Сколько зарабатывают на выставках

Отечественная экспоиндустрия не просто превратилась в заметный сегмент рынка, но и переживает небывалый ажиотаж. Ежегодно в России проводятся тысячи крупных и мелких, специализированных и межотраслевых, международных, федеральных и региональных выставок. Увеличиваются выставочные площади, рождаются новые операторы, меняется конкурентная политика между уже существующими игроками, все чаще интерес к нашему рынку проявляют мировые лидеры выставочного бизнеса.

Журнал Мировая статистика утверждает, что у многих компаний 40% продаж происходит как раз за счет выставок. На таких презентациях небольшие фирмы стремятся найти новых клиентов и продвинуть на рынке свой товар, а крупные предприятия ищут возможность закрепить позиции лидера. По данным Центра исследований выставочной индустрии (CEIR), выставки являются первоочередным источником информации при заключении контракта для 90% топ-менеджеров компаний. Они предоставляют возможность сравнительно быстро изучить рынок.Согласно экспертным оценкам, годовой оборот выставочного рынка в России оценивается примерно в $500 млн. Это один из самых динамично развивающихся секторов экономики, своего рода лакмусовая бумажка всего экономического развития страны. Только за последние пять лет его объем увеличился более чем в 2 раза. По разным прогнозам, к 2010 году совокупный доход выставочной отрасли достигнет 3% ВВП России (более $4,2 — 5,5 млрд.). В силу исторических причин значительная часть выставочной деятельности сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Они отличаются уровнем сервиса, величиной выставочных площадей и количеством операторов. Если в целом по России за год проводятся свыше 2000 выставок и ярмарок, то на одну только Москву приходится 20% мероприятий. В пятерку крупнейших выставочных центров страны входят четыре московские площадки: ВВЦ, «Экспоцентр» на Красной Пресне, «Сокольники» и взлетевший недавно «Крокус Экспо».

Столичный рынок диктует высокие требования к уровню и качеству подготовки выставочных мероприятий как со стороны организаторов, так и со стороны экспонентов. Здесь количество в полном соответствии с законами диалектики перешло в качество. Бизнес, рассчитанный на десятилетия, за которым стоят огромные выставочные комплексы и миллиардные вложения, превращается в партнерство. Дележка выставочного пирога крупнейшими игроками рынка сводится к установлению единого уровня цен и сервиса. Тогда как региональный выставочный бизнес сегодня не исчерпал еще возможностей наращивания объемов рынка. В провинции появляются новые выставочные фирмы, увеличивается число проводимых ими мероприятий. По информации выставочного портала EXPONET.RU, на долю Ижевска в 2006 году приходится всего 12 выставок — от «Рекламь» до декабрьской «Новогодней ярмарки». Для сравнения в соседней Казани с начала года уже прошло 17 выставок и планируется еще 36. В Екатеринбурге с начала года завершилось 40 выставок, а предстоит еще 76.

Самая серьезная проблема российского выставочного рынка — нехватка качественных выставочных площадей — наиболее рельефно проступает именно в провинции. Специализированные площадки есть не во всех регионах, вот и проходят региональные выставки во Дворцах культуры и спорта, производственных залах, складских помещениях. Техническим требованиям Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) в регионах отвечают лишь Нижегородская, Сибирская и Казанская ярмарки, а также иркутский СибЭкспоЦентр.

Стоимость аренды одного «квадрата» в павильоне для экспонента колеблется в пределах 150-500 евро в зависимости от выставки. Помимо этого, нужно еще заплатить регистрационный сбор 50-250 евро и местные налоги. Аренда углового стенда обойдется еще дороже — на 10-15%, «островного» — уже на 20-25%. Как правило, арендаторы под свой стенд отводят от 6-10 до 30-50 квадратных метров площади. За последние три года арендные ставки значительно увеличились. Специалисты связывают это с увеличением расходов организаторов презентаций на рекламные кампании. На «раскрученных» ярмарках столицы и городов-миллионников такие цены складывались исторически. Провинциальные операторы же «нащупывают» свою цену эмпирически, приводят ее в соответствие со спросом. Неудивительно, что быстрорастущий российский экспорынок привлек внимание мировой «выставочной общественности». Осенью прошлого года по инициативе «Экспоцентра» в Москве состоялся 72-й Конгресс Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI). Подобное мероприятие в России проводилось впервые.

В связи с этим специалисты не преминули отметить, что, несмотря на то, что Россия становится признанным членом мировой экспоиндустрии, от лидеров мы пока очень серьезно отстаем. Сегодня ни один отечественный комплекс по размерам, технической оснащенности и посещаемости не может сравниться с ведущими западноевропейскими выставочными центрами и ярмарками. Лучшие из них находятся в Ганновере, Франкфурте, Дюссельдорфе, Берлине, Париже, Милане и имеют выставочные площади от 100 до 500 тыс. кв. м. Кстати, активнее всего на нашем рынке проявляют себя предприниматели как раз из Италии и Германии, что вполне объяснимо: с этими странами у нас самый большой товарооборот. В немецком Ганновере находится крупнейший ВЦ мира — Deutsche Messe AG, площадь крытых павильонов 496 тысяч кв.м.. Ежегодно здесь проводится 50 ярмарок и выставок, в которых участвуют 21 тыс. экспонентов и 2 млн посетителей. Основная тематика — промышленность. В этом году там прошли крупнейшие в мире выставки-продажи: ковров, паркета (DOMOTEX), информационных технологий и телекоммуникаций (CeBIT). Причем в Ганновере 80% городского бюджета формируется именно за счет функционирования и работы выставочного комплекса.

Не менее крупным ВЦ по сравнению с Ганновером выглядит Fiera Milano — комплекс в Милане с площадью павильонов в 348 тыс. кв. м. Концепция здесь несколько иная -мировые показы мод, полиграфия, всемирные конгрессы и конференции, торговые ярмарки. Сегодня «Фиера Милано» исчерпала возможности расширения площади центра в пределах города, поэтому дальнейшее развитие компании связано со строительством новых павильонов в пригородах Милана. В затылок итальянскому центру дышит немецкий Messe Frankfurt GmbH. Его общее пространство — 476 тыс. кв. м, однако только 324 тыс. «квадратов» находятся в залах. Основные специализации — товары народного потребления, автомобили и техника, текстиль. «Изюминками» франкфуртского ярмарочного ландшафта являются «Международная автомобильная выставка» (IAA), книжная ярмарка и международный конгресс по химической технике (Achema).Единственный выставочный центр за океаном, попавший в десятку крупнейших комплексов мира, носит название «McCormick Place» и находится в Чикаго. Его площадь 204 тыс. кв. м. Для сравнения с российскими масштабами, в США каждый год проводится более 10 тыс. разноуровневых выставок, в которых принимают участие около 50 тыс. экспонентов и около 60 млн посетителей.

Суммарный годовой оборот мирового выставочного бизнеса составляет $120 млрд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.