Архив журнала

Родниковый рай

Республиканским властям, очевидно, не нравится, что говорят и думают о республике за ее пределами. Об этом говорит хотя бы тот факт, что над формированием имиджа решили целенаправленно работать – это одна из задач программы формирования привлекательного инвестиционного климата, разработанной Министерством экономики УР. Координировать работу по привлечению инвесторов, в том числе и формирование позитивного имиджа, согласно этой программе, будет новая структура – агентство по привлечению инвестиций. Сейчас рано судить, насколько эффективным будет такой координатор, но до сих пор внешним пиаром республики, в принципе, никто не занимался. Представление о республике за ее пределами годами складывалось на основе случайных информационных выплесков. Энвиль Касимов, главный редактор газеты «Известия УР»: «В связи с этим, конечно, нам тяжелее жить. Когда мы приезжаем куда-то, нас путают – «УдмурДия» и прочее… К нам относятся, как к каким-то ущербным, потому что считается, что у нас постоянно война, кто-то воюет. А у нас же давным-давно все поменялось, но об этом никто не думал. Даже убийство Перевощикова все еще вспоминается. А у нас, кстати, и с криминальной обстановкой лучше, и со стабильностью. И нет социального заказа на расшатывание ситуации внутри республики. Все получают удовольствие и вкус от добрососедства». Леонид Кондаков, руководитель Управления по внутренней политике Администрации Президента и Правительства УР, считает, что недостаток внимания к республике – эхо ее оборонного прошлого: «Образ республики складывался десятилетиями и всегда носил закрытый милитаризированный характер – «передовой край оборонного комплекса страны». Напичканная военной промышленностью экономика. Самый главный брэнд – «Автомат Калашникова» и стратегические ракеты. Регион был закрыт для постороннего иностранного глаза. К сожалению, после развала СССР в Удмуртии долго продолжался эффект «закрытого региона». Годами промышленные предприятия республики не только не нуждались в рекламе – о них просто нельзя было много рассказывать. Все это по привычке переносилось на все остальные сферы деятельности. Но современные условия жизни, в первую очередь рыночная экономика, диктуют свои правила игры. И в современной России нужно не только уметь что-то делать, но и уметь продавать и развивать данную отрасль». Попытки отстройки от милитаризованного имиджа предпринимает сейчас столица Удмуртии. По мнению ижевских властей, пришла пора отказаться от определения «город-завод», в жизнь активно продвигается новая идиома – «город для людей». Александра Бузанова, начальник Управления по информации и связям с общественностью Администрации г.Ижевска: «Для того чтобы знать, что надо делать для привлечения инвесторов, необходимо понять одну вещь, которую сегодня не все до конца осознают. Наступила новая эпоха: большое промышленное производство стремительно теряет свою эффективность, настало время гибких мелких и средних проектов, ориентированных на нужды и потребности человека. В определенном смысле Ижевск стал заложником концепции «город-завод», потому что в современных условиях невозможно существование в одном промышленном измерении, которое, несмотря на все усилия, еще находится в состоянии стагнации. Образ гигантского советского завода, который прочно ассоциируется с нашим городом в совокупности с темой «закрытого города», безусловно, не может быть инвестиционно-привлекательным сам по себе. Наш «Город для людей» – это совсем другой Ижевск. Это открытый и дружелюбный город, в котором чрезвычайно высокий уровень образования, очень хорошая трудовая дисциплина, большие возможности для развития мелкого и среднего производства на базе промышленных площадей различных заводов, развитая инфраструктура, ответственная социальная политика. Вот что такое «Ижевск – город для людей». Если следовать этой логике, республике тоже необходимо расширить набор брэндов, которые мы продвигаем на рынок и которыми можем гордиться. В качестве локомотивов, которые способны вытащить республику на уровень, как минимум, узнавания и как максимум – инвестиционной привлекательности, эксперты в основном называют имена Калашникова и Чайковского. Они должны определить два потока инвестиций: в промышленность (прежде всего в оружейный комплекс) и в социально-культурную сферу. Есть и более свежие идеи. Энвиль Касимов: «К некоторым вещам мы скептически здесь относимся, например, зоопарк или цирк, но на федеральном уровне никто сейчас не строит такие объекты. Нет ни одного цирка, введенного за последнее десятилетие. Мы должны этим гордиться». Виктор Чулков, руководитель Администрации Президента и Правительства УР: «Мы можем получить серьезного инвестора в сельское хозяйство, поскольку