Рынок ОСАГО: что большим хорошо, то маленьким смерть

Нынешним летом закону об ОСАГО исполнилось ровно три года. Именно такой срок изначально определялся для выяснения в нем слабых мест. По мнению страховщиков, выявили, но далеко не все. Так что поправки в закон об ОСАГО, которые были внесены в него за этот срок и будут внесены в ближайшее время, вряд ли окончательно разрешат все противоречия и вопросы. Страховщики признают — рынок обязательной автогражданки сегодня стоит на пороге нового передела сфер влияния.

Рынок: пределы роста

Журнал Несмотря на разговоры об убыточности ОСАГО, длящиеся на протяжении всех трех лет существования автогражданки, суммарный объем «финансовой подушки», представляющей собой маржу между общей суммой собранной страховыми компаниями премии и выплатами пострадавшим в ДТП, составил свыше 60 млрд рублей. По данным Российского союза страховщиков (РСА), с июля 2003 года страховщики собрали более 158 млрд рублей премии, из которых 31,7 млрд рублей (или 20%), как и предусмотрено законом, ушло на административные расходы. Еще 4,8 млрд рублей аккумулировано в РСА для выплаты за обанкротившихся страховщиков или пострадавшим в ДТП от незастрахованных или неустановленных водителей. Общая сумма страховых выплат за три года составила 60,6 млрд рублей.

Видимо, в скором будущем страховым компаниям финансовая «подушка безопасности» сильно пригодится. Все чаще звучат слова о «кризисе ОСАГО», «кризисе отдельных страховщиков», с рынка автогражданки уходят несостоятельные компании, прибыльность этого сектора падает, а удельный вес выплат, наоборот, растет. В начале этого года эксперты предрекали банкротство и уход с рынка ОСАГО от 30 до 100 компаний.

«В свое время многие компании занялись автогражданкой, чтобы увеличить страховые сборы, не просчитав убыточность и расходы на ведение дел, — говорит директор Ижевского филиала страховой компании „БАСК“ Александр Ширтанов. — Рано или поздно такие страховщики с несбалансированными страховыми портфелями и небольшим предложением страховых продуктов добровольно уйдут со сцены. Тем более рынок ОСАГО в России и Удмуртии подошел к пределу насыщения, основные сферы влияния поделены ведущими страховщиками. Что касается кризиса рынка, то на конец 2006 года ситуация до него пока не доросла. Но, на мой взгляд, это может произойти в 2007-2008 году„.

Надо сказать, предпосылки для этого уже имеются. Рост выплат в сегменте ОСАГО происходит значительно быстрее увеличения объемов страховых сборов. Близок час, когда компании будут выплачивать больше, чем получать. Вместе с ростом числа ДТП растет и средняя величина выплат по полису ОСАГО: с 20,5 тыс. рублей в 2004 году до 23 тыс. рублей в этом. Кроме того, как сообщает РСА, до октября 2006 года российские компании собрали премию по автогражданке в размере более 45 млрд рублей (на 17,4% больше, чем годом ранее). Но при этом выплатили более 22 млрд рублей (на 19,9% больше аналогичного показателя 2005 года).

“Зарубежный опыт показывает, что рынок автогражданки в конечном итоге всегда становится высококонцентрированным, — поделился мнением директор филиала „Удмуртия-РОСНО“ Андрей Балашов. — Сегодня количество автовладельцев, имеющих полис ОСАГО, приближается к 100-процентной отметке, поэтому раздел рынка между страховщиками подходит к завершающему этапу. Надо учитывать, что рынок ОСАГО привязан к автотранспорту. Дополнительный приток возможен только за счет увеличения количества автомобилей у населения. Поэтому сегодня идет борьба за каждого страхователя».

Другую грань проблемы обоз-начил исполнительный вице-президент страховой компании «НАСТА» Сергей Ефремов. По его словам, сегодня наблюдается неравномерное распределение убыточности по ОСАГО по регионам. Наиболее убыточными считаются Уральский и Сибирский регионы:

«Пока обвального ухода страховщиков с рынка ОСАГО мы не наблюдаем, — утверждает Сергей Ефремов. — С рынка были принудительно выведены те компании, которые систематически нарушали страховое законодательство. Те же, кто работает в соответствии с законом и выполняет требования РСА, пока не уходят. При этом, на мой взгляд, в будущем выживут и останутся в этом сегменте только те страховщики, которые имеют разветвленную агентскую сеть по всей России. Компаниям, которые работают только в одном или нескольких регионах, выжить будет значительно сложнее. Поэтому впереди процессы интеграции, слияния, строительства крупных сбытовых сетей для того, чтобы можно было перераспределять убыточность в зависимости от регионального тренда».

Удмуртский рынок ОСАГО к числу убыточных не принадлежит. Но прибыль на нем распределена неравномерно. Огромную долю рынка контролируют всего несколько компаний.

Согласно данным Федеральной службы по страховому надзору (ФССН), за 9 месяцев текущего года в Удмуртии страховщики собрали более 343 млн рублей премий по ОСАГО (в 2005 году — 278 млн рублей). Доля выплат составила 164 млн рублей (127 млн в прошлом году). Первое место по-прежнему сохраняет «Росгосстрах-Поволжье», куда автовладельцы принесли 151 млн рублей (выплаты — 79 млн рублей), следом за ним идет ряд компаний, объединенных в Межрегиональное страховое сог-лашение (МРСС), собравший 79 млн рублей (выплаты — 35 млн).

