Архив журнала

Работа по трафику

Наступление интернет-технологий в России в последнее время идет опережающими темпами. В связи с этим рынок услуг, связанных с предоставлением доступа к Сети и сопутствующим технологиям, также довольно динамично развивается.

Впрочем, применение слова «динамично» оправдано лишь по отношению к провинции. В провинции, и в частности, в Ижевске, бизнес интернет-провайдеров хотя и растет, но довольно вяло. Пока даже нельзя сказать, что в этой сфере сложился настоящий рынок, поскольку пока местные интернет-провайдеры конкуренции со стороны друг друга не чувствуют.

Аудитория российского Интернета из года в год показывает завидные темпы роста. Еще пару лет назад число пользователей глобальной сети составляло более 10 млн человек. К концу 2005 года, по прогнозу министра информационных технологий и связи России Леонида Реймана, доступ к Интернету получат уже порядка 21,8 млн россиян (15%). Причем около 17,5 миллиона человек делают это, не выходя из дома. Из сотни наших сограждан персональные компьютеры имеются у двенадцати (в 2003 году – у девяти).

Ижевск на этом фоне выглядит скромнее. Вся ижевская интернет-индустрия состоит из 5-6 поставщиков интернет-услуг. Сколько их точно, сказать сложно, поскольку сотрудники большинства компаний просто отказались общаться, сославшись на то, что «любая» информация об их организации является закрытой. Точное количество компаний, работающих в этом сегменте, не смогли назвать также и представители тех провайдеров, которые согласились встретиться с корреспондентом журнала «Свое дело».

По тем приблизительным оценкам, которые удалось получить, можно заключить, что в настоящее время Ижевск находится в промежутке между обеими столицами, насчитывающими сотни провайдеров, и провинциальными миллионниками (Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород), в которых подобных десятки.

Тем не менее и в Ижевске ситуация меняется, еще два года назад на этом рынке безраздельно властвовали только две компании – «Ижком» и «МАРК-ИТТ».

«Долгое время развитие рынка тормозилось монополией двух провайдеров – «Ижкома» и нашего «МАРК-ИТТ», – рассказывает директор по развитию коммуникационной компании «МАРК-ИТТ» Александр Ермолаев. – Дуополия этих компаний могла продолжаться очень долго. И «МАРК», и «Ижком» – компании крупные и достаточно старые, много лет идут бок о бок.  Но сегодня ситуация поменялась радикально. Появились новые игроки с собственной инфраструктурой».

Новые персонажи становятся узнаваемыми. Это – «Неолинк», «Ньютон»,  беспроводные ООО «НИВАД», «Радиолинк» и др. Хотя, по большому счету, какой-то большой альтернативы для большинства «домашних» пользователей Интернета не существует. Если говорить о доступе по выделенной линии, то в каждом районе работает от силы один-два оператора, и дома, как правило, разделены между ними – если кто-то уже  подключил данный дом к своей сети, то другой не станет прокладывать еще одну линию. А в некоторых районах, например, в Строителе, не работает вообще ни одного интернет-провайдера. То есть выбора у пользователей, по большому счету, почти нет.

«В отдаленных районах города конкуренция появилась реально лишь год назад, а в некоторых его районах – совсем недавно, – рассказывает Александр Ермолаев. – Например, в Металлурге всего два провайдера – те же «МАРК» и «Ижком». Больше там на данный момент никого нет. Вот вам и продолжение дуополии двух старых игроков рынка».

По оценкам представителей ижевских провайдеров, в настоящее время в Ижевске Интернетом пользуются около 50 тысяч горожан (7-8% жителей столицы УР). Причем, по подсчетам Александра Ермолаева, только 30% из них выходят во всемирную сеть каждый день. Основная масса пользуется ресурсами Сети не чаще одного раза в неделю. По мнению специалистов, причина медленного роста ижевской аудитории Интернета – низкий уровень жизни населения. Если говорить о российских цифрах, то по стране в среднем возможностью выйти в Сеть обладают более 10% жителей городов.