показали, насколько велик потенциал нашего сельского хозяйства и как его можно реализовать. Мы за советскую власть ни разу не надаивали столько молока, сколько получаем на протяжении 5 лет в республике. Мы за советскую власть никогда не имели таких стабильных урожаев зерновых. И то, что происходит газификация села, – это часть развития той инфраструктуры, которая делает сельское хозяйство инвестиционно-привлекательной отраслью… Это первое. Второе. В социальной сфере. На первый взгляд, кажется – ну, построили 57 школ, ну реконструировали, построили, отремонтировали 150 объектов за пять лет. А человек, разбирающийся в экономике, понимает, что за этим стоит развитие стройиндустрии, увеличение производства стройматериалов, кирпича, бетона – всего, что вытягивает за собой строительство. Это и деревообработка. Третий момент – то, что происходит на Ижевском автозаводе. С одной стороны, сокращение рабочих, переход на сборку, а не производство – это не очень хорошо. Но, с другой стороны, мы показали, что на наших линиях можно развивать высокотехнологичное производство. Вот «KIA» – это пример того, как на старой базе начинает развиваться высокотехнологичное производство. И когда они выйдут на хороший уровень объемов, когда они подтвердят качество – я думаю, что и другие инвесторы заинтересуются: ага, на этой базе можно создавать что-то новое, можно нести сюда деньги». Иными словами, в республике есть пространство для разворачивания собственного бизнеса – и площадки, и квалифицированные кадры, и отрасли, где конкуренция относительно невысока. Остается все это экономическое пространство упорядочить таким образом, чтобы инвестору было легко в нем ориентироваться. Евгений Богомольный, депутат Государственной Думы РФ: «Должны быть, во-первых, разработаны ясные и четкие правила работы инвесторов в регионе. То есть, какие условия, какие льготы, какие преференции – чтобы люди понимали, что им даст заход в регион. Второе, я думаю, что должен быть во всех делах принцип одного окна. Чтобы предприниматели, которые со стороны начали работать в регионе, да и местные, имели возможность не тратить много времени, чтобы открыть свой бизнес. И третье – должно быть ясное понимание, что в регионе не допускается монополизм в отношении своих предпринимателей в ущерб тем, кто придет из других регионов». Однако очевидно, что все положительные изменения, происходящие в республике, нуждаются в популяризации не только внутри региона, но и за его пределами. Если говорить о формировании имиджа в узком смысле слова – как о распространении информации – роль имиджмейкера республики до сих пор играл, по большому счету, один человек – Александр Волков. Те немногие инвестиционные проекты, которые были реализованы в республике, он курировал лично. Благодаря его связям в федеральных структурах, о республике узнают хотя бы те, чьи кабинеты он посещает во время рабочих поездок, и в Ижевск иногда приезжают федеральные чиновники высшего ранга. Правда, сам Президент не согласен с таким распределением обязанностей: «Не надо преувеличивать мою роль в создании инвестиционной привлекательности, хотя я ее и не умаляю. Мы все должны взглянуть на роль СМИ. Недавнее большое серьезное событие, которое у нас было – это совет Приволжского округа. Это имидж нашей республики, это инвестиционная привлекательность. Приехали главы и руководители 15 территорий, приехал ряд правительств, а некоторые несознательные граждане, в том числе и со СМИ, попытались тут побузить, чтобы свои меркантильные интересы проявить. От нас всех зависит инвестиционная привлекательность республики». К сотрудничеству приглашаются средства массовой информации. Правда, большинство специалистов, задействованных в формировании республиканской информационной политики, сходятся во мнении, что роль местных СМИ в привлечении внешних инвесторов не так уж велика, большим доверием у этой целевой группы пользуются федеральные информационные каналы. Повлиять на них республиканские пиарщики пока не в силах. Леонид Кондаков: «Мы недавно провели анализ информации о республике на уровне федеральных СМИ и сети Интернет. Удивило более всего то, что все стараются публиковать либо негативную, либо нейтральную информацию, не уделяя внимания тому хорошему, что сделано в республике. Это же ненормально! Мы все прекрасно понимаем, что ложка дегтя может испортить бочку меда. Так и внимание к мелким негативным моментам наносит ущерб имиджу республики в целом, перечеркивая многие достижения. Поэтому нужно не только работать над развитием республики, но и не стесняться говорить о своих успехах. У нас поставлена работа по взаимодействию с городскими и республиканскими средствами массовой информации, мы сотрудничаем с федеральными газетами и телевидением, регулярно организуем и принимаем участие во встречах самого разного уровня. Мы планируем напрямую выходить на ленты новостей самых известных информационных агентств: РИА-Новости, Интерфакс и др». Светлана Смирнова, депутат Государственной Думы РФ: «Любая бизнес-структура проводит мониторинги СМИ, и если в мониторинге идет негатив, то это формирует впечатление, что не все стабильно, одни убийства, грабежи. Я считаю, что, тем не менее, нужно работать с федеральными СМИ. Федеральные СМИ сами могут не пойти нам навстречу. Но ведь есть структуры, скажем, Администрация Президента России, которая может на них влиять. Значит, надо налаживать связи с теми людьми, которые могут сказать, что, ребята, второй канал, ВГТРК, есть интересное событие в Удмуртии – надо это отснять. 85 лет государственности – это что, это не событие? Надо просто правильно, умело подавать эту информацию. Мы провели заседание комитета Госдумы выездное (28 октября в Ижевске прошло заседание Комитета Государственной Думы России по делам Федерации и региональной политике – прим. ред.) – это показали по центральному телевидению. Пусть небольшой, но уже шаг вперед. Федеральные СМИ показывают те события, куда приезжают федеральные чиновники. Значит, если мы хотим, чтобы нас показывали по центральному телевидению, надо, чтобы в республике бывали федеральные чиновники». Еще один способ продвинуть Удмуртию на федеральное информационное пространство – создание собственного информационного канала, который имел бы вес на российском уровне. Для местных прессы, телевидения и радио это, понятно, высота недостижимая. Другое дело – Интернет. Официальное представительство республики во всемирной сети пару лет назад, наконец, появилось, но информация на сайте www.udmurt.ru грешит официозностью. Кроме того, главный республиканский интернет-ресурс никак не связан с информационными агентствами, с него не перепечатывают новости, на него не ссылаются. Зато эти возможности паутины активно используют те, в чьи задачи отнюдь не входит создание позитивного имиджа республики. Энвиль Касимов: «Удмуртия на федеральном уровне представлена двумя сайтами – «День» и «Сусанин». Если зайдем в Интернет, наберем Удмуртию, новости – выйдут только ссылки на «Сусанин» и «День». То, что у Удмуртской Республики и Ижевска нет сильного, качественного интернет-СМИ – это неправильно, это минус. Мы должны себе это позволить. Но это в бизнесе все легко, сегодня придумал – завтра сделал, а во властных структурах – ты сегодня придумал, тебя завтра раскритиковали или просто не услышали. Здесь все делается долго. А ведь на самом деле мы должны стать просто более открыты, и информация должна быть более многогранной. Да, хорошо, «Сусанин», «День», но должны быть и официальные источники информации. В Удмуртии необходимо создание некоего информационного агентства, которое было бы серьезным, официальным. Типа «Тат-Инфо», «Регнума», свой «ИТАР-ТАСС». Это должна быть информация, которая не может быть непроверенной. Потому что, к сожалению, «День» и часто «Сусанин» информацию дают не всегда проверенную». Наконец, есть мнение, что средства массовой информации вообще не аргумент для инвесторов. Эта публика черпает необходимую ей информацию в иных источниках. Виктор Чулков: «Во-первых, у каждого предприятия есть свои пресс-службы, они связаны с профильными предприятиями по стране. Во-вторых, есть Администрация Президента УР. Она напрямую связана с Администрацией Президента РФ. Вся информация об основных социальных, экономических и политических событиях, которые происходят в Удмуртии, по этому каналу поступает в Администрацию Президента России, и там она тоже имеет своих пользователей». Евгений Богомольный: «Я считаю, что для этого должна существовать какая-то служба государственная в составе правительства региона, чтобы проводить выставки, площадки открытые, чтобы привлекать бизнес». Энвиль Касимов: «Надо на федеральном уровне проводить постоянные мероприятия. Не только в Ижевске, но и в Москве проводить дни культуры, дни науки, дни промышленности, дни Удмуртии, какие угодно дни – мы постоянно должны там присутствовать со своими коровами, автоматами, яйцами и всем остальным». Светлана Смирнова: «У нас мало информации на электронных носителях, на СД. У нас даже на бумажном носителе этих буклетов, брошюр очень мало. У нас же много людей выезжают за границу, но придешь в магазин – и нечего купить. Подарочные издания о республике, об Ижевске, о культуре народов, которые проживают в Удмуртии, о символике – я все никак не могу понять, почему это направление не развито. Малый и средний бизнес, видимо считает, что это невыгодно, хотя в любой стране это же как ширпотреб – значки, ручки, вымпелочки. Это ведь все может быть окупаемо. Можно