основном касается случаев продажи водки и пива несовершеннолетним.

Ну и, наконец, экономические меры затрагивают увеличение акциза на этиловый спирт и алкогольную продукцию, а также установление минимальной цены на водку. С начала 2010 года нижний уровень цены на водку установлен в размере 89 рублей за пол-литра. А с 1 августа этого года введена минимальная цена на этиловый спирт из пищевого сырья в размере 59 рублей за литр. По данным Минторга УР, на потребительском рынке Удмуртии минимальная цена на водку в настоящее время сложилась не менее 95 рублей. Последний раз такие ограничения были в 2004 году, когда минимальная цена на водку была зафиксирована на уровне 32 рубля.

Совместными усилиями

По словам замминистра торговли и бытовых услуг УР Галины Трегубовой, реализация Концепции предполагает комплексный подход к решению проблемы злоупотребления алкоголем. «Здесь нужны совместные усилия семьи, школы, общественности. Поэтому государство первым сделало закономерный шаг к усилению контроля и регулирования в области производства, реализации и потребления спиртных напитков, – говорит Галина Трегубова. – А мы общими усилиями должны начать формирование атмосферы общественного неприятия злоупотребления алкоголем, вовлечь массы людей, в том числе детей и молодежи, в занятия спортом».

Насколько действенны будут эти усилия, не очень понятно. Зато известно, меры по формированию «атмосферы общественного неприятия» уже заложены в пяти республиканских целевых программах.

Чьи интересы?

Некоторые эксперты усматривают в антиалкогольных мерах лоббирование интересов крупных федеральных производителей. Считается, что таким образом грядет очередной передел рынка. И это уже не будет процесс, в котором участвуют полукриминальные структуры. Сегодня основным игроком на этом поле является государство. В частности, госхолдинг ОАО «Росспиртпром», 100% акций которого принадлежит государству, намерен в ближайшее время занять 25% водочного рынка России. Об этом еще весной говорил заместитель генерального директора компании Вадим Касьянов. Отсюда и методы.

В настоящий момент, по оценкам агентства «Бизнес Аналитика», входящие в «Росспиртпром» предприятия занимают свыше 9% водочного рынка страны в денежном исчислении. Это второе место после ГК «Русский алкоголь» (около 12%). По оценкам отраслевого агентства ЦИФРРА, далее следует продукция ОАО «Синергия» (около 8%), ОАО «Татспиртпром» (около 4%) и ОАО «Башспиртпром» (примерно 4%). А с учетом производства этилового спирта «Росспиртпром» – крупнейший производитель в стране.

Сама концепция разработана по инициативе «Росалкогольрегулирования». Как заявила замначальника аналитического управления этого ведомства Татьяна Хапилина, в документе «учтены предложения и рекомендации заинтересованных министерств, ведомств, экспертов, общественных и религиозных организаций». Хотя аналитики рынка утверждают, что круг заинтересованных лиц мог бы быть шире.

Например, далеко не все региональные рынки рады раскрыть свои объятия для федеральных игроков. Например, очень явно региональные власти поддерживали местных производителей в сопредельных с Удмуртией регионах – Татарстане и Башкортостане.

По некоторым оценкам, в Татарстане поддержка региональной власти позволяла местным производителям долгое время сохранять долю рынка на уровне не менее 80%. Жесткие ограничения для нетатарских алкогольных компаний действовали там более десяти лет. Так, каждый производитель должен был пройти процедуру дополнительной сертификации качества и получить региональную марку. Кроме того, в торговых точках республики действовала система квотирования, которая ограничивала присутствие на полках магазинов алкогольной продукции нетатарского происхождения.

После того как ФАС в 2009 году признала такие действия ограничением конкуренции на алкогольном рынке, федеральные компании могут рассчитывать на половину водочного рынка Татарстана. Жалобщиками выступили Союз производителей алкогольной продукции (туда входят упоминаемые ОАО «Росспиртпром», ГК «Русский алкоголь», ОАО «Синергия) и Ассоциация компаний розничной торговли (входят X5 Retail Group, «Магнит» и др.). Теперь, по словам главы агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, доля ввозимого алкоголя на рынке Татарстана может увеличиться с нынешних 20% до более чем 50%.

Водку пьем меньше, пива – больше

Впрочем, насколько оправдан оптимизм федеральных производителей относительно экспансии на региональные рынки, покажет время. Как показывает  удмуртский рынок, несмотря на отсутствие каких-то особых протекционистских мер, лояльность потребителей к местным маркам достаточно сильна.