В принципе до последнего времени потребитель «покупал» Интернет не столько у провайдеров, сколько у компании, владеющей телефонным кабелем, проведенным к дому. А единственным владельцем наземных линий связи у нас опять же до последнего времени был «ВолгаТелеком», у которого провайдеры просто арендовали каналы связи. Однако, похоже, монопольное положение «ВолгаТелекома» скоро закончится, поскольку прокладкой оптико-волоконных линий сегодня занялись сами операторы.

«Мы полностью отказались от аренды ресурсов у «ВолгаТелекома» и считаем, что в состоянии сами построить аналогичную компанию и даже более эффективную», – заявил «Своему делу» Александр Ермолаев. Тем же сегодня занимается и компания «Неолинк», по словам ее представителя Дмитрия Бетских.

В целом объем рынка услуг предоставления доступа к Интернету в Ижевске эксперты оценивают примерно в 5 миллионов долларов. Кроме объема выручки, эксперты считают необходимым учитывать и такие показатели, как рост числа пользователей, установившиеся цены, а также  трафик и время, проводимое пользователем в Cети.

Что касается цен, то они у большинства операторов рынка примерно одинаковы, и повышения никто не ждет, наоборот, по прогнозам специалистов, стоимость доступа и трафика будет со временем снижаться.

Операторы считают, что соотношение абонентов, пользующихся выделенными линиями, и «диал-апщиков» сегодня составляет примерно 50 на 50. Впрочем, относительно точно известно лишь число тех, кто имеет индивидуальные выделенные каналы, проще говоря, «выделенку» – 25 тысяч ижевчан.  Остальные соответственно «ходят» в Интернет с помощью модемов (dial-up). Но диал-ап довольно быстро отходит в прошлое. Во-первых, это неудобно, поскольку модем занимает телефонную линию. А во-вторых, линии связи и АТС успели состариться не только морально, но и физически, что определяет медленную скорость работы. В Ижевске активный рост числа пользователей, подключающихся посредством dial-up, уже давно закончился, и в последнее время количество таких подключений постоянно снижается. А Дмитрий Бетских из «Ньютона» вообще отмерил время жизни модемного Интернета от силы двумя годами.

Его слова подтвердил и представитель «МАРКА»: «Ожидать чего-то от модемного рынка не приходится. Как и пейджинговая связь, и радиотелефоны, он достаточно быстро умрет. Здесь слишком большая разница в качестве по сравнению с «выделенкой». А в последние 4-5 лет в Ижевске особенно активно идет борьба за скорость предоставления данных».

Считается, что самое большое количество абонентов с модемами у «Ижкома». По словам специалистов, пару лет назад «ижкомовцы» сделали ставку на развитие ADSL-доступа к Интернету. Это тот же доступ в Сеть по выделенным цифровым линиям, но только с использованием модемов. В Москве и в крупных городах такой вид связи 4 года назад получил просто небывалое распространение. По оценкам экспертов из московских компаний, рост рынка ADSL-доступа в 2001 году составил более 350% (это в два раза выше мировых тенденций). Главными преимуществами стали высокая скорость, незанятость телефона и низкая цена услуги. Качество отменное. Однако есть одно «но». Хороший модем стоит около 4 тысяч. Хотя можно купить и за две тысячи рублей, но качество доступа будет соответствующим.

Как сообщил Александр Ермолаев, в рядах абонентов «МАРК-ИТТ» числятся примерно 18 тысяч человек, причем 11 тысяч из них выходят в Интернет по выделенной линии с домашних компьютеров. Это почти половина пользователей «выделенкой» в городе.

«В прошлом месяце у нас появилось 1250 новых абонентов. В начале этого года мы поставили перед собой задачу – перешагнуть планку в 10 тысяч клиентов. И в сентябре мы ее выполнили. В данный момент мы стараемся стабильно подключать 1000 абонентов каждый месяц», – поделился корпоративными достижениями Александр Ермолаев.

Остальных участников рынка объективно оценить сложно – они отказались предоставить данные о себе. На вопрос, как, по их мнению, распределяются доли рынка между компаниями-провайдерами, часто следует такой ответ: «Ну, вот мы занимаем столько-то процентов, есть еще «МАРК», «Ижком»… они тоже кое-что имеют…» Практически все опрашиваемые операторы сходятся во мнении, что вторая по величине клиентская база у «Ньютона». По разным оценкам, эта компания имеет от двух до четырех тысяч абонентов. Сам Дмитрий Бетских отказался назвать точную цифру, но оценил долю своей компании по домашним сетям в 25%. Следом за «МАРКом» и «Ньютоном», по мнению специалистов, идут «Ижком» и «Неолинк».

На сегодняшний день существует два основных вектора развития ижевских интернет-провайдеров – домашние сети и работа с корпоративными клиентами.

«Два года назад, когда мы начали создавать сеть «Народный интернет», которая стала самой крупной в России и сейчас насчитывает более 10 тысяч подключений, мы сказали, что отказываемся от коллективного доступа и корпоративного рынка. Это было сделано вполне осознано, – рассказывает Александр Ермолаев. – В свое время мы сделали ставку на массовый рынок. Теперь задача большей частью выполнена, и поэтому мы снова возвращаемся к переговорам с корпоративными клиентами. Произошло это буквально в этом году».  

В «Ньютоне» стараются работать сразу по двум направлениям – и с частными, и с корпоративными клиентами: «Приоритета у нас нет, мы видим, что многие предприятия и их филиалы заинтересованы во внедрении сетевых технологий, что позволяет им существенно экономить деньги и время. Правда, это касается пока только продвинутых компаний», – считает Дмитрий Бетских.

По мнению специалистов, сегодня Интернет крупным компаниям, в каких бы отраслях они не работали, необходим так же, как телефон.

«Работа с корпоративными заказчиками – сектор очень тяжелый, трудоемкий, но его развитие позволит на корню поменять рынок, – говорит Александр Ермолаев. – Сегодня интернет-технологии позволяют магазинам экономить колоссальные средства за счет снижения издержек на хранение товаров и соответственно снижать на них цены. Поэтому желающих развивать у себя это направление очень много».

Речь идет о создании скоростной информационной системы внутри сети магазинов – объединении оптико-волоконной связью офисов в пределах города. «С сетью можно сделать все что угодно», – говорит Дмитрий Бетских. Например, головная структура «Ньютона» –
компания «Ижтрейдинг» организовала в Ижевске заказ продуктов по Интернету. Цены на них от этого совершенно не меняются –
единственное, что за доставку необходимо заплатить 50 рублей.    

Что касается перспектив дальнейшего развития рынка интернет-услуг, то, по словам Дмитрия Бетских, исполнительного директора «Ньютона», постепенно он насытится: «Все, кто хотел компьютер – купят его, все, кто хотел подключиться – подключатся. Уже сегодня ижевский рынок более или менее определен, – говорит он. – Хотя у него еще большой потенциал роста. Думается, что он в чем-то повторяет судьбу развития мобильной связи – то есть насыщение базовыми услугами (в случае с Интернетом – обычный доступ в Сеть) с постепенным понижением базовых тарифов. Уже сегодня популярность провайдера в основном определяется агрессивной рекламной политикой и низкой ценой».

Базовые услуги на доступ в Сеть, скорее всего, не претерпят значительных изменений. Решая задачу сохранения и развития абонентской базы, операторы будут вынуждены инвестировать в хорошую службу поддержки, новые технологии.

Что касается инвестиций, то наши компании ждут их как манны небесной – одни с Запада, другие – из Москвы. Например, чтобы построить оптико-волоконные линии связи, нужны долгосрочные вложения. И если инвестор надеется, что его деньги окупятся через 1-2 года, тогда простому потребителю стоит ожидать повышения суммы в платежках.

«Ситуация в Удмуртии меняется. Инвестиционный климат улучшился, это видно невооруженным взглядом, – делится своими надеждами Александр Ермолаев. – Рынок подогрет и ждет прихода инвестора. Сюда приходят нормальные магазины. А это значит, люди хотят покупать. Покупателям стали доступны кредиты. Кредит, в свою очередь, это – обязательство человека работать и зарабатывать. Это стимул для развития. У потребителя появляется потребность в поиске работы, информации, а значит и в Интернете».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *