Сработаемся?

В Ижевске появился первый коворкинг-офис. СД побывал там и выяснил, что собой представляет это новое для ижевского рынка недвижимости явление, и почему коворкеры соблюдают конспирацию.

Законспирированная коммуналка

Два рабочих кабинета и просторный коридор общей площадью 70 кв. м. В кабинетах вдоль стен обычные офисные столы, разделенные перегородками, на каждом — компьютер, телефон и канцелярские приборы. В коридоре что-то вроде комнаты отдыха: здесь разместились диван и кулер. Этот офис арендует предприниматель, специфика работы которого такова, что помещения заняты только несколько часов по утрам. Чтобы компенсировать часть затрат на аренду (они составляют 70 тыс. руб. в месяц), арендатор сдает площади в субаренду пятерым молодым предпринимателям.

Дело у каждого их них свое: один организует спортивные и детские развлечения, другой производит рекламу, остальные трое работают в IT-сфере. Все они делают в бизнесе первые шаги,  и арендная плата в 2-3 тысячи рублей в месяц (программисты платят меньше, потому что не пользуются принтером) – это, пожалуй, максимум, что они могут себе позволить.

«Когда только начинаешь бизнес, — говорит Артем, один из обитателей этой бизнес-коммуналки, — приходится постоянно учиться на своих ошибках. Когда у меня появилась возможность арендовать офис, я выбрал недорогие площади в районе Поймы – снял 22 кв.м. за 10 тыс. руб. в месяц. Но, сэкономив на помещении, я нисколько не выиграл в деньгах: мебель, телефон, принтер, — каждая мелочь по отдельности стоит не дорого, а все вместе выходит в копеечку. Плюс, когда я работал дома, на оплату интернета и телефона уходило меньше тысячи рублей в месяц, а в офисе все это приходится покупать уже как юридическому лицу — на порядок дороже. Плюс косметический ремонт, плюс оплата охраны и уборки».

Вопрос, как сэкономить на аренде офиса, Артем обсуждал с друзьями и знакомыми – такими же молодыми предпринимателями. Выяснилось, что этот вопрос актуален для многих – так и решили экономить вместе. В их общем офисе на всех делится не только арендная плата, но и мелкие хозяйственные расходы. «Например, сегодня сахар покупаю я, а кофе — мой сосед-специалист по IT. И если сломался принтер, чинить его везет тот, у кого подошла очередь на этот вид работ»,  — для наглядности Артем показывает график дежурства в офисе.

Это и есть коворкинг (англ. co-working – совместная работа). Правда, несмотря на все выгоды совместного офиса, начинающие бизнесмены здесь на птичьих правах: собственник помещения о том, что у него не один, а несколько арендаторов, ничего не знает. «Никаких проблем в связи с этим у нас пока не было, но мы стараемся не афишировать нашу совместную аренду», — говорит Артем, и просит нас также соблюдать конспирацию – не фотографировать, не называть адрес офиса и его официального арендатора.

Стрижка поросят

Между тем во многих городах России коворкеры давно вышли из подполья. В Москве уже десятки офисов, которые арендуются вскладчину, даже в Москва-Сити можно арендовать стол и стул в коворкинг-офисе всего за 15 тыс. руб. в месяц. В интернете масса сайтов, где размещены предложения для коллективных арендаторов в Екатеринбурге, Челябинске, Тольятти, Перми, Новосибирске, Ульяновске. Иногда коворкеры делят между собой офисную площадь, а иногда – время работы.

При этом, судя по опыту других городов, коворкинг становится самостоятельным видом бизнеса на рынке коммерческой недвижимости: есть люди, которые покупают офисы специально для того, чтобы размещать в них коворкеров. Сами они размещаются здесь же, и выполняют функции администраторов – следят за порядком в офисе, отвечают за покупку расходных материалов, решают коммунально-бытовые вопросы.

Чтобы такой бизнес был успешным, рабочие места в офисе не должны пустовать, причем в идеале – ни дня. Поэтому коворкинг-офисы развиваются в первую очередь там, где высоко развито малое предпринимательство. Ижевск к числу таких городов не относится.

К тому же, по мнению риэлтора отдела коммерческой недвижимости Андрея Максимова, аренда рабочего места в коворкинг-офисе ижевским начинающим предпринимателям не особенно выгодна, поскольку такой офис не поднимет их авторитет в глазах потенциальных клиентов. «Многие клиенты считают, нет офиса — значит, предприниматель еще не встал на ноги, с ним заключать договор опасно, может «прогореть» в любую минуту, — говорит эксперт. — Но один стол с компьютером, пусть даже в офисном центре, не сломает этот стереотип. Коворкинг – это скорее для Москвы и Питера, там люди живут в постоянной тесноте, и необходимость «ужиматься» в пространстве ни у кого не вызывает неприятных чувств. В Ижевске пока все наоборот».

Другая причина, сдерживающая развитие коворкинга в Ижевске – особенности местного рынка коммерческой недвижимости: большинство свободных офисных площадей находятся в руках крупных собственников – девелоперов. «Крупный арендодатель не заинтересован в мелких предпринимателях, и сдавать одно помещение нескольким фирмам сразу никто не будет, — говорит руководитель отдела коммерческой недвижимости риэлтерского центра Марианна Фатыхова. — Для наших клиентов хороший арендатор — это даже не тот, кто сразу целый этаж берет, а предприятие, которое готово, пусть и небольшую площадь взять, но сразу на несколько лет. Представьте, если отдать под коворкинг целый этаж, где будет около 30 рабочих мест, и каждый месяц оттуда кто-то будет съезжать, въезжать – это огромная бумажная волокита. Да и кто конкретно будет отвечать за ту же пожарную безопасность, за прочие вещи? Крупным торговым центрам работать с коворкерами невыгодно, получается как в поговорке: «Стрижка поросят – шерсти мало, визгу много».

Слишком хлопотное, а потому неинтересное крупным компаниям дело могло бы заинтересовать малый и средний бизнес. Но купить подходящий для коворкинга офис в Ижевске сложно – предложение по продаже коммерческой недвижимости очень ограничено. По словам Марианны Фатыховой, в последнее время оно начинает нарастать, все больше застройщиков выставляют площади на продажу, но цены на них высоки.

Бизнес-план

И тем не менее пионеры ижевского делового общежития — Артем и его друзья – просчитали возможный способ организации коворкинг-бизнеса: раз нет денег на покупку офиса, можно взять его в аренду и привлечь субарендаторов.

«Для того, чтобы этим бизнесом заниматься, — показывает расчеты Артем, — нужно иметь помещение, в которое можно посадить минимум 17 человек. С каждого необходимо брать около 3000 тысяч рублей в месяц. Как только арендаторов становится меньше, плату приходится повышать, а это, в свою очередь, вызовет новый отказ от площадей. Плюс к этому коворкер-бизнесмену нужно изловчиться, чтобы стоимость расходных материалов и покупка продуктов не «съела» большую часть прибыли».

Чтобы набрать необходимый для успешного коворкинг-бизнеса минимум  потенциальных арендаторов, Артем разместил объявление на популярном городском интернет-форуме. Число заинтересованных отзывов можно было пересчитать по пальцам одной руки, поэтому идею решено было отложить до лучших времен. «Чем больше желающих будет снять помещение в совместном офисе, — говорит Артем, — тем выше шансы на появление в нашем городе коворкинг-центров, но это пока вопрос будущего, а не настоящего».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.