По словам Галины Трегубовой, в нашей республике 92% производимого на продажу крепкого алкоголя – собственного производства, 30% алкогольных напитков вывозится за пределы Удмуртии (60 регионов, 10 стран мира). «Здесь нет никакой «обязаловки», люди выбирают именно лучшее. Поэтому только качество местной продукции – главный фактор, который позволяет до сих пор держать рынок под контролем», – отмечает замминистра торговли и бытовых услуг.

По статистике, за два года в Удмуртии сократились объемы продаж алкогольных напитков на 6,3%. За полугодие 2010 года падение составило уже 7,8%. В целом жители республики стали меньше пить водку, коньяк, коктейли.

Впрочем, в Министерстве торговли УР не спешат связывать снижение продаж с уменьшением потребления. По мнению чиновников, после ужесточения правил розничной торговли алкоголем часть «постоянных клиентов» могла просто перейти на спиртсодержащие жидкости.

 «Можно, конечно, сделать политическое заявление о том, что ограничение ночной торговли алкоголем повлияло на потребление крепких алкогольных напитков, но, думаю, это преждевременно, – говорит замминистра Галина Трегубова. – Что можно утверждать, если в свободной продаже в любой аптеке имеются спиртсодержащие жидкости?!»

Зато увеличилось потребление вина, шампанского и пива. Кстати, в прошлом году продано 12 млн декалитров пенного напитка, и это не предел. Местные производители – «Гамбринус» и Сарапульский дрожжепивзавод – занимают всего 15% республиканского рынка пива, но доля в будущем может вырасти, поскольку производители наращивают объемы производства.

Хотя местные производители пива все же проигрывают «варягам» конкурентную борьбу. И дело здесь скорее не в качестве – оно как раз без нареканий. Дело в том, что мощности местных компаний, по-видимому, просто не в состоянии заполнить больший объем рынка, даже если бы такая возможность у них и была. Ну а вторая причина – агрессивный маркетинг федеральных пивных производителей, который позволяет им наращивать продажи из года в год.

Попытки же региональных властей всех регионов (в том числе и Удмуртии) продавить законодательное решение и приравнять пиво к алкоголю заканчиваются неудачей. Потребление пива ежегодно растет, несмотря на рост акцизов. В 2010 году они подорожали на 300%, но продажи пенного напитка, как видно, только увеличились.

Золотой теленок

Алкогольная отрасль всегда приносила республиканскому бюджету ощутимые доходы. Так, в 2009 году совокупный доход в бюджеты разных уровней от акцизов удмуртских «ликёрок» составил 1,7 млрд рублей, с одной пол-литровой бутылки водки собирается 45 рублей акцизов. Причем львиная доля денег – 60% – ушла в республиканский бюджет. Остальные 40% поступили в федеральный бюджет. Так что становится понятным стремление региональных властей защитить собственных производителей, охраняя для них «домашние» рынки.

И пока те, окрепнув под губернаторским крылом, чувствуют себя неплохо. К примеру, несмотря на общую отрицательную тенденцию в потреблении крепкого алкоголя, объемы продаж продукции ОАО «Глазовский ЛВЗ» в 2009 году не снизились. Об этом нам рассказал замдиректора по маркетингу и продажам завода Николай Чирков. «Да, мы не  допустили падения, но и большого роста тоже не наблюдается. За текущий 2010 год нам удалось увеличить продажи лишь на 3%, – говорит эксперт. – Это при том, что продажи нашего ведущего бренда ТМ «Калашников» за счет увеличения дистрибуции в регионах РФ и за рубежом увеличились примерно на 30%».

Впрочем, производители не склонны винить Концепцию в падении объемов рынка. Они отмечают, что в целом она хоть и «антиводочная», но несет на рынок ряд положительных перемен.

По мнению Николая Чиркова, реализация этой программы позволит убрать с прилавков некачественный продукт и создать здоровую конкуренцию среди производителей. По разным оценкам, российский алкогольный рынок на 40-50% заполнен нелегальной водкой. На удмуртском рынке этот процент намного ниже.

Галина Трегубова считает, что при взвешенном подходе меры, предусмотренные Концепцией, повысят прозрачность рынка. «Акцизы и минимальная цена на водку помогут нам бороться с нелегальным оборотом. Но к этому надо подходить осторожно. С одной стороны, чем выше акцизы, тем больше будет соблазна заниматься производством и реализацией нелегальной водки, –говорит эксперт. – Корову можно доить не до бесконечности. Стоимость водки у нас в Удмуртии, как и большинства продуктов в потребительской корзине, невысока по сравнению с другими регионами. Но, с другой стороны, перестараться опасно – высокая цена на водку тоже может создать нишу для нелегальных производителей и приведет к росту «паленой» продукции».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *