Тарифная «ипотека»

Крупнейшая республиканская электросетевая компания филиал «Удмуртэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» представила инвестиционную программу, реализация которой предполагает удвоение годового объема инвестиций. Журнал «Свое дело» исследовал, как это отразится на тарифе, и выяснил, что оплачивать дополнительные инвестиции потребители будут в рассрочку, а точнее в кредит.

Метод расчета тарифов инфраструктурных организаций, основанный на возврате сделанных вложений (RAB), придумали в начале 1990-х годов в Великобритании, где в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии, как и в России, было сформировано несколько сопоставимых по размерам распределительных сетевых компаний. В результате регулирования на основе RAB они снизили свои издержки в несколько раз, что повлекло серьезное снижение тарифа при увеличении инвестиций в отрасль. Поэтому система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования. В середине 1990-х годов на RAB перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия. В 2002 году Европейский союз обязал применять этот метод страны Восточной Европы, и RAB «пришел» в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств.

 
Инвестиции в рассрочку

Обычно потребители узнают о новых тарифах на элекроэнергию уже после того, как они были утверждены. Однако в этом году их привлекли к обсуждению одной из составляющих тарифа на электричество – услуги по передаче электроэнергии, осуществляемой филиалом «Удмуртэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Дело в том, что «Удмуртэнерго» предлагает изменить схему регулирования тарифа, сбалансировав при этом потребности энергосистемы в модернизации оборудования и финансовые возможности клиентов компании.

Сейчас тарифы для инфраструктурных организаций формируются по методике, которая называется «Затраты +». Организация ежегодно направляет в Региональную энергетическую комиссию тарифную заявку, в которой указывает все свои расходы, начиная от зарплаты и амортизации оборудования, заканчивая инвестициями. Специалисты РЭК рассчитывают необходимую валовую выручку, которая позволит компании покрыть все эти затраты, и вычисляют тариф, который позволит компании ее получить. Правда, при этом они учитывают допустимый предел роста тарифов, который ежегодно устанавливает Федеральная служба по тарифам. Чтобы его не превышать, компаниям приходится отказываться от части расходов, чаще всего – инвестиционного характера.

Методика, которой во всем мире пользуются для привлечения инвестиций в инфраструктурные компании, называется RAB (от Regulatory Asset Base – регулируемая база капитала). В 2008 году принципы RAB легли в основу новой редакции постановления Правительства РФ «Об основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии». К 2011 году долгосрочное тарифное регулирование должно быть введено в энергосетях во всех регионах страны.

В 2009 году на методику RAB перешли 11 распределительных сетевых компаний в 9 регионах России. Долгосрочные инвестпрограммы RAB-пионеров впечатляют. Например, в «Астраханьэнерго» планируют к 2011 году увеличить инвестиции в 4,3 раза по сравнению с уровнем 2008 г., а «Тверьэнерго» – почти в 7 раз. При этом рост конечного тарифа для потребителей не превысит уровни, установленные в прогнозе социально-экономического развития России.

В отличие от системы «Затраты +»  методика RAB подразумевает распределение инвестиционной нагрузки на многолетний период, т.е. позволяет строить на заемные средства уже сегодня, а возврат их гарантированно обеспечивать в течение 35 лет, поэтому даже большие вложения напрямую не отражаются на тарифе. При расчете учитываются текущие расходы, возврат инвестированного капитала в течение 35 лет и доход на инвестированный капитал, который распределяется на весь срок возврата. Согласно разработанной ФСТ RAB-методике регулирования тарифов, в первые три года доход инвестора составляет 6, 9 и 12% годовых соответственно, если региональный орган регулирования не определил более высокие ставки.

Этот механизм похож на ипотеку- инвестиции осуществляются сейчас, а возвращаются в течение длительного срока. И если для потребителей он хорош относительно небольшими разовыми платежами, то для инвесторов – гарантией возврата вложений, да еще и с процентами. В качестве такой гарантии выступает, по сути, сам факт существования тарифа. Гарантия железная, и это позволяет инфраструктурным компаниям привлекать  средства кредитных организаций.