ведь сделать, чтобы все это продавалось. А сейчас есть презентационные диски, но они используются только органами власти, а я думаю, что очень многие люди могли бы с собой взять». От того, какой способ распространения информации будет выбран, во многом зависит, в какую сумму обойдется республике ее новый образ. Информационная компания в федеральных СМИ – пожалуй, самый дорогой вариант. Собственное информагентство, вероятно, может обойтись дешевле. Ну а проведение выставок и выпуск презентационной продукции – это и вовсе эконом-класс. Но если, как советует народная мудрость, не класть все яйца в одну корзину, то есть задействовать все возможные каналы распространения информации, потратиться все равно придется. Энвиль Касимов: «Когда занимаешься имиджем на федеральном уровне, цифры возникают с нулями, и после нулей идет доллар. На формирование имиджа республики на федеральном уровне нужно тратить не меньше 1-2 млн долларов в год. Естественно, никто, конечно, эти деньги не потратит». Александра Бузанова: «Мое глубокое убеждение заключается в том, что проект по повышению инвестиционной привлекательности республики должен финансироваться из внебюджетных источников. Республика и город должны оказывать организационное и методическое сопровождение проекта. Этот вопрос, на мой взгляд, имеет принципиальное значение. Если наш бизнес не созрел для проведения такого рода мероприятий и ограничивается лишь ожиданием того, что кто-то другой возьмет на себя ответственность, то я считаю, что такому бизнесу никакие инвестиции не помогут. Говоря о том, сколько будет стоить кампания по привлечению инвестиций, я хотела бы отметить, что она может стоить и очень мало, и очень много. Все зависит от того, насколько наши удмуртские бизнесмены амбициозны». Программа «Формирование привлекательного инвестиционного климата» предусматривает всего 210 тысяч рублей в год на размещение информационных материалов в СМИ. Эта сумма действительно заставляет задуматься о привлечении внебюджетных денег. Инвестиции в инвестиционную привлекательность – это определение через определяемое. Оно вновь и вновь возвращает нас к отправной точке, к вопросу о том, кто должен заниматься формированием привлекательного имиджа республики, кто должен вложить в него деньги и кто потом получит отдачу в виде финансовых вливаний. Большинство экспертов, отвечая на эти вопросы, сходятся во мнении, что в эффективном позиционировании Удмуртии за ее пределами заинтересованы абстрактные «все мы». Однако у политической воли логика своя, отнюдь не абстрактная. Республиканское руководство не раз демонстрировало виртуозное владение административными рычагами. Раз никто не хочет добровольно брать на себя ответственность, ответственного придется назначить.

Виктор ЧУЛКОВ, руководитель пресс-службы Администрации Президента и Правительства УР

Инвистиционная ривлекательность – проблема федеральная

– Я думаю, что каких-то особенных причин, определяющих слабую инвестиционную активность, характерных только для Удмуртии и не характерных для других регионов нет. Казалось бы, всем известен промышленный потенциал и продукция, которую выпускают наши предприятия. Всем известна славная история нашей промышленности. Наверное, это все-таки проблема общефедеральная. В стране до сих пор нет внятной экономической политики, хотя неоднократно говорилось о том, что она необходима. В стране нет внятной политики в области ценообразования. То, что происходит с процессом нашего вхождения в ВТО – это тоже более чем странно. Знает о содержании переговоров России с ВТО только очень ограниченный круг людей. И к чему нам готовиться – по большому счету, никто не знает. Аморфность и неопределенность самой ситуации в стране сказывается и на инвестиционной привлекательности как в целом России, так и регионов. Плюс еще один немаловажный момент. Инвестор ориентируется на целый комплекс показателей, в который входит не только экономический, научный, кадровый потенциал, ресурсы, а еще и такой показатель, как переназначен или нет глава региона. В этом смысле все субъекты поделились на две части: где-то главы регионов переназначены, а где-то нет. Вроде бы инвестор будет более уверен в том регионе, где глава переназначен, но в то же время у переназначенного главы региона ведь тоже нет никаких гарантий, что у него завтра не случиться катастрофа в ЖКХ и Президент не скажет: «Все, дорогой, свободен». Это тоже причина, что инвесторы сидят и думают: «Нет уж, мы подождем, когда в регионе появится хозяин на какой-то обозримый срок, и тогда мы будем с ним разговаривать». О чем разговаривать с человеком, которого вчера назначили и который, бог его знает, сколько тут просидит – год, пять или десять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *