Реформы придержали?

Послание Президента Федеральному собранию в этом году, похоже, никого и ничем не удивило: настолько просты, понятны и всем давно известны вещи, о которых говорил Дмитрий Медведев. Напомнив о том, что в прошлом году прозвучало как заявление о реформах — о модернизации экономики, повышении качества госуслуг, совершенствовании правоохранительной системы и армии, — основной акцент он сделал на детях.

Развивать детское здравоохранение, образование, ликвидировать очереди в детские сады, поддерживать многодетные семьи и устройство в семью детей-сирот — эти тезисы президента наблюдатели объединили под общим заголовком «социальная модернизация». Хотя, по большому счету, ничего особенно «модернового» в них нет, и многие губернаторы по окончании президентской речи прокомментировали ее в духе: «Как все правильно! Мы это итак делаем!». В общем, на этот раз президентское послание, пожалуй впервые за много лет, нельзя назвать революционным.

Наверное, это и к лучшему. Во-первых, потому что надо же когда-то и просто пожить, безо всяких революций — детьми, наконец, заняться. А во-вторых, очень уж сомнительной была та революционная мысль, которую, по просочившейся в СМИ информации, Дмитрий Медведев мог нынче озвучить. Как ожидалось, речь могла пойти о новом территориальном делении России — создании вместо 83 регионов 20 агломераций, образованных вокруг крупнейших городов страны, с единой скоростной системой общественного транспорта, общим торговым, образовательным и культурным пространством.

В устах такого фантастически современного лидера, как Дмитрий Медведев, идея городов будущего могла бы прозвучать вполне органично. Но, как убедился СД, опросив представителей республиканских деловых и общественных кругов, мало кто считает ее органичной для всей остальной, пока еще не очень современной России.

Алексей Красильников, ректор государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики»:

— Изменить, конечно, возможно все. Но есть предел политического или административного волюнтаризма. Существующее разделение на субъекты придумано не случайно. Возможно, что для динамичного развития страны надо подхлестнуть этот процесс развития и, может быть, есть смысл вкладывать деньги в уже существующие большие городские агломераты, чтобы вокруг них складывалась своя структура. Но при чем здесь субъекты? Как можно упразднить Якутию, Татарстан или Удмуртию? Ну, хорошо, упраздняем. Но что мы получим, упразднив Северный Кавказ? Это будет такой взрыв, что мало не покажется! Считаю, что политики уже научены временем и будут более осторожны.

Владимир Паршин, генеральный директор ЗАО «Торговый Дом «Удмуртская промышленная компания»:

— Этот проект навеян проблемами моногородов. Его основа — экономика и социальная напряженность в них. В целом озвученная идея говорит о том, что государство задумывается об этих проблемах и пытается их решать. Однако данный проект, на мой взгляд, имеет скорее декларативный характер и связан с предстоящими президентскими выборами и выборами в Госдуму РФ. Любопытно, что в жизни этот процесс уже идет. Наглядный пример — Пермь, которая сегодня уже поглощает близлежащие поселки. Рост города обусловлен экономическими принципами. То есть построили окружную дорогу, соответственно, Краснокамск стал районом Перми. У нас город Ижевск может поглотить Завьяловский район, и это будет мини-агломерация. А вот что касается реализации проекта о 20 агломерациях в России, то, по моему мнению, он трудно реализуемый. Кроме этого, сложно сказать, с кем можно объединять Удмуртию. Наша республика сама по себе самодостаточная территория, которую надо развивать. Считаю, что данная идея ни к чему не приведет.

Константин Котов, генеральный директор ООО «Комбинат общественного питания»:

— Мое мнение — этого делать нельзя. У нас есть устоявшаяся система власти, система взаимоотношений регионов. Для чего это ломать? Это так долго отстраивалось. Более того, национальные автономии для того и были созданы, чтобы могли нормально развиваться в том числе и экономически, не говоря уже о культурном развитии. А начинать все сливать в один котел — мы получим поглощение большими народами малых. Это очень тонкий вопрос. Мы не должны здесь делать резких движений. Более того, опыт показывает: от того, что объединяли небольшие территории, количество чиновников не уменьшалось. К чему тогда, спрашивается, затевать этот процесс? Мы уже переживали подобный опыт в 70-е годы. И потеряли тогда много перспективных деревень.