Формировать тарифы по методике RAB начиная с 2010 года предлагают  специалисты «Удмуртэнерго». По их данным, износ оборудования предприятия достигает 63%, и поддерживать его в рабочем состоянии позволяет только выполнение ремонтной программы. Однако для повышения

надежности системы энергоснабжения многое нужно не просто ремонтировать, а менять, внедрять новые технологии. Для этого нужны средства, гораздо большие, чем предусмотрены учитываемыми в тарифах амортизационными и ремонтными расходами.

Мнением потребителей относительно перехода на новую методику интересуются не случайно. В конечном итоге именно им предстоит выплачивать «тарифную ипотеку», так что они имеют полное право знать, сколько и за что будут платить. Поэтому нормативные документы в области тарифного регулирования предусматривают, что переходу на формирование тарифов методом RAB должно предшествовать утверждение долгосрочной инвестиционной программы компании на уровне субъекта РФ.

Во что вкладываем?

Инвестиционная программа, которую вынесло на обсуждение «Удмуртэнерго», рассчитана на ближайшие 5 лет. Она предполагает реконструкцию и модернизацию электросетевого комплекса, создание условий для техприсоединения новых потребителей. «Когда экономика выйдет из кризиса и начнет возвращаться к докризисному уровню, а затем и дальше развиваться – энергетика должна быть готова, – говорит начальник управления технологического  присоединения и перспективного развития филиала «Удмуртэнерго» Юрий Новоселов.Цикл строительства новой подстанции занимает несколько лет, включая предпроектные проработки, проектирование, отвод земли и непосредственно само строительство. Поэтому уже сейчас надо начинать строить энергообъекты для будущего жилья и предприятий. Более того, уже сегодня город Ижевск, Завьяловский район, а также территория вдоль Камы испытывают дефицит электроэнергии. Именно здесь существует острая необходимость в строительстве новых подстанций».

«В долгосрочной инвестпрограмме «Удмуртэнерго» объем инвестиций существенно увеличен по сравнению, например, с 2009 годом, – говорит зампредседателя РЭК УР Владимир Финк. – Максимальная цифра, которую они осваивали, – 500-600 млн в год. А по новой пятилетней программе, если брать в среднем, – это порядка 1 млрд в год». Эти цифры совпадают с оценкой инвестиционных потребностей электроэнергетики заместителя председателя Правительства УР Ильдара Бикбулатова – по его мнению, отрасль нуждается как раз в 5 млрд инвестиций.

Однако главная цель обсуждения инвестиционной программы – оценить не столько потребности отрасли, сколько потребности республиканской экономики в электроэнергии. Для этого к участию в рабочей группе пригласили представителей Минстроя, Минпрома, Агентства по энергосбережению и инвестициям и администраций энергодефицитных Ижевска и Завьяловского района – по сути, всех заинтересованных потребителей. Однако большинство из них высказать СД свою оценку программы отказались, переадресовав запросы редакции в Минпромэнерго.

Замминистра промышленности и  энергетики УР Виктор Преснухин, в свою очередь, ссылается на то, что у него нет данных о потребностях тех или иных отраслей. «Я считаю, сколько нужно электроэнергии, нам должны сказать в Мин-экономики, – уверен эксперт. – И я уже раз 15 писал запросы: дайте потребности в энергетических мощностях, дайте индекс развития производства – сколько будет выплавлено стали, сколько будет произведено автомобилей… Вот про набережную все сейчас говорят – а мне никто не дает данных, что там будет, какие нужны мощности»…

«В целом программа решает вопросы подключения новых потребителей, — говорит Владимир Финк. — Она составлена исходя их всех заявок, которые имеет на сегодняшний день «Удмуртэнерго». Но, с другой стороны, энергетика должна развиваться опережающими темпами: к тому моменту, когда начнет развиваться бизнес, мощности должны быть уже созданы и готовы присоединять новые объекты или принимать возросшие объемы потребления». В РЭК ждут от участников рабочей группы предложений и замечаний к программе. Однако, судя по их настрою, ее содержательная часть вызовет не слишком много вопросов.