Если сравнивать текущую динамику рынка с прошлогодней, то в 2005 году 85% республиканского рынка ОСАГО контролировали семь страховых компаний. К октябрю 2006 года их структура изменилась — ушли одни компании, на смену им пришли другие. В итоге семерка игроков сегодня уверенно контролирует 90%, оставляя мелким участникам рынка все меньше и меньше пространства.

«На рынке остаются крупные страховые компании, члены РСА, — говорит заместитель директора по страхованию филиала „Росгосстраха“ в Удмуртской Республике Геннадий Гришин. — Уход небольших компаний практически никак не влияет на структуру рынка. И тем более масштабным этот процесс назвать нельзя».

Существует и другая насущная проблема. По словам исполнительного вице-президента страховой компании «НАСТА» Сергея Ефремова, она заключается в том, что на сегодняшний день в России убытки, связанные с жизнью и здоровьем в ОСАГО, заявлены страховщикам не полностью: «В Европе величина выплат по жизни и здоровью при страховании обязательной гражданской ответственности составляет около 20%, в России — не более 2%. У нас пока не заявлены убытки по происшедшим страховым случаям за прошедший период. Поэтому все страховые случаи, которые произошли по жизни и здоровью в ОСАГО, рано или поздно могут быть предъявлены страховщикам. Это действительно может повлечь за собой уход с рынка ОСАГО большого количества страховых компаний».

Способы выживания

Убыточность операций по автогражданке в России с каждым годом неумолимо растет. В среднем по стране она составляет 56%, и существенных изменений, могущих повлечь снижение убыточности, пока не происходит:

«Если убыточность по ОСАГО в Удмуртии будет продолжать расти и приблизится к отметке в 77%, то страховые компании будут вынуждены покрывать эти расходы за счет собственных средств либо перераспределять резервы с менее убыточными регионами», — считает Сергей Ефремов.

В компании РОСНО убеждены, что обязательным страхованием автоответственности должны заниматься страховщики федерального уровня:

«Если снова посмотреть на мировую практику, ОСАГО занимаются не все компании, — говорит Андрей Балашов. — Неудивительно, что наряду с крупными игроками, имеющими разветвленную сеть филиалов по всей России, появляются „пулы“ более мелких участников для защиты своих экономических интересов. С рынка уходят мелкие компании, но каково автовладельцам, там застраховавшимся? Они находятся в подвешенном состоянии — полис действует, а компании-то нет„.

Однако, по мнению Александра Ширтанова, это не совсем выход. Довольно часто страховые компании из первой сотни гораздо мобильнее в предоставлении услуг, выплатах страхового возмещения, нежели компании-гранды:

“Чтобы успешно работать в окружении конкурентов, страховая компания должна позаботиться о сбалансированной структуре страхового портфеля. Существует и насущная потребность в создании единой базы данных по заключенным договорам обязательного страхования автогражданской ответственности. Такая работа ведется страховщиками и РСА. Это позволит решить проблему, связанную с мошенничеством. Не секрет, что в ОСАГО клиенты-мошенники получают 30-40% выплат. Обладая единой базой с номерами страховых договоров, данными об автомобилях, страховщики не позволят страхователям-виновникам ДТП заключать новый договор в другой страховой компании без повышающего коэффициента к тарифу».

Поправки: хотят как лучше

Нынешний год оказался богат на законодательные инициативы, облегчающие жизнь многомиллионному отряду водителей. С 1 октября 2006 года увеличен предельный срок, в течение которого участники ДТП должны сообщить страховой компании об аварии. Если раньше это происходило в течение пяти дней, то теперь можно уложиться в 15 рабочих дней. Кроме того, владелец страхового полиса может безнаказанно терять как сам этот документ, так и спецзнак гособразца — наклейку. Дубликаты водителю не будут стоить ни копейки.

Другое нововведение гласит, что отныне потерпевший имеет право сразу после ДТП инициировать независимую экспертизу и страховая компания должна основываться на ней при начислении суммы причиненного ущерба. До сих пор обязанность инициировать экспертизу возлагалась на страховую компанию. Правда, страховщики утверждают, что они могут принять эту оценку, но делать этого вовсе не обязаны. Потому что формулировка правил позволяет и такое прочтение. Уже сейчас ясно, что выяснять, кто прав, заинтересованные стороны будут в суде.

Ну и, пожалуй, главное нововведение, которого ждут все — страховая история авто-владельца будет сохраняться при смене автомобиля и страховой компании. Логика проста — с полисом ОСАГО, равно как и с правами на вождение, автомобилист может садиться за руль любой машины и отвечать исключительно за свою езду, а не за «железку». Сегодня пока все наоборот.

«Изменения касаются непосредственно коэффициентов „бонус-малус“ (Кбм), которые привязали к человеку, — рассказывает Геннадий Гришин. — Аккуратные водители смогут накапливать бонусы для приобретения со скидкой полиса на следующий год. Пока же при смене автомобиля все набранные очки сгорают. К тому же на практике система „бонус-малус“ фактически не работает. Если человек совершает ДТП, он может с легкостью уйти от повышающего коэффициента — для этого ему достаточно сменить страховую компанию. При отсутствии единой информационной базы восстановить страховую историю водителя невозможно. К тому же многие страховщики в погоне за клиентом закрывают глаза на подобные вещи».

Однако в России хорошая идея должна дозреть. По реализации этого законопроекта у страховщиков остается масса вопросов, начиная с того, что в руках недобросовестных страховщиков система «бонус-малус» будет работать только наполовину, и заканчивая единой информационной базой страховых историй.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.