Олег Красноперов, генеральный директор «АкваАргентум»:

— Губернская реформа в России, судя по всему, очень популярна. И она обсуждается очень много. Другой вопрос, что получаем на практике? Все это влечет за собой колоссальные госрасходы, которые, на мой взгляд, абсолютно не нужны. Одну улицу переименовать стоит несколько сотен тысяч рублей. А в какие деньги обойдется подобная реформа, вообще сложно предположить. Что касается агломераций — на мой взгляд, эта тема должна была себя исчерпать, когда создавались федеральные округа. Никакого экономического смысла в этом объединении я не вижу. Поскольку это все приведет к очередному витку микросепаратизма. Если сейчас каждый регион пытается ввести свои ограничения на единое экономическое пространство, то в этом случае могут образоваться более широкие группки. А в России и без того масса всяческих барьеров, которые отрицательно сказываются на ВВП страны.

Шаг вперед, на мой взгляд, — вопрос по отмене регистрации по месту жительства. У нас миграционные процессы в несколько раз ниже, чем в той же Америке или Европе. Конечно, это в первую очередь связано с бедностью населения, но, во-вторых, мешают бюрократические рогатки. То есть выписаться и прописаться в городах — это всегда проблема. Пора с этим заканчивать. Мы живем в век компьютерных технологий и способов контролировать миграционные процессы и вопросы безопасности в десятки раз больше, чем десяток лет назад. По этому пути и надо двигаться.

Олег Радионов, министр промышленности и энергетики Удмуртской Республики:

— Возможно, в будущем эта идея и будет иметь смысл, но сегодня я бы не поддержал ее. Считаю, пока она преждевременна. Почему? Во-первых, Удмуртия, как и соседние республики, являются многонациональным регионом. Вероятно, есть смысл объединять какие-то регионы. Но Удмуртии это невыгодно. Сегодня важнее сконцентрироваться на том регионе, который исторически сложился. У нас происходит поступательное развитие, растет доходная часть, есть достаточно мощная промышленность, у которой большой потенциал. И ориентироваться на другие направления, распыляться при объединении, нет смысла. Сегодня между регионами существует довольно жесткая конкуренция. С руководителей территорий будут спрашивать именно показатели по экономике, промышленности, жилью. Введены даже показатели энергоемкости… То есть вопрос поставлен на чисто экономические рельсы. А если субъекты объединят в 20 территорий, следовательно, такая конкуренция ослабнет.

Юрий Бычков, директор ООО «Строительно-промышленная фирма «Мастер»:

— Нельзя решить проблему, не меняя структуры как таковой. Есть Россия, есть республика, и есть город. Везде находятся своего уровня чиновники. Руководство у нас молодое — оно ставит задачи двигаться вперед, они живут как бы в одном мире. Дальше, на других уровнях, эти указания воспринимаются уже в силу существующего менталитета, возраста или местных традиций. Одним словом, идеи трансформируются, а указания выполняются не так. А дальше в районах идет новое «искажение». В связи с этим нужно понимать, что просто так кого-то объединить, не меняя всей схемы взаимоотношений, невозможно. Рассчитывать на то, что кто-то придет и это сделает — тоже неправильно.

Для наглядности представим обычное предприятие. Каким образом его можно перестроить? На Западе существует простейшая схема: приходит специалист, который знает, как это делать. Он выслушивает все стороны (начальников разных уровней, подчиненных и т. д.) и начинает совместно прорабатывать структуру, которая была бы не только рабочая, но и понятная всем. И это уже рождение новой идеи, это интеллектуальный процесс, в котором происходит объединение плюсов всех участников. Без такой совместно построенной системы результата не будет.

Объединяться регионам сейчас просто невозможно. Пока это княжества со своими порядками, законами, взаимоотношениями, и их объединить крайне сложно, и, я думаю, даже бесперспективно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.