Стимулирующая либеральность

А вот вопросы контроля за исполнением инвестиционной программы в связи с переходом на регулирование тарифов методом RAB возникают у многих. «Если будет понимание, какие объекты строим и в какие сроки – мы готовы одобрить переход на метод RAB, – говорит Ильдар Бикбулатов. – А если просто обговорили величину доходности на инвестированный капитал, которая ежегодно должна вкладываться в тариф, – для нас это неприемлемо».

«Метод RAB, действительно, более либеральный, – объясняет Владимир Финк. – Сейчас инвестиционные расходы, включенные в тариф, ежегодно контролируются регулятором: все объекты, согласованные на этот год, должны быть введены, иначе средства, которые компания не израсходовала в текущем периоде регулирования, изымаются из необходимой валовой выручки следующего периода, то есть на будущий год будет ограничен рост тарифа. При регулировании методом RAB тарифы устанавливаются на долгосрочные периоды – первый может составлять 3 года, последующие – не менее 5 лет. На весь этот период определяется базовый уровень операционных расходов, который ежегодно индексируется на темп инфляции, но уже не снижается. RAB не предполагает такого скрупулезного вмешательства регулятора в деятельность предприятия, как сейчас».

Директор АНО «Агентство по энергосбережению и инвестициям УР» Павел Берлинский считает такую либеральность одним из главных достоинств метода RAB. «Кроме того, у компании появляется стимул для сокращения издержек, — отмечает эксперт. — Сегодня его не просто нет, а даже более того: если ты оптимизировал свою работу, в следующем году будешь за это не вознагражден, а наказан».

В то же время в Агентстве по энергосбережению считают необходимым обеспечить возможность контроля за исполнением инвестиционной программы «Удмуртэнерго» со стороны государства. «Наше предложение – включить в программу количественные индикаторы оценки ее исполнения, – говорит Павел Берлинский. – Сейчас это просто сводный план мероприятий на ближайшие пять лет, и нет возможности оценить, насколько он совпадает с потребностями развития экономики внутри этого периода».

RAB считается перспективным для регулирования тарифов на услуги не только распределительных электрических сетей, но и водо- и теплоснабжения, а также связи. В Правительстве РФ обсуждается возможность использования основ RAB при определении цен заявок генерирующих компаний на коммерческий отбор мощности в рамках ФОРЭМ.

Тарифные перспективы

Больше всего вопросов в связи с переходом на регулирование тарифов методом RAB у представителей потребительского сообщества вызывают связанные с ним тарифные перспективы следующего года.

Понятно, что распределение возврата вложенных инвестиций и доходности на них на длительный срок позволит избежать кратного роста тарифов. Понятно, что его можно будет спрогнозировать на 3-5 лет вперед с учетом инфляции. Но даже специалисты РЭК пока не могут спрогнозировать, каким он будет.

«Первый шаг к переходу на формирование тарифов методом RAB – независимая оценка активов компании, на основании которой определяется размер инвестируемого капитала, – говорит Владимир Финк. – Эта цифра определяется независимым оценщиком по согласованию с регулятором, то есть с нашей комиссией. Но на сегодняшний день у нас этой цифры нет. По примеру других регионов и тех компаний, которые перешли на метод RAB уже в этом году, мы знаем, что переоценка проходила с индексом от 2 до 4. Есть предварительные прикидка, исходя из работы, проделанной оценщиками, что у нас индекс составит порядка 2-х. Соответственно, в два раза вырастут расходы на амортизацию, которые учитываются в тарифах, и уже это позволит компании проводить реконструкцию оборудования. И от того, какой объем работ компания сможет выполнить за счет амортизационной составляющей, будет зависеть ее потребность в привлечении дополнительных инвестиций, возврат и доходность которых мы должны будем заложить в тариф».

В «Удмуртэнерго» говорят, что переоценка активов будет завершена до 15 ноября. А что касается величины тарифа, то здесь последнее слово, вне зависимости от методики расчетов, остается за регулятором. Решением ФСТ рост конечного тарифа на электроэнергию в 2010 году ограничен для потребителей Удмуртии в среднем, без учета дифференциации по группам, 15 %, для населения – 10%.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.